Голованивcкая М. Состояние. Московский роман. - М.: О.Г.И., 2004.
Книга, главным героем которой является московский олигарх, а действие разворачивается в кругах правительственной и бизнес-элиты, в современной России просто обречена на актуальность и повышенный интерес публики. А если в ней речь идет не только и не столько о громких делах и скандалах, сколько о людях, с их амбициями, страхами, переживаниями – тем паче. И именно такова новая книга Марии Голованивской.
Главный герой – некий инвариант российского олигарха. Мужчина около сорока, еврей по национальности, начинавший с нуля и достигший практически всего, владелец металлургического консорциума, с обширными связями в правительственных кругах, вкладывающий деньги в различные проекты (в том числе и в благотворительность), с отчасти криминальным прошлым. По-российски типична и его судьба – в эпилоге речь идёт о начатых прокуратурой арестах и о последующей вынужденной эмиграции. Зовут главного героя ББ (что расшифровывается как Борис Бескер).
Словно по контрасту со столь очевидной приближенностью к наболевшей действительности, ББ -- единственный, кто в этой книге имеет более-менее привычное имя, все остальные герои носят имена сказочных или книжных персонажей – Кибальчиш, Цокотуха, Буратино, Несмеяна и т.п. От этого возникает ощущение некоторой условности и подобия притчи.
Исходная ситуация романа совершенно обычна, всё у ББ -- “человеческое, слишком человеческое”: депрессия, кризис среднего возраста, проблема отцов и детей, скука, оттого что все цели достигнуты и всё уже и без него работает как слаженный механизм (ББ размышляет: “нет у него нормального человеческого бытия с обычными страхами и радостями и нет другой черты, кроме последней”). Обычный, в общем-то, человек. Практически нет никаких экзотических подробностей “из жизни олигархов” (хотя Мария Голованивская, журналистка и переводчица, знает этот мир не понаслышке). Выбранный ББ способ борьбы с депрессией тоже совершенно не нов – встреча со старыми друзьями студенческих лет, ревизия того, кто чего добился за последние пару десятков лет и проверка, насколько справедливо извечное утверждение, что “не в деньгах счастье”. А еще внезапная страсть к юной девушке – как же без неё при кризисе среднего возраста.
Параллельно с тем, что “олигархи тоже люди”, в книге “Состояние. Московский роман” очень ненавязчиво и при этом “в десятку” показаны точки напряжения актуальной российской и столичной жизни: вопрос о финансировании олигархом различных проектов, в частности, российской науки (в памяти немедленно возникает до сих пор тянущаяся история с ЮКОСом и РГГУ), начавшаяся кампании против олигархов, связи столичной элиты с “известной конторой” на Лубянке. А еще раскрутка бизнесменом начинающей певицы, своей любовницы, и многое другое. Очень занятно Голованивская демонстрирует противоречащую стереотипу разницу русской и американской ментальности: совершив некое научное открытие, американский ученый радуется тому, что его разработка обойдется гораздо дешевле, чем все предыдущие, и сократит ставшие ненужными расходы. Московский же специалист первым делом поднимает вопрос о дополнительном финансировании и ищет спонсоров. В романе показаны изнутри деятельность закрытого исследовательского центра, элитной частной психиатрической клиники; эпизоды из жизни модного фотографа, владельцев дорогого ресторана и даже министра – бывших друзей ББ.
Собственно, вокруг встречи бывших однокурсников и строится действие романа. И все герои – воплощение разных жизненных моделей, а это неожиданное общение – своеобразный тест на живучесть, на умение оставаться собой и в тоже время с пользой для себя действовать в непривычных обстоятельствах, даже когда на поверхность вылезают запрятанные страхи и открываются старые раны. Здесь-то и обнаруживается уникальность ББ: начав с понятного практически каждому не лучшего душевного состояния, он смог и его обратить себе на пользу. Воспользовавшись энергией других людей, при этом честно с ними за это расплатившись, ББ возвращается к своей привычной жизни не только с новыми выгодными проектами, но и с вновь обретённым смыслом жизни.
И дело уже оказывается не в том, каково “состояние” (причем, во всех смыслах этого слова) главного героя, речь идет об умении или неумении жить, обретать новые цели и включать спасительный цинизм. “Московский роман” становится “обыкновенной историей”.