В рамках Польской программы Центра им. Мейерхольда 17, 18, 19 и 20 Центр театрального мастерства «Гардзенице» (Люблин) представит спектакль Влодзимежа Станевского «Электра» по пьесе Еврипида.
Это культовый польский театр, наследующий темам и радикальным исследованиям польского театрального гуру Ежи Гротовского. Его основатель Влодзимеж Станевский (1950) родился в польском городе Бардо, и вся его театральная теория и практика связаны с представлением о том, что природный ландшафт и настроение родных мест формируют человека с рождения и определяют его эстетические и этические приоритеты на протяжении жизни. Станевский изучал литературу и театр в Ягеллонском университете в Кракове. В начале 1970-х был актером труппы Ежи Гротовского.
В 1977 году основал Центр театрального мастерства в деревне Гардзенице под Люблином. Здесь Станевский поставил всемирно известные спектакли "Гаргантюа и Пантагрюэль" по роману Франсуа Рабле, "Заклятия" по Адаму Мицкевичу, "Житие протопопа Аввакума", "Кармина Бурана", "Метаморфозы" по Апулею. Со спектаклями, мастер-классами и симпозиумами Центр театрального мастерства "Гардзенице" объездил весь мир. Впервые Россия познакомилась с методом Влодзимежа Станевского на Всемирной театральной олимпиаде в Москве в 2001 году (спектакль "Метаморфозы" игрался на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда).
Крестьяне Гардзенице настороженно относятся к театральным экспериментам Станевского, и потому он охотно пускается в экспедиции по заповедной Польше - актеры колесят по стране на "первобытных" повозках с целью приблизиться к народной культуре, танцам, песням, костюмам, мифологии, аутентичным способам бытования в неурбанистической среде. Свою особую идеологию Станевский называет "За новую естественную среду для театра". Он пытается проникнуть в самые разнообразные этнические миры - начиная от славянского и завершая древнегреческим. Он погружался в финский, мексиканский, американо-индейский, корейский, православно-афонский культурные миры, в духовные техники индийских йогов.
Из статьи Романа Павловского о спектакле "Электра" ("Газета Выборча", 16.05.2004):
"Когда 7 лет назад Станевский и его труппа принялись за новое исследование - на территории Древней Греции, большинство критиков сомневалось в полезности этой затеи, которая, на их взгляд, была лишена здравого смысла. Притворятся древними греками в деревне под Люблиным? Это походило на шутку.
Но сегодня уже очевидно, что такой диалог с античностью принес невероятные результаты. После спектакля "Метаморфозы" 1997 года, этой попытки реконструировать античную музыку и пение, труппа взялась за пьесу Еврипида "Электра". /…/ Станевский и сорежиссер спектакля Мариуш Голай ставят "Электру" о современной эпидемии насилия. Совсем юные отпрыски Клитемнестры и Агамемнона с детства инфицированы вирусом жестокости. Вооруженные бутылками и бейсбольными битами, они готовы мстить старшим.
Чтобы объяснить механизм преступления, Станевский включает в спектакль ужасающую сцену без слов, которую вы не найдете у Еврипида. Маленькую Электру (Анна-Елена МакЛин) насилует любовник матери Эгисф и его наперсники. /…/ Темная сторона современного общества - насилие в семье и совращение малолетних, часто при содействии матерей. Спектакль "Гардзенице" указывает на проблему и демонстрирует ее последствия.
"Электра" открывает новые пути к постановке греческих трагедий. Станевский восстанавливает все то, что было утеряно с античных времен: элементы танца и музыки. Здесь вы не найдете ни мелодекламации, ни туник, ни "античных" поз; спектакль Станевского - это выброс особой энергии".
Кроме спектакля 18, 19 марта в Центре им. Мейерхольда пройдет двухдневный семинар с участием ведущих специалистов Центра театрального мастерства «Гардзенице» по уникальной методике работы театра-лаборатории и актерского тренинга Влодзимежа Станевского. Обширная видеопрограмма, лекции, презентация книги Станевского «Скрытые территории». 20 марта состоится круглый стол с театром «Гардзенице» при участии театральных критиков, режиссеров, актеров, зрителей.