будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Сурначева Елизавета

Пришел слон, потоптал

Пришел слон, потоптал
98_surnacheva

После попытки сделать «интернет-СМИ будущего», «Слон» шагнул назад к самым истокам интернет-журналистики: дешево, сидя на месте и для читателя. И даже еще раньше, к эпохе форумов на сайте литературных журналов...

Для тех, кто не следит за жизнью зверей, краткое содержание предыдущих серий: стартовавший год назад slon.ru со смешной концепцией ("нам надоели бесконечные заметки в интернете, мы будем писать эксклюзивные материалы и показывать читателю. из чего мы складываем свое мнение"), вызывавший сначала усмешку, потом скепсис, потом личное любопытство, а потом даже интерес, наняв себе в качестве колумнистов почти всех популярных медийных экспертов, а в качестве журналистов - кучу профессионалов, валявшихся на рынке по причине кризиса, теперь разогнал половину редакции, решив, что от информационных "заметок" стоит отказаться вообще, и надо оставить только "блоги", сделав из сайта "фабрику мнений". (см. концепция слона 2.0 у Бершидского)

Концептуально важное решение, между прочим: фактически оно означает победу "СМИ для читателя" над "СМИ для СМИ".

Для начала, следует понимать, что обычный читатель не умеет читать газеты/интернет. Он не отличает собственную новость СМИ от новости агентства, копипаст новости от новости с бэком, новость от компиляции новостей в виде текста любого сайта-агрегатора, компиляцию новостей от компиляции новостей, разбавленного комментарием эксперта, компиляцию новостей с экспертом от текста на основе чужих новостей с добавлением собственных бессмысленных комментариев, текста от "эксклюзивного" оригинального текста на основе собственной информации, и всех этих новостных жанров он не отличает от аналитического материала, колонки, эссе, зарисовки, комментария, а интернет-необученные - даже от поста в жж (сколько из вас получали комментарий к посту "хорошая статейка"?). И не должны отличать, это не их работа, ни один человек не способен мониторить за день порядка двухсот сайтов, от кремля до регионального СКП (я знаю только одного такого человека, зовут его Михаил Захаров, редактор новостной части "Полит.ру"). Для обычного читателя все, что опубликовано - статья ("статейка" в самом гнусном выражении).

Все, что оценивает среднестатический читатель - тон написанного (так как после войны «Березовский против Гусинского» у нас нет культуры чтения СМИ, нет левых и правых газет, у нас существуют - СМИ и "оппозиционные СМИ") и "язык" (так как каждый второй верит что его в советской школе научили настоящему русскому, каждый третий считает себя экспертом по стилистике и грамматике, и каждый первый считает всех журналистов идиотами). Иногда, если дело касается специальных тем, оценивает "профессионализм" ("господи ну как эти придурки пишут про разгон частиц"). Читатель не понимает, что такое выборка новостей, он не понимает, что написать про кадровый резерв партии в сколь угодно издевательских тонах - не меньшая демонстрация лояльности партии, чем облизывание тарифной политики правительства.

Именно это все в большой степени позволило расплодиться интернет-СМИ. Это когда не надо держать журналистов, а надо держать мониторщика и компилятора, можно еще колумнистов и экспертов. Когда можно комплировать тексты, которые полюбятся читателю не меньше, а то и больше выстраданных и выхожденных газетчиком "заметок", когда форма (структура, удобство, раскрутка) начинает преобладать над содержанием, когда цитирование газетного материала даст тебе больше читателей, чем самой газете. Отвратительное множение сущностей, убившее так и не зародившуюся культуру чтения.

Но все редактора, журналисты, копирайтеры, мониторщики, все работники области по-прежнему читают двух информационных тяжеловесов - "Коммерсант" и "Ведомости", и еще с десяток газет-сайтов, в поисках новостей, которые вчера не написали все остальные.

И вот приходит "Слон" и говорит, что от всего этого устал. Говорит - у нас будут свои материалы (в народе кратко обозвали "как коммерсант и ведомости, только круче"). Мы не позволим двум газетам монополизировать рынок. Мы придем и вытопчем поляну. Мы напишем то, чего не пишут они.

И - написали. Взяли хороших журналистов, немного раскачались - и начали писать. Доставать документы, брать интересные интервью, комментарии, узнавать новости. И в "Слон" потянулись коллеги, взяв за привычку хоть иногда мониторить сайт на предмет "а что у них еще нового".

И вместе с этим «Слон» завел "блоги" и "посты". Обман читателя - примерно такой же как назвать "эксклюзивом" информацию распространенную на закрытом брифинге. Потому что "блог" - это, конечно, "колонка", только будто недоделанная и недоредактированная. И среди "блогов" и "постов" затерялось все найденное и добытое непосильным трудом (см. выше как читатют газеты и сайты).

И когда Бершидский пишет, что "блоги" читают больше, чем "заметки" - не сомневаюсь ничуть, так как безусловно большинство кликнет на имена и на красивую форму изложения. И сильно жалею, потому что я за журналистику фактов против журналистики мнений, так журналистика мнений в большинстве своем - суть то же множение сущностей: взять уже известные факты и сказать что ты про них думаешь. 80% читателей не хотят думать сами, они хотят, чтобы кто-то это сделал за них. За них выбрал новости, за них составил из них читаемый обзор на страницу, за них высказал свое мнение об этом.

И, как можно предположить из блога нового редактора отдела политики «Слона» Романа Доброхотова, платить будут лишь немногим “блогерам», что сильно удешевило процесс: держать журналиста, который днем шляется по бестолковым мероприятиям, ночью пьет с ньюсмейкерами и коллегами, да еще и требует командировки, и при этом выдает один-два текста в два дня, довольно дорого, куда экономнее найти тысячу блогеров, у каждого из которых есть свое мнение. Таким образом, после попытки сделать «интернет-СМИ будущего», «Слон» шагнул назад к самым истокам интернет-журналистики: дешево, сидя на месте и для читателя. И даже еще раньше, к эпохе форумов на сайте литературных журналов и жарких баталий на двух-трех сайтах среди узкой тусовки.

В "Слоне" убили журналистику фактов и оставили журналистику мнений: живи читатель, умри писатель. А писатели, похоже, пойдут теперь читать новый габреляновский "Маркер". Который заявил похожую концепцию - «мы устали от однообразия». Который делает «как «Коммерсант» и «Ведомости» только круче» (см. интервью Александра Малютина про «Колю и Толю»). У которого пока — слава богу! - нет ленты чужих новостей, зато есть игра «посади правительство» и «Быть Онищенко». Который не стал плодить сущностей, а стал писать - хоть и мало, но все-таки своих материалов.

Сурначева Елизавета
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).