будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Принц и как его понимать

 Принц Эжен Савойский (1663-1736) выглядит абсолютным чемпионом венского Бельведера по выставкам. Только в прошлом веке в его честь их было устроено четыре. Но нынешняя – «Принц Эжен: полководец, философ и друг искусства» - самая большая в истории.

Пристрастие Бельведера объяснимо: принц и построил один из самых знаменитых европейских дворцов, чьи коллекции и чей парк по-прежнему привлекают миллионы туристов в год. Да и почтовый адрес Бельведера звучит: Prinz-Eugen-Strasse, 27. (В русской традиции, кстати, Эжена Савойского чаще всего зовут Евгением Савойским, но это неверно; было бы непривычно обсуждать с испанцем Алехандро Пушкина? Остановимся на Эжене).

Якоб ван Шуппен. Принц Эжен, победитель турков, 1718
© Rijksmuseum, Amsterdam

Жизнь этого космополита выглядит хрестоматийной для его эпохи. Итальянец по происхождению, уроженец Франции, он всю сознательную жизнь находился на службе у заклятых врагов Парижа – у Габсбургов. Более того, принц командовал австрийскими войсками, которые били французов. Интересно, предвидь Людовик XIV такое будущее, решился бы он выслать в свое время из Франции мать принца, Олимпию Манчини графиню Суассонскую? Она хоть и была племянницей кардинала Мазарини, но попала под подозрение в рамках т.н. «дела о ядах» - массовой истерии, охватившей французский двор в 1675 – 1682 годах и приведшей к казни маркизы де Бреньвилье и еще нескольких десятков человек. Принц Эжен отправился в изгнание не в Брюссель, где обосновалась его мать, но в Вену (для этого ему на время путешествия пришлось переодеться в женское платье).

Поступив на военную службу волонтером, он начал с блестящей победы над турками и уже после первого боя командовал драгунским полком. Трудно, правда, понять, был ли такой взлет возможен без поддержки его кузенов, маркграфа Людвига-Вильгельма Баденского и курфюрста Макса-Эманюэля Баварского? Как бы то ни было, военная карьера изначально нищего Эжена развивалась со скоростью, которой можно позавидовать и сегодня. В 27 лет он уже командовал австрийскими войсками в Италии, откуда и совершил несколько удачных вторжений в некогда родную Францию. Апофеозом его противостояния с бывшей родиной стала победа 9 июля 1701 года над армией знаменитого маршала Катина, после чего тот был смещен с должности. К этому времени принц давно уже был фельдмаршалом, а вскоре и возглавил военный совет при императоре. Реорганизация военного дела, которую он провел, до сих пор поражает специалистов.

Великий визир Кара Мустафа. Б.д. © Wien Museum

Впрочем, для австрийской, да и для всей европейской истории, куда важнее оказались победы принца Савойского над турками, особенно при Зенте над султаном Мустафой II. Их оценили на континенте: среди почитателей были Руссо и Вольтер, в отдельном зале Бельведера можно послушать музыку, сочиненную в честь принца, а один из лучших его парадных портретов, например, принадлежит амстердамскому Рийксмузеуму (тот, впрочем, надолго передал его Бельведеру). Впрочем, в Голландии принц долгие годы был наместником Габсбургов и боролся против освободительных движений. Его роль как дипломата и советника была неоценима для многих императоров – Леопольда I, Йозефа I и Карла VI, и вообще, что бы делали Габсбурги без его 24 побед? Статистики от истории утверждают, что почти треть из них были решающими для Европы того времени.

Благодаря этим победам Эжен Савойский несказанно разбогател: императоры не скупились на награды для талантливого полководца. Когда, например, в апреле 1707 года Карл III Испанский назначил принца генерал-губернатором Милана, ему установили годовой оклад в 150 тысяч гульденов. Принц тратил деньги не как кутила, но как образованный человек: он собирал искусство. С торговцами картин, художниками и садовыми архитекторами он переписывался из военных лагерей. Его коллекции считались одними из лучших в начале XVIII столетия. Автопортрет Ван-Дейка и одна из версий «Давида с головой Голиафа» в исполнении Гвидо Рени, портретная галерея военной и аристократической элиты Европы, иллюстрированные книги средневековья, инкунабулы и гравюры – собрание впечатляет и сегодня, даже если художественные вкусы за триста лет изменились и далеко не все в выборе той поры выглядит сегодня бесспорным (принц любил, например, итальянскую живопись, которая к началу XVIII века уже окончательно выдохлась).

