В 1807 году в петербургской типографии Шнора вышла книга "Предметы для художников, избранные из Российской Истории, Славенского Баснословия и из всех русских сочинений в стихах и в прозе". Неленивый автор, А.Писарев, член Санкт-Петербургского вольного общества любителей наук, словесности и художеств, и Санкт-Петербургского же филантропического общества, отобрал из истории, богословия, и всех русских сочинений - тогда ведь интернет еще не изобрели, времена были счастливые, писателей сравнительно мало, - сцены, достойные кисти отечественных художников, каковых, кстати, на момент написания книги даже меньше было, чем писателей.
То есть, буквально - изобразить, пишет, к примеру, следует Олега, прибивающего щит Игорев к Цареградским вратам на глазах у императора Леона. Леон мрачен, Олег - наоборот, дружина, как ей и полагается, пирует. Кто в доспехах, кто в тоге, кто руки к небу воздел, кто очи долу опустил - все дотошно описано. Художнику остается только бежать за палитрой.
Сейчас, увы, все не так: никто за художниками не приглядывает, кругозор у большинства узковат, и вместо того, чтобы обращаться к сокровищам истории или хотя бы сочинениям в стихах и прозе, художники в массе своей с туповатым упорством либо в сто сорок пятый раз из каловых масс лепят статую Микки-Мауса, либо и вовсе пачкают холсты невнятными закорючками.
Не обязательно состоять в филантропическом обществе, чтобы быть филантропом. Вот и мы, в меру слабых сил своих, решили предложить современным художникам ряд сюжетов, более, как кажется, достойных, чем то, что обычно они изображать тщатся. И начнем с предмета исключительно возвышенного.
Ленивый, наверное, только не потешался над оговоркой комментатора, объяснявшего зрителям центральных телеканалов смысл Пасхального богослужения. Все помнят этот знаменательный момент: "А сейчас мы видели, что на богослужении в Храме Христа Спасителя присутствуют первые лица государства, несущие высокую ответственность за народ, за страну в эти не самые легкие времена. Это наш премьер-министр, премьер-министр России Дмитрий Анатоль... Владимир Владимирович Путин и президент России Владимир Владимирович Путин".
Но повод ли это для глупого смеха? Не разумнее ли здесь глубокое усмотреть прозрение? Главный праздник светского нашего государства требует присутствия в храме отца отечества. Герой важнее случайных статистов, которыми, в силу понятных формальностей, приходится затыкать административные лакуны. Единый в двух лицах правитель уподобляется двуглавому орлу, сам становится гербом и сливается с народом своим в порыве ликования. Это и прозревает очами духовными комментатор. Этот момент, равных которому в истории немного, и следовало бы запечатлеть живописцу.
Пусть в храме присутствовал один только Путин, но чего бы стоило искусство, не стремись оно мир улучшить? Для художника это - прекрасный шанс посрамить возомнившее себя всемогущим ТВ и противопоставить текучей реальности трансляции подлинную, неподвижную реальность полотна.
Что мы хотели бы на таком полотне увидеть? Явление вождя народу, конечно. Таинство удвоения ВВП, о котором так долго говорили видные члены партии власти, что сами уже разуверились, устали и умолкли, и которое случилось пасхальной ночью маловерным в посрамление. Представление Президента и Премьера. ПиП-шоу в известном смысле.
Итак, в загоне для ВИП-молящихся, на возвышении, за загородкой, образом границы между величием одного и состоянием прочих, стоят премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин и президент РФ Владимир Владимирович Путин. Они абсолютно одинаковы, ибо они - одно. Дорогие костюмы - скромная роскошь, знак одновременно процветания и смирения. Глаза опущены. В руках свечи. Степень одухотворенности лиц, любимых и мудрых, зависит только от одаренности того, кто возьмется, услышав наш призыв, за этот непростой сюжет. Никаких иных ограничений, тут, понятно, быть не может. В этом деле духовность - как масло в каше.
Справа от удвоившегося вождя и слева, соответственно, от зрителя - Светлана Медведева, с улыбкой взирающая на народ, робкая, чуть румяная, в платочке изящном. Она и есть Россия. Да, немного странно, конечно, что именно ее придется здесь изобразить. Может быть, Алина Кабаева показалась бы искателю символических смыслов уместнее, в качестве, допустим, образа многонациональной нашей родины. Но что поделаешь - приходится отдать должное реалистическим традициям русской живописи.
И, пожалуй, все. Не нужно гнаться за узнаваемыми деталями. Свет, сияние пусть станут фоном, из света выплывают пусть на зрителя в загончике своем, как в дивном корабле удвоенный властитель и женщина-страна. Из сияющего настоящего в невообразимое будущее.