будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Гулин Игорь

Расширение киноглаза

Расширение киноглаза
miro-t

Помимо развивающегося с огромной скоростью массового кинопроката существует, по крайней мере, в Москве, и другая система, занимающаяся распространением совершенно иного кино. Назовем ее «альтернативным кинопрокатом». Массовый кинопрокат, естественно, полностью функционирует и развивается по законам коммерции. Зритель для него – только объект, полностью равный «простому» покупателю.  На его периферии существует довольно сложная система по прокату так называемого некоммерческого кино, арт-хауса и т.п. (Этим занимаются, в первую очередь, «35ММ», отчасти «Ролан» и еще некоторые кинотеатры). Еще более культуртреггерская роль у «Музея Кино» и «Иллюзиона». Но, несмотря на дешевые билеты и показ исключительно классики или неприбыльных ретроспектив, они обладают стойкой аудиторией, (что было показано, например, массовым протестом против закрытия «Музея кино» прошлым летом), и вполне стабильной позицией в столичной кино-системе. Это если не прибыльные, то вполне выживающие «предприятия» («Музей Кино» – во многом за счет предоставления площадки «фестивалям второго уровня», «Иллюзион», вероятно, за счет «задержанных» показов недавних фильмов).
Здесь мы не будем подробно рассматривать этот многократно описанный феномен, а обратимся к смежной области – именно «альтернативному кинопрокату». Альтернативным мы называем в прямом смысле некоммерческий показ кино, показ, функционирующий по законам реципрокции, пытающийся превратить зрителя из участника товарообмена в участника культурного процесса». Кинотеатр «Мир Искусства» и «Клуб Имени Джерри Рубина» – две, вроде бы, не очень похожих стороны этого явления – вполне удобны для его общего описания.

«Мир Искусства», основанный режиссером-документалистом Сергеем Тютиным (автором фильмов об истории советского авангарда, регулярно демонстрирующихся в кинотеатре) – первый в России «электронный кинотеатр». По словам самого Тютина, это последняя ступень в переходе кинематографа с пленки на «цифру». Уже долгое время с помощью цифровых технологий происходит монтаж, не так давно режиссеры начали пользоваться постоянной цифровой съемкой, но для показа в кинотеатрах фильмы все равно переводились с цифры обратно на пленку. Эта ситуация абсурдна, так как цифровые технологии гораздо более удобны в обращении. Но в последние годы попытались решить эту проблему – произошло, по словам Тютина,  новое рождение кино, а «Мир искусства» стал первым его провозвестником в
России. Но Тютин воспользовался новой технологией для создания некоммерческого, принципиально маргинального предприятия, в здании расположенного в глубокой подворотне кинотеатра. Он демонстрирует в нем исключительно классику, артхаус и работы молодых русских режиссеров.

«Мир искусства» посещают по преимуществу студенты находящегося в двух шагах РГГУ, ученики ближайшего интерната, окрестные пенсионеры, а также - молодые кинематографисты, в частности ученики проходящей в том же здании киношколы Тютина. Кинотеатр создавался, в большой степени, для них и им подобных – как возможность получения практического кинообразования не в фондах или институтах, а в более доступных условиях. На это же
рассчитана и программа кинотеатра – она представляет собой своего рода учебник истории кино, подобный хрестоматии по истории литературы. От «Музея Кино», по мнению Тютина, «Мир искусства» отличает именно авторско-исторический, режиссерский, а не «музейный» подход – фильмы показываются, как правило, в рамках ретроспективы режиссера или какой-либо «образовательной» программы: «Великие режиссеры мира», «Кинолицей» и т.п. Задача, в первую очередь, не в выискивании музейных редкостей и кунсткамерных курьезов, а в создании общей ретроспективной картины истории мирового кино.

Другая сторона деятельности «Мира Искусства» – премьеры работ молодых режиссеров, периодически проводящийся фестиваль «Киноки» (слово, изобретенной Дзигой Вертовым). Но это – мероприятия, кажется, больше «для своих» – по крайней мере, они не упоминаются в еженедельных программках кинотеатра. Существование и функционирование «Мира искусства» вообще выглядит таинственно. Для внешнего наблюдателя кинематографическая, не прокатная часть его жизни абсолютно скрыта от глаз, хотя, по словам Тютина, именно за счет параллельного кинопроизводства кинотеатр и существует. Помимо того, «Мир Искусства» необычен сочетанием традиционализма – кинотеатр не только напоминает хрестоматию или серию «Библиотека поэта», но даже назван в честь художественного объединения начала  XX века – и самых современных технологий. Это явно не стойкая, но очень достойная форма кино-жизни.

