будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Культура
Гулин Игорь

Путь вниз

Наступил момент, когда результаты вручения премии «Оскар» 2005 года превратились в факт киноистории, основанием для неспешного анализа – как фильмов-лауреатов, так и причин выбора оскаровской комиссии. «Лучшим фильмом» стала «Малышка на миллион» Клинта Иствуда – фильм о профессии боксера, всепобеждающем стремлении к осуществлению мечты, проявлениях женского мужества и мужской чувствительности.

Фрэнки Данн (сам Иствуд) – пожилой тренер высшего класса, почему-то не очень удачлив: его старый подопечный Эдди (Морган Фримен, рассказчик всей истории) наполовину ослеп во время своего последнего боя и теперь работает уборщиком в тренировочном зале. Будущий чемпион Вилли уходит от Фрэнки к другому тренеру, способному, деньгами и влиянием, довести его до «титульного боя». Самого героя мучает какая-то не раскрываемая психическая травма (что-то связанное с дочерью, но это совершенно неважно, главное – старик страдает), заставляющая его глупо и необидно издеваться над всеми окружающими и изводить священника вопросами вроде «А кто же такой Святой Дух?». Как вдруг на голову ему сваливается тридцатилетняя неудачница Мэгги (Хилари Свонк), мечтающая стать боксером и почему-то уверенная, что только  Фрэнки поможет исполниться ее  мечте. Поначалу Мэгги его только раздражает, он называет ее бездарностью и прикладывает даже чуточку больше остальных, но то ли от безвыходности, то ли из жалости все же берется сделать из нее боксера и даже довести до чемпионского поединка. Естественно, сердце старика постепенно оттаивает, и он начинает всерьез участвовать в судьбе героини. На «титульном» поединке она из-за запрещенного приема соперницы падает на табуретку, ломает шею и впадает в кому. Вскоре просыпается в параличе, претерпевает ампутацию ноги и просит Фрэнки об эвтаназии, он после некоторых мучений соглашается и исчезает в неизвестном направлении.


Это психологическая драма о пробуждающихся чувствах и силе воли отличается полнейшим отсутствием психологических мотивировок, герои действуют и говорят по точно угадываемомому плану, но по какой причине - в рамках художественного мира фильма - они так поступают, понять абсолютно невозможно (если бы речь шла о пьесе, она могла бы быть плодом абсурдного интернационального сотрудничества, скажем, Горького и Брехта). Бессмысленность диалогов простирается от ничего не значащего закадрового пафоса, вроде «Иногда человек в стремлении к осуществлению мечты, преодолевает любые препятствия», до нелепейшей констатации: «Ноги больше нет, босс». Персонажей фильма нельзя назвать даже ходульными – все разыгрываемое ими настолько избито, что серьезность с которой они исполняют свои трагико-балаганные роли не вызывает раздражения – одно лишь недоумение.

Собственно, недоумение и есть основное чувство, вызываемое фильмом. Он не может доставить ни радости, ни эстетического удовольствия -  пара смешных моментов и красивых кадров не в счет. Он не заставит вас думать о чем-либо кроме мотивов его создания, а тем более – проникнуться боксерским героизмом – на ринге и в жизни – в обоих случаях равно искуственным. В каком-то смысле, режиссер Иствуд выступил здесь также, как герой Иствуда-актера в его тренерской карьере – вроде бы все сделано правильно, действие выстроено, хорошие актеры подобраны, роли разучены, но фильм с первых кадров начинает падать и ломает себе шею, заканчивая падение вместе с туманным исчезновением Фрэнки в свои собственные коматозные дали.


Премия «Оскар» сегодня – довольно странный с точки зрения киноискусства экспертный институт, который находится в перманентном колебании между чистой коммерцией и претензиями на эстетическую, а еще в большей степени – социальную актуальность. Присуждая награду «Малышке», а не «Авиатору» «оскаровцы» сделали нечто вроде широкого жеста, предпочитая дорогому и бессмысленному журналу дешевую псевдо-рабочую газетенку, якобы поднимающую серьезные социальные вопросы. В том-то и дело, что якобы. В реальности «Малышка на миллион» – чистейшая симуляция социального и экзистенциального пафоса, не обладающая никаким действительным содержанием, но в качестве оскаровского лауреата она поддерживает статус самой премии в намного большей степени, чем это мог бы сделать «Авиатор».

«Авиатор» и «Малышка» – два полюса одного и того же явления в современном американском кино –  обращения к «золотому веку», с одной стороны,  заставляющего вспомнить о канонах кинематографа 1940-х и вместе с тем нивелирующего классику, с другой - обращающего ее в элемент современной массовой культуры. Разница лишь в том, что «Авиатор» делает это «честнее», превращая совершенно уэллсовскую историю возвышения Говарда Хьюза в глянцевую безделушку, объект для бездумного перелистывания. «Малышка на миллион», притворяясь серьезным и чувствительным фильмом,  способствует поддержанию авторитета «Оскара» и в социальных, и в эстетических вопросах, в итоге стремление проходного фильма вписаться в историю великого американского кино получает высшее одобрение со стороны условных вершителей этой истории.

Гулин Игорь
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).