будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура
Бродский Всеволод

Пушкин и Х. Лопушкин

В последние несколько лет русская классическая литература подвергается насильственному оживлению; вызванные спиритическими издательскими проектами из-за гробового порога мучительно гальванизированные великие писатели земли русской как будто заново пытаются сконструировать отечественную словесность. Языки их, отвыкшие от земных звуков, заплетаются, перо выпадает из застывших в смертной судороге пальцев – неудивительно, что столь ответственная работа у теневых классиков не слишком клеится. Года три-четыре назад Федор Михайлов попытался пересоздать "Идиота", весьма неудачно переместив князя Мышкина в эпоху постсоветского первичного накопления капитала. За Михайловым последовал Лев Николаев. Несколько месяцев назад воскрес Тургенев, пусть даже и Андрей (такой персонаж в XIX веке, впрочем, тоже был), сочинивший достаточно изысканный и бессмысленный роман "Месяц Аркашон". И вот теперь дошла очередь до Пушкина. Точнее – П. Ушкина. А еще точнее – О. Негина, который и выпустил с помощью "Лимбус-Пресса" книжку "П. Ушкин".

Ситуация немного поменялась – на этот раз ожил персонаж, засунувший в свое творение и автора, и чуть ли не все пространство русской литературы XIX века – насколько хватило места. Поместились сюда, кроме Паши Ушкина, его мать Надежда (видимо, Осиповна) и отец Сергей (видимо, Львович), видный олигарх Лев Николаевич, его преданный глухонемой телохранитель Герасим, прочие достопамятные личности. В оставшееся место втиснулись дополнительные бонусы в лице не столь устаревших товарищей – от модельера Саввы Волкова до модного беллетриста Порокина, издающего романы на туалетной бумаге. Вкладывая один век в другой, О. Негин устраняет и единство внутрикнижного пространства. "П. Ушкин" начинается вовсе даже как роман некоего Велимира Швеца "Модельеры" – элементарный боевик про криминал в модельерном бизнесе, с любовью, кокаином и арабскими бандитами; продолжается как натуральный женский роман про библиотекаршу, читающую этого самого Швеца и пытающуюся произвести гениального ребенка от его литературного "негра"; и завершается как текст клонированного Сорокина, с описаниями похождений отдельно взятых букв и футуристических сексуальных оргий. Сперва целью авторского высказывания кажется именно эта сорокинская ярмарка авторского тщеславия; на самом деле, похоже, это всего лишь еще один культурный код, не более чем материал для очередных словесных упражнений. Юный талант Сергей Шаргунов в последнее время весьма агрессивно хоронит подобные отрыжки постмодернизма – мол, тоска эта зеленая и гибель всего живого; судя по О. Негину, разнообразные литературные деконструкции по-прежнему живее всех живых. Собственно, единственная ценность этой книги – демонстрация того, что играть в культурные игры по-прежнему можно с удивительной жизнерадостностью; неясно только, детская эта веселость или гебефреническая.

Вкладывание текста в текст, создание взрослого варианта книжки-раскладушки – вещь настолько уже распространенная, что обозначить ее как исключительное достояние постмодернизма невозможно. Разумеется, смысл подобных упражнений – в попытке придать тексту дополнительное измерение; на практике, впрочем, получается некий аналог КСП – где отсутствие поэзии оправдывается пением, а отсутствие музыки –стихотворным содержанием. Один текст реабилитирует другой, разноцветные вкладыши радуют глаз, круговая порука торжествует. Еще одна новинка "Лимбус-Пресс" – роман некоего Алексея Ковалева "Сизиф", очередная сложносочиненная и многоуровневая конструкция. В отличие от "П. Ушкина", это на редкость внушительная, мучительно-серьезная и отчаянно тормозящая чуть ли не на каждой странице книга. Главный персонаж – писатель Артур – сочиняет роман про другого главного персонажа – мифологического Сизифа. Сюжеты чередуются, похождения Сизифа сменяются описанием душевных мук писателя, потерявшего жену и живущего теперь одним лишь творчеством. Периодически ему является сизифова тень, после чего оба персонажа погружаются в насыщенные непомерным интеллектуальным содержанием беседы – как правило, о сути вообще всего. Дочка писателя Артура сильно беспокоится, но сам писатель Артур все глубже залезает в депрессию и в мифологические бездны, пытаясь утянуть за собой и читателя. Миф, как водится, очищается от культурных наслоений, пытаясь, разумеется, превратиться в некую Первоначальную Историю. Писатель Томас Манн ворочается в гробу, вспоминая Иосифа со всеми его братьями, и проклиная, должно быть, своего приятеля писателя Германа Гессе, на беду всем нам придумавшего жуткую постмодернистскую утопию по имени Касталия, где запрещалась креативность, зато всячески поощрялась культурная повторяемость, копошение в мифах, текстах и смыслах ушедших эпох.

Именно подобное копошение происходит в книге, изданной "Амфорой", где под одной обложкой объединены сразу два романа – "Мистер Фо" Джозефа Кутзее и "Пятница, или Тихоокеанский лимб" Мишеля Турнье. И южноафриканец, и француз, наподобие Ковалева, восстанавливают оригинальную суть мифа – только не хтонического-древнегреческого, а вполне культурного-европейского. Обоих страшно интересует подлинная судьба Робинзона Крузо – преображенная Дефо в сказку об Отшельнике на Острове, властелине всего, что объемлет глаз, устрояющем подвластную ему маленькую вселенную с помощью просветительской смекалки. У Кутзее Робинзон оказывается мрачным стариком, отрезавшим, судя по всему, у Пятницы язык, и коротающим век за бессмысленными полумистическими ритуалами – сооружением громадных каменных террас, например. Впрочем, постепенно выясняется, что вовсе не Робинзон волнует Кутзее – главным персонажем он назначает некую Сьюзен Бартон, проведшую год в компании Крузо и Пятницы и пытающуюся рассказать об этом самому Даниэлю Дефо. Другими словами, речь в романе идет о медиуме - связующем звене между реальностями настоящей и искусственной, о преображении истории в миф, а затем - в мифологию.

Турнье, напротив, интересуется все-таки самим Робинзоном. Он, по сути, набело переписывает Дефо, сохраняя сюжетную основу и придавая ей куда более современное звучание. Его Отшельник, погружаясь в первобытное одиночество, обнаруживает в себе залежи невиданной духовности – очищаясь от цивилизации, религии и вообще всяких общественных установок, он вступает в какой-то алхимический брак с Натурой. Переписанный Дефо превращается чуть ли не в Кастанеду. Новый Робинзон спаривается с деревьями, порождает цветочное потомство, назначает своим братом Солнце и наотрез отказывается возвращаться в Англию.

Книга Турнье весьма показательна – для проповеди отказа от культурных накоплений европейской цивилизации он использует в качестве материала именно эти накопления. Точно таким же образом Алексей Ковалев, пытаясь очистить многовековую шелуху с Коренного Мифа, воссоздает в лучшем случае Томаса Манна. Точно так же О. Негин, кто бы он ни был, радостно издеваясь надо всей русской литературой – от Пушкина до Сорокина, – увязает в насквозь литературных играх. Нынешняя литература, настойчиво препарирующая собственную историю, похожа на белку в колесе. Результат ее движения сомнителен – зато изнутри процесс кажется необыкновенно увлекательным.

Бродский Всеволод
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).