Помимо развивающегося с огромной скоростью массового кинопроката существует, по крайней мере, в Москве, и другая система, занимающаяся распространением совершенно иного кино. Назовем ее «альтернативным кинопрокатом». Массовый кинопрокат, естественно, полностью функционирует и развивается по законам коммерции. Зритель для него – только объект, полностью равный «простому» покупателю. На его периферии существует довольно сложная система по прокату так называемого некоммерческого кино, арт-хауса и т.п. (Этим занимаются, в первую очередь, «35ММ», отчасти «Ролан» и еще некоторые кинотеатры). Еще более культуртреггерская роль у «Музея Кино» и «Иллюзиона». Но, несмотря на дешевые билеты и показ исключительно классики или неприбыльных ретроспектив, они обладают стойкой аудиторией, (что было показано, например, массовым протестом против закрытия «Музея кино» прошлым летом), и вполне стабильной позицией в столичной кино-системе. Это если не прибыльные, то вполне выживающие «предприятия» («Музей Кино» – во многом за счет предоставления площадки «фестивалям второго уровня», «Иллюзион», вероятно, за счет «задержанных» показов недавних фильмов).
Здесь мы не будем подробно рассматривать этот многократно описанный феномен, а обратимся к смежной области – именно «альтернативному кинопрокату». Альтернативным мы называем в прямом смысле некоммерческий показ кино, показ, функционирующий по законам реципрокции, пытающийся превратить зрителя из участника товарообмена в участника культурного процесса». Кинотеатр «Мир Искусства» и «Клуб Имени Джерри Рубина» – две, вроде бы, не очень похожих стороны этого явления – вполне удобны для его общего описания.
«Мир Искусства», основанный режиссером-документалистом Сергеем Тютиным (автором фильмов об истории советского авангарда, регулярно демонстрирующихся в кинотеатре) – первый в России «электронный кинотеатр». По словам самого Тютина, это последняя ступень в переходе кинематографа с пленки на «цифру». Уже долгое время с помощью цифровых технологий происходит монтаж, не так давно режиссеры начали пользоваться постоянной цифровой съемкой, но для показа в кинотеатрах фильмы все равно переводились с цифры обратно на пленку. Эта ситуация абсурдна, так как цифровые технологии гораздо более удобны в обращении. Но в последние годы попытались решить эту проблему – произошло, по словам Тютина, новое рождение кино, а «Мир искусства» стал первым его провозвестником в
России. Но Тютин воспользовался новой технологией для создания некоммерческого, принципиально маргинального предприятия, в здании расположенного в глубокой подворотне кинотеатра. Он демонстрирует в нем исключительно классику, артхаус и работы молодых русских режиссеров.
«Мир искусства» посещают по преимуществу студенты находящегося в двух шагах РГГУ, ученики ближайшего интерната, окрестные пенсионеры, а также - молодые кинематографисты, в частности ученики проходящей в том же здании киношколы Тютина. Кинотеатр создавался, в большой степени, для них и им подобных – как возможность получения практического кинообразования не в фондах или институтах, а в более доступных условиях. На это же
рассчитана и программа кинотеатра – она представляет собой своего рода учебник истории кино, подобный хрестоматии по истории литературы. От «Музея Кино», по мнению Тютина, «Мир искусства» отличает именно авторско-исторический, режиссерский, а не «музейный» подход – фильмы показываются, как правило, в рамках ретроспективы режиссера или какой-либо «образовательной» программы: «Великие режиссеры мира», «Кинолицей» и т.п. Задача, в первую очередь, не в выискивании музейных редкостей и кунсткамерных курьезов, а в создании общей ретроспективной картины истории мирового кино.
Другая сторона деятельности «Мира Искусства» – премьеры работ молодых режиссеров, периодически проводящийся фестиваль «Киноки» (слово, изобретенной Дзигой Вертовым). Но это – мероприятия, кажется, больше «для своих» – по крайней мере, они не упоминаются в еженедельных программках кинотеатра. Существование и функционирование «Мира искусства» вообще выглядит таинственно. Для внешнего наблюдателя кинематографическая, не прокатная часть его жизни абсолютно скрыта от глаз, хотя, по словам Тютина, именно за счет параллельного кинопроизводства кинотеатр и существует. Помимо того, «Мир Искусства» необычен сочетанием традиционализма – кинотеатр не только напоминает хрестоматию или серию «Библиотека поэта», но даже назван в честь художественного объединения начала XX века – и самых современных технологий. Это явно не стойкая, но очень достойная форма кино-жизни.
