будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Культура

“Постмодернизм власти обернулся провалом”

В коротком интервью с Александром Архангельским, ведущим информационно-аналитической программы “Тем Временем” (телеканал “Культура”) мы привязались как к поводу к изменениям в формате этой передачи (сейчас каждый понедельник будет обсуждаться две темы: главная прошедшей и главная наступившей недели, упор будет делаться на дискуссионную часть – проведена реорганизация студии, рассчитанной теперь на 60 человек дискутирующей аудитории и 4 экспертов и т.д.). Но смысл разговора в сверке идеологических часов при близко понимаемой миссии -–для "Полит.ру" политика – это часть культуры, а не наоборот.

В чем все-таки содержательный смысл формальных изменений в вашем телепродукте? Каким должен быть разговор с обществом о важнейших событиях страны с точки зрения культуры?

На первое место для нас сейчас выходит полемическая дискуссионная часть – о культуре, науке и обществе. Нас интересуют не актуальность как таковая, в том числе и политическая, нас интересуют прежде всего идеи. Мы хотим работать и открывать идеи, потому это на самом деле важно. Понимая, что идеи, конечно, вполне могут оказывать влияние и на политику, а поводы для "идейного" разговора вытекают из актуального.

Ну, например, мы хотим в одной из передач обсудить статью Геннадия Андреевича Зюганова “О партийной литературе”. Мне лично достаточно мало интересует сам Зюганов и его статья. Но вновь актуальная тема об идеологическом руководстве в сфере культуры – интересует очень. На протяжении 90-х все-таки никакой попытки прямого государственного руководства в сфере культуры и искусства не было. Художников, как тех барашков, никто не выпасал. С одной стороны, это и правильно. С другой стороны, допускаю, что возможна позиция и государственного идеолога.

В ближайший понедельник мы будем обсуждать актуальный конфликт православной общественности и РПЦ с художниками. Конечно, мы привязываемся к конкретным политическим событиям, как то к захвату православными прихожанами художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, который располагается в здании храма в Кадашах. Мы хотим выслушать все стороны конфликта, потому что, считаем, у каждой из них есть своя правда.

Как вы понимаете свою культурную миссию, культуртрегерскую, если угодно, в чем суть дела?

Я думаю, что одна из больших бед России – никто не умеет дискутировать, ужасно не развита полемическая культура, культура, в которой допускается и приветствуются наличие разных позиций. Собственно, мы видим свою задачу в развитии этой культуры.

Только это не культуртрегерская, а идеологическая задача. Мы ее понимаем именно как идеологическую.

Кроме того, мы хотели бы способствовать открытию новых имен в художественной и интеллектуальной жизни, то есть сочетать и вести разговор с известными и признанными людьми, но особенно хотелось бы помогать росту и узнаванию сильных, но пока малоизвестных людей.

Как вашу деятельность можно соотнести с актуальнейшим вопросом о традиции, в частности о попытках государства наследовать советскую историю?

Мы отталкиваемся от понимания, что постмодернизм власти в отношении советского времени обернулся полным провалом. Видимо, предполагалось, что можно заимствовать только символы той эпохи – гимн, скажем, флаг. Но потом выяснилось, что символы очень легко оживают. У нас уже есть политбюро – администрация президента, после нововведения с назначаемостью губернаторов появятся обкомы. Появятся ли потом райкомы?

Но с другой стороны, надо помнить, как начиналась игра с советской символикой в культуре, кто использовал ее своей художественной работе, как ностальгия по советским временам вводилась в арсенал художников. Было впечатление, что это наследование может быть стилистическим, что одно дело – советское социалистическое помпезное искусство, а с другой - казни. Но эти вещи - все-таки связные части одной традиции.

Должна быть историческая память, но прямо хотелось наследовать другой части традиции. Традиции самостоятельной энергии, самодеятельности, противодействия, которая, безусловно, не прерывалась и в советское время. Формы самостояния, формы сохранения своего человеческого достоинства, способность сохранять себя в чудовищных условиях…

При этом мы же понимаем, что всякая реконструкция история – это на самом деле конструкция. Мы самостоятельно можем определяться по отношению к разным частям традиции. Это и есть позиция человека по отношению к культуре.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).