Кинокритик Игорь Манцов, посмотрев фильм Алексея Балабанова «Мне не больно», отпраздновал победу: вот мол свершилось, народ больше не хочет смотреть про деньги, подлость и воровство, а хочет только про смерть и только про любовь. В фильме «Лифт» режиссера Всеволода Плоткина («Чтобы выжить», «Ключи от смерти», «Время жестоких») нет разборок между братками, от любви - неуклюжая и малоубедительная эротическая сцена между героями Игоря Верника и Ольги Родионовой, а смерти хватит на три боевика.
В одно прекрасное утро пять человек входят в лифт свежепостроенного дома. Все они оказались вместе совершенно случайно: девушка спешит на тренировку, скрипач, вероятно, на репетицию, ухоженная дама - к маникюрше, парень, видимо, к друзьям, мужчина в халате и с кухонным ножом впрыгнул в самый последний момент и готов к самым решительным действиям: он увидел из окна, как его машину угоняют. Двери закрываются, и лифт отправляется вниз. Но добраться до первого этажа – живым и через много часов – посчастливится всего одному человеку. Лифт будет падать вниз, запертые пассажиры будут кидаться на стены и друг друга в попытках понять, что с ними происходит и почему они так долго едут и не могут выйти вон. Первая жертва замкнутого пространства преставится уже на 10-й минуте и выяснится, что все они не те, за кого себя выдают, и у каждого есть грехи, которые не то, что вниз, в преисподнюю утянут. Более того, среди них маньяк по кличке Ван Гог, которым сначала считают героя Даниила Спиваковского и которым впоследствии окажется скрипач (Игорь Верник), от разочарования в профессии вскрывающий квартиры и отрезающий хозяевам уши.
По словам создателей, фильм показывает поведение людей в условиях идеального стресса (концепция картины возникла после теракта в московском метро в феврале 2004-го). Исследует, как будут вести себя герои, оказавшись в ситуации неведомой опасности, из которой непонятно, как выбраться. Психологических нюансов здесь маловато: понятно же, что все впадут в истерику и будут в прямом смысле слова биться головой о стену, и временами смотреть на это забавно и даже занимательно. Лифт – прекрасное место для того, чтобы испытывать различные виды фобий и волнений, и кинематограф это с удовольствием использует — в одноименном фильме Дика Мааса, в «Револьвере» Гая Ричи, в российском «Лифт уходит по расписанию». Но здесь вы даже не испугаетесь по-настоящему. Потому что уж слишком много сделано на продажу.
По-настоящему хороша и успешна картина, которая улавливает социальное воображаемое большинства. Создатели фильма явно претендовали на то, чтобы дать актуальный срез нынешнего общества и показать его страхи, которые, понятное дело, серьезнее боязни зайти в лифт с незнакомцем. Сюжет, который объединяет теннисистку-наркоманку, очаровательную бездельницу, парубка с рабочей окраины, музыканта-маньяка и тихого сумасшедшего, делает многообещающую заявку на раскрытие темы воздаяния и расплаты, хватается за кризис среднего возраста, предательство, семейный долг, но все это вместе с лифтом под леденящую душу псевдомузыку ухает в никуда. Кино должно быть про людей, а тут про ходульные социальные типы, которые еще и взаимодействуют в совершенно выдуманной ситуации, и все на одно лицо нервные. Экономия на идее, которой хвастался сценарист Роман Доронин, считающий удачей выбор малобюджетного сценического пространства с целью наполнить его захватывающей историей и показать, как незадорого хорошее кино сбацать, обернулась дефицитом смысла. И без того посредственным актерам (Вернику, умеющему только великосветски скалить зубы, Сергею Горобченко, дебютантке Наталье Рычковой) кроме воплей «Выпустите меня отсюда!» просто нечего играть, модель Ольга Родионова мастерски раздувать ноздри и без режиссера умеет (впрочем, в ее карьере гламурной красотки налицо эволюционный сдвиг: разодранные чулки). А вот вращающий глазами и грозящий тонким пальцем Даниил Спиваковский, который пусть и не настоящий маньяк, в отличие от Верника, но хоть актер приличный, и на ролях помешанных не одну собаку съел. Однако сколько его герой ни прикидывайся ангелом, сантехником и водопроводчиком, - он все равно бесславно погибнет. Так что нашего ответа Хичхоку не получилось. От психо-мистичесского триллера - только тетенька в чулках.
Гламур, читай форменная имитация, неистребим.