будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Культура
Крижевский Алексей

Раскрутка в поп-музыке: три эпохи жизни одного термина

Мы начали разговор о трех жизнях термина "раскрутка" и трех эпохах продюсерства в отечественной популярной музыке. В предыдущей части мы говорили  о том, каким образом обретали известность официозные певцы и рок-музыканты в советскую эпоху. Сегодня мы рассмотрим период постсоветского смутного времени – с конца 80-х до второй половины 90-х – в эту эпоху и сложилась первичная структура музыкального бизнеса.

В конце 80-х  вчерашний опальный рок праздновал победу на тысячных стадионах, которая была следствием общего перестроечного романтизма. Телевидение, радио и газеты - эти традиционные коллективные агитаторы и организаторы - напоминали занятые врагом селения: по телевизору с утра до ночи огромная рок-сборная поет "Все это рок-н-ролл", показывают часовые фильмы о рок-группах, которые в этот момент гостят в прямых эфирах государственных радиостанций. Созвучный абсолютно непрагматичному времени, русский рок решил, что победив, выполнил свою миссию. Это отчасти было так; многие западные советологи отмечали, что немалая роль в перемене нравов в СССР принадлежит рок-музыкантам. Поэтому русский рок вообще перестал себя раскручивать -  заняв еще теплые места официозных певцов на музыкальном олимпе, рокеры занимались лишь многократным опоясыванием страны своими турне и раздачей музыкальной пищи оголодавшей провинции - не за бесплатно, разумеется. Медленно, исподволь, советская рок-революция приступила к продаже собственных сувениров.

Одним из самых заметных сувениров стал БГ --  он первый, еще по согласованию с Министерством культуры, поехал за рубеж работать музыкантом. Фирма CBS, заключившая с Гребенщиковым контракт, дала ему возможность понюхать пороху раскрутки "по-западному", "по-взрослому": впервые в жизни музыканту довелось столкнуться с западной стратегией продвижения бренда - нашего музыканта хотели подать как "поющего русского", певца свободы из-за железного занавеса. В сущности, ничего особенного лидеру "Аквариума" не предлагалось: был снят рекламный документальный фильм, заказана кампания наружной рекламы в поддержку альбома Radio Silence, закуплены рекламные площади в медиа. В начале 90-х музыкальный лейбл CBS проглотила японская Sony Music, начавшая с Гребенщиковым переговоры о записи второго англоязычного альбома. Певцу предлагалось согласовывать с фирмой абсолютно все: аранжировки, приглашаемых музыкантов, список композиций - обычная практика бездушной корпорации в работе с начинающей рок-звездой. Все предложенные условия БГ отверг - после чего вернулся на родину - аккурат в начале 1991 года, знаменовавшего собой наступление нового периода во всех сферах жизни страны.

Тем временем в пост-перестроечной, голодной и свободной России медленно выкристаллизовывался новый русский шоу-бизнес. Кристаллизация происходила мучительно - страну все еще сотрясали нечаянно взошедшие поп-проекты, более всего напоминающие колонии бактерий --  "Ласковый Май", "Электроклуб" или "Мираж". Публика начала 90-х вознесла их на пьедестал по развившейся в годы музыкального голода привычке реагировать как рыба на блесну на любой хоть в чем-то новый поп-продукт. На рекламу эти бактериальные образования (а точнее их продюсеры) тратились мало - и так, что называется, пруха, зачем же швырять деньги на ветер? На уже заработавший концертный и аудиорынок со скоростью пулеметной очереди выбрасывались новые имена никому не известных поп-певцов, которые с не меньшей скоростью забывались, впрочем, успев принести шальной рубль своим "продюсерам": кто сейчас помнит певиц Барби и Русскую Мадонну?

