будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
литература Нобелевская премия
Май 17, 2025
Культура
Биргер Лиза

Предельный опыт

Предельный опыт
ps_EGgxyEvXkAEeWtQ
Ольга Токарчук и Петер Хандке. Источник: Niklas Elmehed/Nobel Prize

Литературный критик и обозревательница портала «Горький» Лиза Биргер рассказала корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман, чем знамениты нобелевские лауреаты Петер Хандке и Ольга Токарчук, и почему важен их опыт понимания европейской культуры.

Для меня стало большим сюрпризом, что Нобелевский комитет выбрал именно этих авторов — Петера Хандке и Ольгу Токарчук. Буквально за несколько дней объявления лауреатов секретарь премии в интервью газете «Гардиан» сказал, что жюри будет стремиться уйти от европоцентричной литературы. Букмекеры ставили на африканского писателя Нгуги Ва Тхионго и сирийского поэта Адониса.

И тем не менее Нобелевские премии получили два очень европейских автора, и это, с одной стороны, приятно, поскольку европейская культура нам все-таки ближе и понятнее, а с другой стороны, это показывает, что мы, европейцы, по-прежнему очень сосредоточены на самих себе и своих проблемах.

В своих произведениях Петер Хандке и Ольга Токарчук исследуют, каждый по-своему, опыт выхода за пределы границ, и это очень европейская история.

Свои главные произведения анфан террибль австрийской литературы Петер Хандке написал до конца 1980-х годов, сейчас он практически ничего не пишет. В 1960-70-х он был бунтарем — слушал рок-н-ролл, стригся под битлов и со всеми ругался, в те времена это сильно фраппировало австрийский литературный истеблишмент.

Один из главных его романов называется «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1970), это произведение переведено на русский язык. Главный герой романа — уволенный вратарь — бесцельно шатается по городу и совершает убийство. Он решает, что лучший способ скрыть преступление — делать вид, что ничего не случилось и продолжает бесцельно бродить по городу. В конце романа он приходит на стадион и наблюдает за матчем. Судья назначает пенальти и герой абсолютно уверен, что у вратаря нет ни единого шанса, нападающий непременно забьет гол. И вот — удар по мячу — идеальная атака — но мяч летит прямо в руки вратарю. Ничего не сказано прямо, но через образ мяча мы понимаем, что ощущение героя, что он может управлять ситуацией — абсолютно иллюзорно и наказание неизбежно.

Роман «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» был экранизован Вимом Вендерсом и стал первой его заметной картиной. Всего Вендерс и Хандке сняли в сотрудничестве четыре фильма, но самый известный — «Небо над Берлином», конечно же. Важная часть действия происходит на Потсдамер-плац — площади, которая была оживленным местом до войны, а потом была полностью разбомблена и остался только пустырь. Это своего рода метафора европейской истории и перекраивания карты Европы.

Нобелевский комитет часто упрекают в излишней политизированности, политкорректности и конъюнктурности. Однако последним заметным произведением Хандке был сборник путевых заметок под названием «Зимняя поездка по Дунаю, Саве, Мораве и Дрине, или Справедливость для Сербии», из-за которого разразился настоящий скандал. Петер Хандке впоследствии не раз выступал в поддержку сербов и даже навещал Слободана Милошевича в тюрьме в Гааге. К счастью для литературы Нобелевский комитет не оценивает моральный облик автора.

Ольга Токарчук получила в 2018 году Международную Букеровскую премию, которая принесла этой замечательной писательнице заслуженную всемирную известность. В 2010 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышел перевод ее главного романа «Бегуны», и совсем недавно на русском вышел сборник ее рассказов «Диковинные истории», о котором я писала.

Герои произведений Токарчук — это люди, которые перемещаются в пространстве, путешествуют. В рассказах писательницы мир с одной стороны проницаемый и прозрачный, но с другой стороны переход границы всякий раз оказывается для героя инициацией — несет в себе новый опыт, иной раз оборачивается трагедией.

И это тоже очень европейская история, которая перекликается с актуальными темами — взять тот же Брекзит. Что будет если мы закроемся в себе? И получится ли у нас закрыться? А если мы будем открываться и выходить за пределы, что мы там найдем? Откроем ли что-то новое или что-то поймем о самих себе? Герои Токарчук получают этот предельный, пограничный опыт через движение, путешествие, пересечение границ.

Биргер Лиза
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).