будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Крижевский Алексей

Раскрутка в поп-музыке: три эпохи жизни одного термина

Есть мнение, что емкое слово «раскрутка», обозначающее выработку и применение алгоритма по продвижению того или иного товара на рынок, вошло в обиход с падением системы социалистического планирования. Да, серьезной раскруткой потребительских брендов занялись уже после того, как исчез советский и постсоветский дефицит, во времена которого реклама была ненужным излишеством – все, на что можно было потратить деньги, отрывали с руками и так; рекламный бизнес в нашей стране родился из выбора, возникшего на том месте, где еще несколько лет назад царило безрыбье, бессырье, бесколбасье, бессапожье и безодежье. А вот в отношении популярной культуры такой выбор существовал всегда, и потому хотя бы некоторые меры по собственному продвижению деятели массовой культуры все-таки предусматривали. В нашем трехчастном цикле статей – три эпохи социокультурной истории нашей страны и три жизни одного из самых циничных и точных терминов поп-культуры.

Часть первая. Раскрутка по-советски

Забавно, что современными – то есть медийными – методами раскрутки музыкального «товара» пользовался так называемый «официоз», в то время как культурный андерграунд брал пример со своего старшего – политического – брата и вырабатывал собственную систему оповещения  и продвижения своих изделий. При этом, естественно не мог обойтись без соприкосновения с культурой официальной – в полном согласии с ленинской максимой о том, что нельзя жить в обществе и быть полностью свободным от него.

Сходство рынков популярной культуры и пищевых товаров в советскую эпоху было довольно разительным – и там, и там потребителю предлагались одобренные ГОСТом консервы и полуфабрикаты. Аналогом «Завтрака туриста» могла служить «Утренняя почта» или любая другая музыкальная программа Центрального Телевидения, эстрадным побратимом ценного консервированного лосося – выступление Аллы Пугачевой и т.д. Конечно, советская культурная (и поп-культурная) власть ничего не бросала на самотек, но методами пользовалась вполне лобовыми: телевизионные и радиоротации, афиши. Косвенными участниками этого процесса становились печатные медиа – правда, уже после того, как первоначальный капитал известности и популярности был накоплен. «Госконцерт» поступал довольно расчетливо – смотрел, оправдывает ли артист вложенные в него рекламные инвестиции. Хотя сама советская машина работала четко – единожды показанный в утреннем воскресном эфире артист мог считать, что получил добро на большие гастроли по стране и выпуск пластинки фирмы «Мелодия». Случаев полного провала артиста или ВИА, которым власти уже дали зеленый свет, были единичны.

Поп-культурный андерграунд (здесь мы, конечно, имеем в виду прежде всего рок-музыку) выработал параллельную структуру, гораздо более архаичную. Если советская культмассовая пропаганда знакомила своих подопечных с «клиентами», и лишь затем вручала репутацию артиста людской молве, то андерграунд мог опираться только на молву. Двигателем служило содержание андерграундного продукта, а двигательной силой — сопротивление этого содержания клишированности официозной поп-среды. Одним из первых примеров «андерграундного» продвижения стал Владимир Высоцкий, чьи записи разошлись по стране еще задолго до  официального признания и издания его песен. По той же «магнитофонной» схеме расходились сначала песни бардов, а затем и рокеров.

Однако дело не ограничивалась исключительно «магнитофонными революциями».

В отличие от бардовской субкультуры, никогда открыто не противостоявшей официальной линии,  рок-среда всегда бунтовала против системы и, вместе с тем, страстно вожделела тех медийных возможностей, от которых ее отгородил советский режим.

Так, например, как огромная победа Добра над Злом расценивался прорыв «Аквариума» в виде пятиминутного клипа в передачу Андрея Кнышева «Веселые ребята» в 1986 году, а с «Музыкального ринга» в 1987-м, на котором триумфально выступили БГ со товарищи, принято отсчитывать начало эпохи «абсолютной свободы» в освещении молодежных вкусов на отечественном ТВ. При этом Система вела себя куда хитрее своих харизматичных, но неизощренных противников – она периодически соблазняла «подпольщиков» официальным признанием: то придумывала рок-клубы (Питер, Свердловск) и рок-лаборатории (Москва), организовывала вполне официальные рок-фестивали — например, «Весенние ритмы-80», вылившиеся в открытое эстетическое столкновение андерграунда и «разрешенного» рока; то выпускала сталинские по духу постановления о запрещении ВИА (как Черненко в 1984 году) и устраивала облавы на концерты (как в случае с группой «Браво» в ДК Энерготехпрома, 1986).

После скандального, «панковского» выступления «Аквариума» на упомянутых «Весенних ритмах» Гребенщиков был вызван в КГБ, после чего уволен с работы и изгнан из комсомола  – по его собственному признанию, в то время он жил в основном тем, что собирал бутылки на лестнице. В это же самое время группа его ближайшего друга Андрея Макаревича отправилась в огромный тур по стране и отпраздновала свой первый год  работы артистами «Росконцерта».

Однако и официозной, и маргинальной культурной среде необходимы были влиятельные средства продвижения: «молва», правящая в андерграунде бал, материализовалась в инфраструктуру самиздатовских рок-журналов (таких как «Урлайт» и «Зеркало») , первых рок-критиков (Артемий Троицкий, Илья Смирнов, Николай Мейнерт), подпольных музыкальных менеджеров. При этом вчерашние рок-бунтари не брезговали принимать  улыбчивые приглашения многотиражного партийно-комсомольского официоза, становиться героями публикаций, а те в свою очередь охотно осваивали вчерашних персонажей черных списков. Официальная пресса, следуя общему курсу на либерализацию, довольно быстро отобрала героев у рок-самиздата, вытеснив его на маргинальную обочину и превратив из «учителя поколений» в печатное подобие городского сумасшедшего: что не получилось силой при Брежневе, осуществилось по дружбе при Горбачеве.

Итак, главным двигателем раскрутки при советском строе был сам советский строй: огромная, но неповоротливая и студенистая устрица, быть умнее и свободнее которой музыканту не составляло особого труда. Капиталы известности многих наших рок-классиков были накоплены во время этой немного опасной детской игры-дразнилки с застойным обществом и затем конвертированы в валюту славы на романтичной волне гласности и перестройки. Уже следующее поколение музыкантов, заставшее брежневщино-андроповщину лишь маленькими детьми, будет считать свои старших товарищей из «первой волны» везунчиками – мол, «тогда» прославиться было куда легче, чем сейчас. Второй волне, действительно, пришлось осваивать совсем другой инструментарий – но это было уже в другую эпоху.

Крижевский Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).