Весна – любимое время художников-пейзажистов, а мы о пейзажистах как-то позабыли. Все предлагаем вниманию гипотетических авторов многофигурные композиции разной степени аллегоричности. Это, конечно, неправильно. Весна ведь. Цветет все. Ну, многое. Граждане отправляются на природу мусорить и есть горелое мясо. Солнышко, ласточка, травка. Благодать.
В общем, пришло время исправить ошибку. Сегодня у нас – непретенциозный весенний пейзаж без каких бы то ни было излишеств. Чистая пастораль, чтоб не сказать – идиллия. Нет, вот честно, сами в конце увидите, - идиллия.
Но для начала зададимся вопросом – искусство ведь, мы где-то читали, тоже способ отвечать на вопросы, ну, по крайней мере, существует такое мнение, - а чем характеризуется весна? Помимо очевидных вышеперечисленных признаков? Правильно – весной выползает из нор на волю всякая нечисть. Ползает под ногами, вокруг летает, мешает жить жужжанием, а иногда даже кусается.
А что мешает нам жить, если вспомнить, что мы не энтомологи все-таки, а исследователи государственной жизни? Да многое. То есть, многие.
Допустим, несогласные. Или, как пишут в правильных изданиях, «так называемые несогласные». Вот, с изображения Несогласного и начнем. Страшного такого, чтоб прямо на зрителя с полотна пер. Ну, кто он, этот самый несогласный – да студентик типичный недоучившийся. Джинсы в обтяжку с дырами и аппликациями, в зубах – сигарета, естественно, спортом он ведь не занимается, кабы занимался, так дурь бы всякая в голову б не лезла б. Из кармана – на папины честно заработанные приобретенный Айпод, в руке журнальчик «Клевые племена», на майке – ну, допустим, флаг конфедерации. Намекающий, вероятно, на неартикулированное желание хозяев этого самого несогласного превратить наших гордых сограждан в рабов заокеанского капитала.
Жуть. Но это только начало. Рядом – Гей в петушином своем наряде, с густо накрашенной физиономией, в туфельках на высокой платформе, с радугой-флажком. Каждую весну ведь, сквернавец, норовит в Москве парад устроить, будто мало нам танков с самоходками. Вслед за Геем – чудовищный русский фашист, бритый наголо, разумеется, в черной коже, под каковой – косоворотка, ниже – штаны такие в горошек, в таких, бывалочи, в «Окнах РОСТа» кулаков изображали, на одной ноге – башмак боевой скинхедский, на другой – смазной сапожище. Ну а что, подчеркнем преемственность. И вообще, тут краски не сгустишь, что не изобрази. Все сойдет – антисемитский лозунг, бита, двойные зиг-руны татуировкой на запястье. И тут же – уволенный со стройки Нелегальный Мигрант, идущий на мирные наши селения. Грабить, разумеется, и насиловать. Он черен как бес на любой иконе, одет в нечистый оранжевый комбинезон и вооружен куском арматуры. Ну или фуганком, допустим. Чтоб страшнее было.
Эй, воскликнет возмущенный читатель, постойте. Ну что же это опять такое? А как же анонсированный пейзаж? А где запланированная идиллия? И тут обман!
Спокойно. Сейчас будет идиллия.
Дело в том, что зритель всего этого не увидит. Ведь художник наш, закончив рисовать означенных четырех пехотинцев весеннего Апокалипсиса, должен отойти на пару шагов, полюбоваться, а потом обмакнуть кисть в черную краску и ровными аккуратными мазками все закрасить. И это – не римейк «Черного квадрата», как мог бы кто-нибудь чрезмерно торопливый подумать. Нет, мы против дешевых цитат и копирования шедевров. Тут все сложнее.
Потому что дальше берется краска белая и по черному фону трафаретным унылым шрифтом пишется слово «ОМОН». Между скрытыми от глаз зрителя чудовищами и собственно зрителем теперь находится то, что должно нас защитить от всего плохого. Это, повторимся, не Малевич версии 2.0., а всего лишь тыльная часть бронежилета.
И теперь перед нами – вполне завершенный пейзаж. Русский весенний пейзаж. Полнейшая, как и было обещано, идиллия.