будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино культура
Май 20, 2025
Культура
Волошин Игорь

Пророческий и гениальный режиссер

Алексей Балабанов скончался 18 мая в санатории поселка Солнечное Ленинградской области.

Кинорежиссер, страдавший в последнее время от хронического заболевания, упал в обморок и скончался, не приходя в сознание, несмотря на все попытки оказать ему помощь.

Алексею Балабанову было 54 года. Он успел снять более 20 фильмов, в том числе «Брат» и «Брат-2», «Про уродов и людей», «Жмурки», «Мне не больно».

Новый проект Балабанова о молодом Сталине, к участию в котором режиссер пригласил Эмира Кустурицу, останется незавершенным. Как сообщил РИА Новости продюсер Сергей Сельянов, «режиссер должен быть один, а режиссера у нас больше нет и фильма не будет».

Последний фильм Балабанова «Я тоже хочу» вышел на экраны в 2012 году.

Прощание с Алексеем Балабановым пройдет 21 мая в одном из павильонов "Ленфильма".


Об Алексее Балабанове Полит.ру  рассказал режиссер Игорь Волошин

 
Игорь Волошин

Он был режиссер мирового уровня. Абсолютно такого же, как те, кто сейчас номинируются на все награды на престижных фестивалях. Пророческий и гениальный режиссер. Я это говорил и буду продолжать говорить всегда. Алексей равнозначен Ларсу фон Триеру.

Если говорить о картинах, которые я бы в первую очередь порекомендовал посмотреть, то это «Про уродов и людей», «Брат», «Брат-2» и «Груз-200».

Если говорить о фильме «Про уродов и людей»... Он начинал делать фильмы не зрительские, не такие, как «братья». Это было абсолютное искусство, как у Питера Гринуэя и Педро Альмодовара. И эти все его первые фильмы были в Каннах. Потом, когда у нас кино заглохло, он сделал «Брата». Чтобы как-то начать снимать кино в это время. Если люди в профессии талантливы, то любые их картины становятся шедеврами. Так и случилось. Этим фильмом он просто открыл и зафиксировал это время, как в летописи. В «братьях» произошла фиксация времени. Людей видел, которые знают одного Балабанова. Это было зеркало. Есть люди, которые знают только такого Балабанова.

Про «Груз-200»… Его и критиковали. Но люди не вспомнят о тех, кто клевал Алексея, а вспомнят Балабанова, которого почему-то порой задвигали.

Тут есть показательная история. Одной из первых его картин был  фильм «Счастливые дни» по мотивам Сэмюэля Беккета в 1991 году. И он участвовал в одном конкурсе с «Ромео и Джульетта» База Лурмана. Лурман получил «золотую камеру», а Леша не получил. Вчера, спустя 20 лет, в Каннах состоялась премьера «Великого Гэтсби»… того же Лурмана, а Леша умер.

Ему был в каком-то смысле перекрыт кислород как хрупкому художнику. А несмотря на то, что это был сильный человек и режиссер, он оставался абсолютно нежным ребенком внутри этой глыбы. Не хочется никого винить, просто, когда рядом с Достоевским живешь (а Балабанов как раз и был Достоевским в кино), очень тяжело, когда он вдруг уходит так рано. Хотелось бы, чтобы при жизни у него были миллионы, и он снимал, что хотел. К людям и авторам такого уровня должно быть внимание.

Он жил абсолютно творческой аутсайдерской жизнью. Я не знаю, что нужно делать, чтобы его наследие не забыли. Когда гениальный режиссер живет рядом с тобой, надо это понимать и не быть слепым. Панин тоже недавно ушел… Надо как-то ограждать таких людей, и тогда не надо будет думать о том, как сохранить наследие режиссера, ушедшего в 54 года.

В то время, как Лурман выходит с новым фильмом... А Ридли Скотт запускается в 74 с новыми «Чужими»... Это ненормально, когда такие вещи происходят.

Наверное, чтобы наследие таких художников жило, надо делать ретроспективы, а уже кто их должен делать, не знаю. Недавно была «Ретроспектива» Балабанова в Италии. Почему в Италии? Почему не показать его фильмы на всех фестивалях в течение года у нас, начиная с Московского? Поодиночке-то его все знают.

Если говорить о нем, как о друге и человеке… Для меня знакомство с ним было знаковое. Когда вы знакомитесь с таким человеком, когда вы еще не сняли ни одного фильма, он видит твою короткометражку и предлагает снять дебют. Так мы сняли мою первую картину «Нирвана».

Я попал в глубочайший мир огромного большого художника. Я испытывал некий трепет. Это случилось, когда я попал к Алексею и Наде домой. Мы нашли общий язык, разговорились. А он сказал: «Это сценарий, ты пиши». Он всегда так говорил. Он был очень прямой человек, добрый, но,  тем не менее, нежный и хрупкий художник внутри. Такие вещи надо ценить.

Что еще? Таких людей больше не делают. Это были абсолютно понятные персонажи, как и фильмы, которые он делал. При всей сложности, с ним было очень легко общаться как с человеком. Ты приходишь, и не говоришь про Ботичелли, или как точно показана в «Крестном отце» верхушка мафии. Тебе просто с ним круто общаться, потому что это очень интересный человек, владеющий словом. Это видно и по диалогам в его фильмах.

С ним было просто весело и легко. Мы дружили, при том, что дружить ним не реально. Он всегда готов рассказать тебе все свои идеи разом. Мы больше общаемся с Надей, супругой Леши. И при этом всегда, когда я с ним даже просто созванивался, я чувствовал, что говорю с каким-то большим и огромным явлением, зашифрованном в этом человеке в тельняшке… Он меня открыл как режиссера.  Я буду скучать.

А фильмы у него были очень разные. Странно, что он умер в 54 года, как Тарковский. Стечение обстоятельств… Так случилось…  

Волошин Игорь
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).