Питер Ван ден Берге. Принц Эжен посешает галериста Цомера в Амстердаме. Б.д. © Rijksmuseum, Amsterdam

Кристина Пизанская. Книга о Граде Женском. Фрагмент книги. Ок. 1470. © Österreichische Nationalbibliothek, Wien

Хотя есть и настоящие шедевры, особенно среди книг – не зря собрание принца, включавшее в себя и парижскую библиотеку его родителей, хранится сегодня как отдельный фонд, Bibliotheca Eugeniana в Австрийской национальной библиотеке. Все переплеты украшены фамильным гербом в золоте, инициалом «Е» и изображением ордена Золотого Руна. При жизни владельца одна лишь коллекция рукописей и инкунабул насчитывала 237 предметов, в том числе немало французских рукописных книг XIII – XVI вв. А терракотовый «Геркулес, убивающий Ладона, дракона из сада Гесперид» Джованни Джулиани (1664 – 1744)?!

Автор принадлежал к числу не только модных, но и важнейших скульпторов эпохи. Несмотря на скудость сведений о ранних годах его жизни, известно, что Джулиани учился во Флоренции и Болонье, а потом, как это принято, устремился туда, где богаче. После Мюнхена он осел в 1690 году в Вене, где начинает работать для монастыря Святого Креста. После расставания с женой и финансовых проблем он поселился в 1711 году в монастыре, где и хранятся сегодня его архивы, включая уникальную подборку 140 боццетти, глиняных макетов больших скульптур (из этого собрания и отобрали для выставки «Геркулеса»). Боццетти создавали сами авторы, а затем скульптуры лили и лепили в их ателье. По боццетти видно, как прагматично порой относился Джулиани к своим идеям – он часто их варьировал, охотно цитировал предшественников, особенно француза Франсуа Дюкенуа, и не стеснялся повторов, лишь бы заказчики жили далеко друг от друга. При этом Джулиани оставался эмоциональным и свежим, словно каждый раз придумывал все заново и заново каждый день создавал иллюстрации для трактата Шарля Лебрена «О методе изображения страстей», главной книги художников того времени. Его изображения святых и ангелов, античных героев и аллегорических сцен подвержены жесткой системе правил, кажущихся порой в чем-то гротескными, но не отменяющими впечатление подлинного. Это и есть важнейшая барочная черта – повторять и повторяться, но при этом переживать экстаз как впервые.

На нынешней выставке произведения искусства составляют большую часть из 280 экспонатов, предоставленных 60 европейскими музеями и частными коллекциями. Это если не считать интерьеров самого Нижнего Бельведера, где проходит выставка, а также открывающихся из его окон видов на Верхний Бельведер. Его появление в Вене начала XVIII века можно считать апофеозом барочной архитектуры. Дворец строился на протяжении почти сорока лет (включая работы по отделке), он задумывался как летняя резиденция принца, с большим парком между двумя здания. Поскольку заказчик был еще и заядлым ботаником, зверинцу и оранжерее уделили особое внимание. У Эжена Савойского была уникальная коллекция экзотических животных и растений, а в вопросах природоведения его консультировал сам Лейбниц (философ, кстати, придумал и особые цвета для книжных переплетов в библиотеке: темно-красный для истории, желтый для естественных наук и темно-синий для теологии и юриспруденции).

Саломон Кляйнер. Эскиз для «Зверинца». 1734. © Albertina, Wien

Поражают и барочные сады в замке Хоф, еще одной резиденции Эжена Савойского, расположенной недалеко от Вены. В дни работы Бельведерской выставки туда по выходным отправляется от Шведенплац автобус, можно купить комбинированный билет, позволяющий посетить оба дворца. Оно того стоит: Хоф принц приобрел в возрасте 62 лет и вложил в него весь остаток своей недюжинной энергии. В марте 1730 года над парковыми террасами там работали 200 каменщиков и 300 рабочих.

Наследников у него не было (по неподтвержденным слухам, распространявшимся еще при жизни, принц был гомосексуален, его называли «Марс без Венеры»). Вся многочисленная собственность досталась удалившейся в монастырь племяннице, та благополучно перепродала все европейским королям и аристократам. Так, коллекция живописи ушла к Карл-Эммануилу III в Турин . Многие из тех покупателей существуют сегодня в памяти лишь как примечание к биографии принца. А ведь как странно все у него начиналось. Принц Савойский начинал свою биографию как генерал Власов XVII века. Его карьера должна была развиваться при дворе Людовика, но сила обстоятельств привела его в лагерь к врагам. Принц боролся против своей родины как настоящий профессионал. Это не помешало ему стать героем с точки зрения обеих сторон.

Все-таки странные у них в Европе принципы. Другие бы не простили.

Выставка «Принц Эжен: полководец, философ и друг искусства» в венском Бельведере открыта до 6 июня.

Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).