будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 12, 2025
Культура
Невердовская Елена

Причины и следствия культурного обмена

Событие. То, что лежит на поверхности: В сентябре в Дюссельдорфском museum kunst palast открылась художественная выставка «Bonjour, Россия!» - новый музейный блокбастер с очередями перед входом, паломниками из других городов и стран, и VIP-гостями по ночам. Магнитом для любителей изящных искусств стали французская и русская живопись 1870-1925 годов из Эрмитажа, Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев. Среди них: эрмитажный «Танец» Матисса, «Портрет Жанны Самари» Ренуара из Пушкинского, «Черный квадрат» Малевича из Русского.

Событие такого ранга пропустить невозможно. И одновременно невозможно не задаться вопросом «что произошло, как такая выставка стала реальностью?» Ведь известно, что в советское время, когда Министерство культуры решало, что посылать в другие страны, путешествовал только соцреализм. А после развала Союза, когда уже сами директора музеев определяли, что отправить, отделывались экспортом «малой крови», испугавшись участившихся музейных краж. Ответ прост только на первый взгляд: большая политика, большие деньги.

Идея выставки принадлежит немецкому газовому концерну E.ON. Именно бизнесмены пришли в музей, спонсорами которого они являются, и заявили, что хотят сделать такую выставку, видеть на ней именно вот эти картины, и пригласить в качестве куратора знаменитого лондонского сэра Нормана Розенталя. И оплатить все единолично все расходы, даже самые фантастические (стоит задуматься только, во что обошлась страховка Матисса или Шагала). Все только покачали головами. Сколько раз пытались вывезти из России французов и русский авангард и всегда терпели поражение. Но на этот раз состоялось.

И вот – мировая сенсация: картины из четырех главных русских музеев демонстрируются сначала, до православного рождества, в Дюссельдорфе, а затем - в Королевской Академии искусств в Лондоне. Ежедневная пресса публикует истории картин импрессионистов и фовистов на своих страницах. Перед входом в музей уже толпится многочасовая очередь. В музейном кафе подают борщ и блины с икрой.

Background. То, что скрыто от глаз:  «Bonjour, Россия!» не могла бы состояться без влияния экономических отношений»,  - заметил на пресс-конференции Вульф Бернотат, глава концерна E.ON, и в дальнейшем не устающий отмечать в своих многочисленных интервью прочную партнерскую связь двух концернов – русского Газпрома и немецкого E.ON. Он заявил, что сенсационная выставка – это своего рода юбилейный подарок в честь, с одной стороны, вполне прозаического, с другой – вполне знаменательного события, а именно 500-миллиардного кубометра газа, который поступит из России в Германию в этом году. Отсчет ведется с 1970 года, когда был подписан договор между Союзнефтьгазом и Рургазом. Так что «газовые отношения» стран пережили даже политические изменения в странах.

«И, - подчеркнул на той же конференции Бернотат, - реализация этой выставки еще раз подтверждает, что Россия может рассматриваться как надежный партнер Европы». А художественный куратор выставки сэр Розенталь тогда же и продолжил: «Европа не может считаться целой до тех пор, пока к ней ни присоединиться Россия». И рассказал на этот счет историю обмена последними летними, перед уходом на каникулы, факсами между Тони Блэром и Владимиром Путиным: «Дорогой Владимир, - пишет премьер-министр Великобритании, - я бы хотел, чтобы картины приехали в Лондон». «Дорогой Тони, - отвечает русский президент, - они приедут».

Как значится «над поверхностью»: выставка проходит под патронажем федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Сенсация на первый, второй и профессиональный взгляд: Сенсационность выставки состоит не только в том, что картины такого ранга из известнейших русских музеев наконец-то показаны в Европе. И не только в том, какую роль в этом играют экономические и политические выгоды России, Германии и Объединенного королевства. Но и – а это очевидно в основном для питерцев, москвичей и прочих россиян, приобщенных к музейной политике - в беспримерном объединении четырех музеев. Как сказал простодушный директор Русского музея Владимир Гусев, «объединить Русский, Пушкинский, Эрмитаж и Третьяковку было не легче, чем объединить Европу». А менее простодушная и более тщеславная Евгения Петрова из того же Русского заметила, что она «не понимает вообще, зачем было все это объединять, ведь мы сами могли бы устроить экспозицию отнюдь не хуже». И преподнесла публике свое видение русского изобразительного искусства с такими подробностями, как выдержка из письма Репина Крамскому «мы пойдем другим путем», и замечанием, что русское искусство всегда было демократично и всегда было гонимо, и что ему чужд «западный формализм», так как «самое главное – это сердце, содержание, душа».

И естественно, все посредники уцепились за этот «достоверный первоисточник», пропустив мимо ушей озвученную непосредственным автором экспозиции сэром Розенталем концепцию выставки. «Bonjour, Россия!» - это иллюстрированная история искусства России конце ХХ века, взаимоотношения двух русских столиц с Парижем и того, насколько быстро «русские ученики переросли своих французских маэстро». Это демонстрация уникального явления: Россия на границе веков была самой передовой художественной державой мира. «Был, конечно, еще Пит Мондриан, но он - отдельная фигура, а не коллективное движение, участники которого исследовали закрытые зоны, прошли нехоженными тропами, и в результате самым серьезным образом повлияли на развитие искусства будущего».

Эта точка зрения, это высказывание – тоже своего рода сенсация. Когда большим патриотом русского искусства является англичанин, а российские искусствоведы до сих пор пребывают в состоянии закомплексованности и продолжают доказывать «право на свой путь», провоцируя высокомерное и покровительственное отношение к русской живописи со стороны «знатоков французской». «И как жаль, что не приехала легендарная Антонова», - сказал Розенталь.

Постскриптум: «E.ON планирует дальнейшую экспансию в России», - такие заголовки появились в конце сентября в немецких газетах.  Речь идет о том, что немецкому энергетическому концерну удалось выйти на русский рынок, E.ON стал покупателем 70% акций компании «ОГК-4», одного из шести межрегиональных производителей электроэнергии в России. По мнению Анатолия Чубайса, это самая крупная инвестиционная сделка в истории российской электроэнергетики. Но, как отметил председатель правления  E.ON Вульф Бернотат, отнюдь не последняя – в ближней перспективе приобретение 25% акций газового месторождения Южнорусское, в будущем – движение все дальше на восток.

Акции «ОГК-4» обошлись E.ON в 4,1 млрд. евро. Сколько было истрачено на «Bonjour, Россия!» никто не собирается открывать.

Невердовская Елена
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).