будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Бродский Всеволод

Про злодеев и людей

О моральной ответственности литературы сейчас говорить несколько неудобно – в приличном обществе могут и не понять. Борьба добра и зла завершилась поражением обеих сторон, куда более актуальна, например, борьба знака с обозначающим. Не случайно детектив – где весь жанровый механизм подчинен именно моральному двигателю – практически выродился, превратившись в так называемый интеллектуальный детектив – по сути, свой антипод. Сыщик здесь восстанавливает не мировую гармонию – ставя, по примеру какой-нибудь мисс Марпл, тень на заранее отведенное ей место, – а, скажем, непротиворечивую историю искусств; противостояние “старшие голландцы - малые фламандцы” здесь заменяет привычную схватку одинокого героя с темными силами. Релятивизм, плохо это или хорошо, повсеместно торжествует – и в литературе, и в культуре в целом.

Пример тому – судьба главного дьяволопоклонника современности, Антона Шандора ЛаВея. Только что “Ультра.Культура” выпустила его авторизованную биографию – книгу Бланш Бартон “Тайная жизнь сатаниста”. Бартон, собственно – многолетняя секретарша ЛаВея, до сих пор продолжающая относиться к умершему в 1997 году боссу с небывалым уважением. Как, впрочем, и большая часть американского общества, которое основатель вполне легально существующей Церкви Сатаны убедил в необыкновенной серьезности своих эзотерических откровений. ЛаВей, разумеется, весьма колоритная личность с бурной биографией: в молодости (по крайней мере, по его собственным словам) он последовательно побывал цирковым органистом, дрессировщиком львов, леопардов и тигров, полицейским фотографом, специализирующимся на съемках самых страшных аварий и убийств, и, наконец, черным магом. Затем, объявив себя Первосвященником Сатаны, он обрил голову, отрастил пугающую бородку и стал глядеть на Америку специальным гипнотизирующим взглядом со страниц всех мыслимых таблоидов. Новый персонаж городских страшилок, вылитый злодей из фильмов категории “Б” сочинил “Сатанинскую Библию”, объявил об очередной гибели Бога и о конце христианской эры. ЛаВей, впрочем, отнюдь не Алистер Кроули – демонов он вызывать не умел и даже не пытался, настоящей эзотерики не сочинял. Суть его сатанизма заключается в ряде полезных практических советов: не лелейте в себе чувство экзистенциальной виновности, наслаждайтесь как можете, не подставляйте щеку, а врежьте врагу между глаз – и так далее. Главные грехи – тупость, солипсизм, преклонение перед прошлым; главные добродетели – самостоятельность, максимальное самоосуществление, свобода от условностей. Собственно говоря, ЛаВей, замаскировавшись под какого-то анекдотичного Носферату, явился американцам в образе нового Карнеги, вооруженного для вящей убедительности декоративными рожками. Не случайно он стал одним из любимейших персонажей современной американской поп-культуры; идеал ЛаВея – тот же American Dream, только в профиль.

ЛаВей призывал к духовной ликантропии: человек, по его мнению, должен воспитать в себе внутреннего зверя, ощутить себя прекрасным, свободным, оснащенным интеллектом животным. Персонаж романа испанца Альфредо Конде “Человек-волк” (издательство “Азбука-Классика”) воплотил лавеевский идеал на практике. Конде описал реальную историю, случившуюся в XIX веке в Галисии: крестьянин по имени Мануэль Бланко Ромасанта, уличенный в многократных, чрезвычайно жестоких убийствах, на суде объяснил свое поведение именно ликантропией. Мол, он превращался – то ли душевно, то ли реально – в волка и загрызал в припадках нечеловеческой ярости всех встречных-поперечных. Суд убийце поверил и не стал его казнить; Ромасанта так и вошел в историю “человеком-волком”. В романе Конде он говорит с публикой от собственного лица, рассказывая свою подлинную – на взгляд автора – биографию, описывая методы, с помощью которых он убедил сограждан в своей животной сущности. Ромасанта – совершенно лавеевский идеал: природный интеллектуал, оснащенный разносторонними талантами, стремящийся к максимальной свободе и самостоятельности – ради которой он вырезал из жертв жир и продавал его на мыло, взыскующий познания – ради которого он расчленял трупы. Ловко манипулируя фольклорными страхами, подсознательными комплексами толпы, он изобразил себя зверем в человеческой шкуре – при этом будучи уверенным в своей полной вменяемости и даже некоторой сверхчеловеческой идеальности. Обманывая публику, Ромасанта нечаянно сообщает ей настоящую, скрытую от него самого правду - Конде изображает своего героя настоящим волком, обретшим дар речи, с помощью которого он получил способность живописать звериный душевный мир. Конде пытается объективно исследовать первопричину странных поступков своего персонажа – и делает ею условность всяких моральных законов: на животных они вряд ли распространяются.

Швейцарский писатель Мартин Сутер поступает гораздо проще и наглядней. Вместо того, чтобы копаться в душевных тонкостях, он разработал весьма несложную систему для поступления зла в человеческий организм. Герой его романа “Обратная сторона Луны” - некоторый аналог Патрика Бэйтмена, любимого персонажа Брета Истона Эллиса, своего рода швейцарский психопат. Урс Бланк – успешный адвокат лет эдак сорока, разъезжающий на черном “ягуаре”, шьющий костюмы по индивидуальным меркам – внезапно заражается кризисом среднего возраста. В качестве панацеи он заводит себе прекрасную девушку-хиппи; та, в свой черед, угощает его дополнительным лекарством – галлюциногенными грибами.

Совмещение адвокатского и психоделического миров заканчивается плохо: потрясенный новой реальностью Бланк начинает воспринимать себя центром мироздания, отчего всяческие душевные ограничители – а также поверхностные культурные наслоения - у него полностью исчезают. Холеный, благовоспитанный юрист превращается в демоническую личность – расквашивает неприятным миллиардерам носы, сворачивает шеи докучным котятам, посылает компаньонов по матушке, совсем уж противным личностям раскраивает череп. Впрочем, подобная асоциальность пугает не только окружающую публику, но и самого Бланка: на протяжении всего романа он пытается найти антидот для поступившего в его организм злобного гриба, вернуться в привычный, благоустроенный мир.

Разумеется, Сутер воспринимает враждебную химию в качестве не источника зла, а катализатора темной стороны человеческой сущности; гриб просто обнажил то, что и так крылось внутри Бланка. Финал книги необыкновенно благостен: Сутер успешно чинит своего героя новым грибом, отчего тот становится не просто прежним цивилизованным швейцарцем, а и вовсе каким-то христосиком. Зло и добро для писателя – взаимозаменяемые шестеренки душевного механизма; их можно чистить, смазывать, вынимать и снова вставлять на место.

Нынешняя культура пытается наладить своеобразный земной рай, где волк возляжет с агнцем, а если и откусит от него кусочек, так ведь можно его понять и простить. Зло превратилось в неотъемлемую часть политкорректного общества. А дьявол – в своеобразное, заслуживающее всяческоге уважения культурное меньшинство.

Бродский Всеволод
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).