Другая часть продюсеров была несколько дальновиднее: поставив на куда более долгоиграющих певиц и певцов, они понимали, что новые времена требуют от них новых стратегий. Для этого золотого фонда (к которому, помимо Пугачевой можно отнести Татьяну Овсиенко, Ирину Салтыкову, Наталью Гулькину) снимались хоть и дешевые, но видеоклипы, ставилось хоть и плохонькое, но шоу со светом и танцами. Именно эти люди, не боявшиеся рисковать куда большими деньгами и ориентированные не на столь сиюминутную выгоду, как продюсеры мелких звездочек, вытеснили менее организованную "шпану" - и благодаря им к 1994 году корпус "нового русского попа" приобрел четкую структуру. Интересно, что среди этой продюсерской "элиты", помимо бизнесменов-самородков из бывших интеллигентов, преобладали бывшие функционеры разнообразных госконцертов и филармоний (быть может, им удалось просто перенести опыт оперирования большими суммами и масштабными проектами из советского времени в новые экономические условия), в то время как среди "шпаны" преобладали просто бывшие фарцовщики и уголовники.

Парадоксально, но факт - именно постперестроечная, анархическая свобода 90-х почти уничтожила феномен сарафанного радио - его функции отошли медиа: в большей степени музыкальным программам телеканалов, в меньшей - зарождающемуся FM-вещанию. 1994 год ознаменовался первым серьезным медиаскандалом - с молодого телеканала РТР с шумом уволился его музыкальный редактор, авторитетный рок-критик Артемий Троицкий. "Мне приносили пухлые конверты", - рассказывал он, - "с недвусмысленными намеками на то, что "за это" надо поставить в эфир то или иное нечто. Я этих господ разворачивал, и тогда они шли с еще более пухлыми конвертами к моему начальству, после чего мне сверху спускались указивки. Я не стал этого терпеть".

Меж тем именно практика "проплат" уже на следующий год, ознаменовавшийся выходом в эфир первого российского музыкального телеканала "Муз-ТВ", стала на долгие годы (а в ряде случаев является до сих пор) основой существования многих музыкальный программ: плати деньги, и твой клип ротируется в эфире. Уже в нашу эпоху эта схема была значительно усложнена, в середине же 90-х тарифы были едины: от  1 тыс.  долларов за 40 эфиров видеоклипа; цена варьировалась в зависимости от статуса канала – музыкальные программы на метровых каналах, понятное дело, стоили дороже. Музыкальные фильмы и записи концертов ротировались по договорной цене. В отличие от нынешних времен, заплатив деньги в черную кассу телеканала, попасть в эфир мог практически любой желающий.

Точку в периоде формирования и оформления как исполнительских, так и продюсерских поп-элит поставили президентские выборы 1996 года. Получив - причем не в виде инвестиций, а просто безвозмездно - огромные бюджеты, русский шоу-бизнес на своем уровне сделал для демократии примерно то же, что "наверху" сделали Березовский с Гусинским: консолидировали все силу для проельцинского всероссийского мегатура "Голосуй или проиграешь". Под этот проект были рекрутированны все хоть сколько-нибудь значимые музыкальные поп-фигуры .  О заработках проехавшего по всей стране звездного стада до сих пор ходят легенды. Мощное финансовое вливание помогло шоу-бизнесу, ориентированному на русский попс, выздороветь от многих постперестроечных болезней роста и выйти на принципиально новую фазу своего существования и бытования. Залы  у звезд стали побольше, ротации в музыкальных программах центральных и дециметровых каналах - дороже; повышалась, так сказать, капитализация.  За куратором пропрезидентской музыкальной акции, продюсером, композитором и исполнителем Игорем Крутым на долгие годы закрепился статус лидера, человека номер "один" на рынке музпродюсинга. До авантюрного взлета группы "Мумий-тролль", знаменовавшего собой не только изменение вкусов населения, но и смену модели отношений "музыкант-продюсер-публика", оставалось полтора года.

Итак, в период «смутного» времени (1990-1997) в постепенно выздоравливающей от политической и экономической лихорадки стране сменилось не только ее название: поменялся текст поп-культуры, способы ее функционирования и системы обмена информации о ней. Достаточно быстрое взросление музыкальных бизнес-структур было напрямую связано с социополитическими и политэкономическими подвижками в жизни страны.  Резко взяв свое в начале 90-х, уже в конце этого десятилетия поп-музыка обновлялась и улучшалась медленно и мало.  Отсутствие качественного скачка в творческой сфере привело к резкой, почти одномоментной смены приоритетов музыкальной конъюнктуры, повернувшейся от попсы к поп-року. Но об этом – в следующей части нашего цикла. 

Крижевский Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).