будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Давыдов Иван

Предметы для художников 3: Зам.ген.дир раскрашивает разведчика

Предметы для художников 3: Зам.ген.дир раскрашивает разведчика
davydov98

Батальная живопись русскому глазу привычна. Войны занимают центральное место в представлениях народа о собственной истории, и не без оснований, и, в общем, неудивительно, что единственный государственный праздник, который не вызывает ожесточенных споров, - День Победы.

Времена, однако, меняются, и старые темы требуют новых подходов. В связи с чем и мы, ориентируясь на календарь, рискнем предложить гипотетическим живописцам сюжет не вполне традиционный. Сегодняшняя картина могла бы называться, например, так: "Заместитель генерального директора раскрашивает разведчика".

В центре полотна - два героя интеллигенции. Старый герой устаревшей, то есть, интеллигенции, и новый герой интеллигенции новейшей.  Второй - ближе к нам и оттого крупнее, понятнее, и человечнее. Это - первый заместитель генерального директора телеканала "Россия" Александр Любимов. Он высок и гладок. Вместо привычного костюма на выдающемся медиаменеджере - доспехи, известные любителям русской живописи по картине П.Д.Корина "Александр Невский".  Непонятно, будет ли уместен логотип конкурса "Имя Россия" на шлеме, но поэкспериментировать стоит. Вместо меча в руках у героя - кисть. Чуть поодаль - услужливо подающий палитру шестисотглавый монстр с пояснительной надписью "коллектив разработчиков".

Перед Любимовым - штандартен-фюрер СС Штирлиц на невысоком постаменте. Вполоборота, с лицом грустным и задумчивым, ну, как во второй серии, когда он на фоне немецких березок размышляет о судьбе радистки Кэт. Сверху - еще черно-белый, далекий и неживой, но ботинки и брюки уже раскрашены.

Неплохо было бы показать, что Александр Любимов - в творческом поиске, процесс незавершен,  а чудо созидания открывается нам здесь и сейчас.  Как? Ну, допустим, на левой ноге у легендарного разведчика - строгий форменный ботинок, а на правой - стоптанный кроссовок с надписью "Найк", левая брючина - от мундира СС, правая - цвета наваринского дыму с пламенем. И Любимов, кистью взмахнув и на шаг отступив, любуется, но в то же время и размышляет, что ли, - что же выбрать.

Это ведь действительно чудо. Когда-то давно Исаев-Штирлиц-Тихонов совершил его не без помощи Юлиана Семенова и Татьяны Лиозновой в первый раз, показав интеллигенции Советского Союза, что война может быть и такой - аккуратной, приемлемой, тихой,  европейской. Без непонятных вот этих мужиков  в щетине, поту и грязных шинелях, без кровищи и криков "За  Сталина!" И без американской, в то же время, разухабистости - наш шпион почти в одиночку почти победил почти Гитлера, проскочив джеймсбондовщину: его "Мерседес" не умел плеваться ракетами и плавать под водой, он не истреблял батальонами бесчеловечных каких-нибудь гестаповцев+ Информация к размышлению, характер нордический, ровно через десять минут он проснется+  Эта, интеллигентная, можно без преувеличения сказать, война  вполне устраивала тихого советского инженера, не говоря о филологе, который теперь и себя вполне мог представить человеком молчаливого подвига, не беспокоясь больше о том, что близорукость или  одышка помешают при случае записаться в герои.

И вот сегодня то же чудо повторяется с учетом изменившихся реалий. Война, что ни год, то дальше, ветеранов все меньше, дети учат историю неохотно, и не каждый вспомнит, с кем мы тогда воевали - с Бэтменом или все-таки с Винни-Пухом. Блокбастеры прошлого на тертой черно-белой пленке, затянутые и без спец-эффектов, не привлекают аудиторию. Но все проблемы разрешаются одним ударом кисти - и вот уже повод у снобов плеваться (или радоваться, опознавая в блеклых цветах отсылки к ранней Ленни Рифеншталь), а у прочих - просто поглазеть, еще раз приобщаясь к мифу, не для них придуманному. И помолодевший Штирлиц вместо постаревшего Тихонова входит в чудесный мир голубых в разных смыслах огоньков, старых песен о главном, танцев со звездами и прочего+  Розовое платьице было б здесь, наверное, даже поуместнее мундира СС, ну да не все следует договаривать. Огламуренный разведчик еще раз должен попытаться сделать ту страшную войну своей для очередного поколения.

Вот только как отразить все это средствами живописи? Что делать предполагаемому нашему художнику? Можно, пожалуй, впихнуть на полотно всех тех, кто продолжит одомашнивать позднесоветскую легенду о некровавых подвигах. Любимов пусть возвышается, как фараон, над сонмом выстроившихся в очередь карликов. Пусть опознают зрители привычное - вот, допустим, Борис Моисеев в эффектно порванной на нужных местах гимнастерке подбирает мотивчик повеселей для известной песни про облако, и тут же певица Сергей, или Максим, как ее, неважно, Николай, и Анна Семенович в красивом мундире, несколько тесном для главных ее достоинств, но непременно на коньках. Все божества эфира - от Пугачевой до доктора Малахова, толпой и с понятными атрибутами пусть теснятся где-нибудь в углу неточной цитатой из перестроечного Глазунова.

И, кстати, поскольку прайм-тайм - вечером, у нас на полотне пусть тоже будут сумерки. И в верхнем, правом, как положено, углу - луна с человеческим лицом. С человеческим, человечным, узнаваемым. Лицом того самого человека, которого со Штирлицем в последние девять лет неоднократно сравнивали. Луна на убыли, уходящая в тень, растворяющаяся в сером, недораскрашенном еще небе.

Давыдов Иван
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).