«Клуб имени Джерри Рубина»  – один из старейших московских андерграундных клубов, в нем происходят концерты групп разных маргинальных направлений, антиглобалистские мероприятия, выставки, праздники  и т.д., а также постоянно демонстрируется кино. Плант начал показывать фильмы в клубе «Второй этаж» четыре года назад, потом сделал своей главной резиденцией «Джерри Рубин». «До этого бегал несколько лет по клубам с подобной идеей, но никто не отзывался. Теперь с моей подачи же кино показывают, чуть ли не в каждом клубе», – рассказывает он. В подвале «Джерри Рубин», расположенном между метро «Октябрьская» и «Университет» стоит проектор (менее современный, чем в «Мире Искусства»), фильмы показываются с кассеты или ДВД. Показывают бесплатно, рассказывая перед началом просмотра об авторе и контексте. В  «Джерри Рубине» совершенно другой, чем в предыдущем кинотеатре, репертуар, или даже скорее, принцип отбора фильмов. Здесь это, в первую очередь, не фильмы, сыгравшие какую-то важную роль в истории и формировании мирового кинематографа, а фильмы маргинальные, которые сложно увидеть где-либо еще в Москве на большом экране. Это и герои андеграунда, и никому не известные имена, и забытые фильмы великих режиссеров, и маргинальное кино Восточной Европы, и документальные фильмы с маргинальной или неожиданной социальной проблематикой. Фильмы выискиваются, как правило, у коллекционеров и переводятся самими участниками программы или их друзьями. Здесь принцип не в создании стройной картины кино-мира, а, напротив - в максимальном расширении его границ, вплоть до их разрушения. Программа «Джерри Рубина» рассчитана на совершенно другой зрительский уровень, или же совершенно другой уровень отношений со зрителем. В «образовательной стратегии» «Мира Искусства» доминирует идея построения знания о кино «с нуля», постепенное его накопление и создание системы истории кинематографа. В «Джерри Рубине» – стремление к познанию кино через максимальное разнообразие его форм, отсутствие единой системы кино-истории.

В отличие от малоизвестного «Мира Искусства», кино-показы в «Джерри Рубине» пользуются большой популярностью – нередко маленький зал набит до отказу. Отчасти это связано с изначальной культовостью клуба среди московских хиппи и панков, составляющих немалую часть аудитории, отчасти – с уникальностью репертуара, отчасти – с более успешной раскруткой (насколько это слово применимо к некоммерческому предприятию). Но есть у «Джерри Рубина» и общее с «Миром Искусства» – связь с «актуальным» кинопроизводством.
Директор "Джерри" Света Ельчанинова, недавно окончившая ВГИК, постоянно устраивает премьеры своих молодых коллег. (В частности, в «Джерри Рубине» был первый раз показан фильм Сергея Лобана , автора «Пыли» с Петром Мамоновым и призера «Кинотеатра.док».

Кино-показы в «Джерри Рубине» – полностью благотворительное мероприятие – существуют, как рассказывает Плант, в первую очередь, за счет контракта с районной префектурой, обязательств «работы с молодежью».

Как мы видим, по задумке, принципу организации, положению «Мир Искусства» и «Джерри Рубин»  –  разные проекты. Но, несмотря на это, разница – скорее в средствах, цели же у них весьма схожи. Их можно обозначить как воспитание нового зрителя и формирование альтернативной кино-среды. «Альтернативный кинопрокат» по определению осознает и
позиционирует себя в отношении к «массовому». Это относится к продуктам, по определению Тютина, «альтернативному контенту». Концептуальная цель «Мира Искусства» – превратить кино из товара в искусство, в объект эстетического восприятия и познания. Плант также
говорит о том, что цели «Джерри Рубина» – в создании для зрителя «альтернативы засилью голливудских фильмов и того, что финансируется русским правительством», в демонстрации фильмов, которые «меняют что-то в голове» зрителя, дают ему возможность смотреть с разных точек зрения на мир и на кино-процесс. Таким образом, от подхода к отбору фильмов
протягивается нить к подходу к зрителям. В «альтернативном кинопрокате» они воспринимаются не как покупатели, объекты прямого воздействия, «оболванивания», по словам Планта, а, скорее, как объекты интеллектуального влияния, воспитания. Альтернативный прокат рассчитан не на одноразовое, а на постоянное систематическое использование, и продуктом его взаимодействия со зрителем является не прямая связь:
«коммерческая выгода – получаемые ощущения или информация», а формирование некоего взгляда, потенциального понимания кино-процесса. Как и массовый кинопрокат, он перспективен, направлен на возвращение зрителя, но отношения, возникающие между ними – это не отношения использования, а отношения взаимопроникновения. Можно сказать, что альтернативный прокат в своей связи со зрителем формирует «сеть реципрокности» , он формирует независимого от навязываемой рынком картины и системы отношений кинозрителя, а в перспективе – кинодеятеля, активного участника процесса и системы альтернативного кинопроката.


Гулин Игорь
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).