«Клуб имени Джерри Рубина» – один из старейших московских андерграундных клубов, в нем происходят концерты групп разных маргинальных направлений, антиглобалистские мероприятия, выставки, праздники и т.д., а также постоянно демонстрируется кино. Плант начал показывать фильмы в клубе «Второй этаж» четыре года назад, потом сделал своей главной резиденцией «Джерри Рубин». «До этого бегал несколько лет по клубам с подобной идеей, но никто не отзывался. Теперь с моей подачи же кино показывают, чуть ли не в каждом клубе», – рассказывает он. В подвале «Джерри Рубин», расположенном между метро «Октябрьская» и «Университет» стоит проектор (менее современный, чем в «Мире Искусства»), фильмы показываются с кассеты или ДВД. Показывают бесплатно, рассказывая перед началом просмотра об авторе и контексте. В «Джерри Рубине» совершенно другой, чем в предыдущем кинотеатре, репертуар, или даже скорее, принцип отбора фильмов. Здесь это, в первую очередь, не фильмы, сыгравшие какую-то важную роль в истории и формировании мирового кинематографа, а фильмы маргинальные, которые сложно увидеть где-либо еще в Москве на большом экране. Это и герои андеграунда, и никому не известные имена, и забытые фильмы великих режиссеров, и маргинальное кино Восточной Европы, и документальные фильмы с маргинальной или неожиданной социальной проблематикой. Фильмы выискиваются, как правило, у коллекционеров и переводятся самими участниками программы или их друзьями. Здесь принцип не в создании стройной картины кино-мира, а, напротив - в максимальном расширении его границ, вплоть до их разрушения. Программа «Джерри Рубина» рассчитана на совершенно другой зрительский уровень, или же совершенно другой уровень отношений со зрителем. В «образовательной стратегии» «Мира Искусства» доминирует идея построения знания о кино «с нуля», постепенное его накопление и создание системы истории кинематографа. В «Джерри Рубине» – стремление к познанию кино через максимальное разнообразие его форм, отсутствие единой системы кино-истории.
В отличие от малоизвестного «Мира Искусства», кино-показы в «Джерри Рубине» пользуются большой популярностью – нередко маленький зал набит до отказу. Отчасти это связано с изначальной культовостью клуба среди московских хиппи и панков, составляющих немалую часть аудитории, отчасти – с уникальностью репертуара, отчасти – с более успешной раскруткой (насколько это слово применимо к некоммерческому предприятию). Но есть у «Джерри Рубина» и общее с «Миром Искусства» – связь с «актуальным» кинопроизводством.
Директор "Джерри" Света Ельчанинова, недавно окончившая ВГИК, постоянно устраивает премьеры своих молодых коллег. (В частности, в «Джерри Рубине» был первый раз показан фильм Сергея Лобана , автора «Пыли» с Петром Мамоновым и призера «Кинотеатра.док».
Кино-показы в «Джерри Рубине» – полностью благотворительное мероприятие – существуют, как рассказывает Плант, в первую очередь, за счет контракта с районной префектурой, обязательств «работы с молодежью».
Как мы видим, по задумке, принципу организации, положению «Мир Искусства» и «Джерри Рубин» – разные проекты. Но, несмотря на это, разница – скорее в средствах, цели же у них весьма схожи. Их можно обозначить как воспитание нового зрителя и формирование альтернативной кино-среды. «Альтернативный кинопрокат» по определению осознает и
позиционирует себя в отношении к «массовому». Это относится к продуктам, по определению Тютина, «альтернативному контенту». Концептуальная цель «Мира Искусства» – превратить кино из товара в искусство, в объект эстетического восприятия и познания. Плант также
говорит о том, что цели «Джерри Рубина» – в создании для зрителя «альтернативы засилью голливудских фильмов и того, что финансируется русским правительством», в демонстрации фильмов, которые «меняют что-то в голове» зрителя, дают ему возможность смотреть с разных точек зрения на мир и на кино-процесс. Таким образом, от подхода к отбору фильмов
протягивается нить к подходу к зрителям. В «альтернативном кинопрокате» они воспринимаются не как покупатели, объекты прямого воздействия, «оболванивания», по словам Планта, а, скорее, как объекты интеллектуального влияния, воспитания. Альтернативный прокат рассчитан не на одноразовое, а на постоянное систематическое использование, и продуктом его взаимодействия со зрителем является не прямая связь:
«коммерческая выгода – получаемые ощущения или информация», а формирование некоего взгляда, потенциального понимания кино-процесса. Как и массовый кинопрокат, он перспективен, направлен на возвращение зрителя, но отношения, возникающие между ними – это не отношения использования, а отношения взаимопроникновения. Можно сказать, что альтернативный прокат в своей связи со зрителем формирует «сеть реципрокности» , он формирует независимого от навязываемой рынком картины и системы отношений кинозрителя, а в перспективе – кинодеятеля, активного участника процесса и системы альтернативного кинопроката.