будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура

Районная площадка

Проект сети бесплатных районных газет "Мой район" стартовал в Санкт-Петербурге в 2002 году. За основу была взята довольно давно уже опробованная за рубежом идея: сеть единых по формату и части публикуемого контента газет, освещающих жизнь локального сообщества – жителей обособленной части города, района. Эти газеты существуют в значительной степени за счет локальных же рекламодателей: местных магазинов, предприятий сервиса и т.п.

Инициатором издания подобных газет в Петербурге был Григорий Кунис – менеджер медиабизнеса, создавший в начале 90-х выходящую и сегодня успешную англоязычную газету "St. Petersburg Times", проданную позднее концерну "Independent Media".

На сегодняшний день, согласно проводимым замерам, "Мой район" является самым читаемым местным изданием в Петербурге и, кроме того, имеет самые лучшие показатели роста аудитории. Сейчас газета начинает московскую экспансию. Об истории проекта, его бизнес- и человеческой специфике мы побеседовали с Дмитрием Кунисом – братом Григория и одним из основных первоначальных инвесторов "Моего района". Интервью взял Лев Усыскин.

Дмитрий, с чего все это началось? Вдруг пришел Григорий и предложил?..

Не совсем вдруг. До того как Гриша сделал нам конкретное предложение, он года два шлифовал эту идею – заказывал исследования, обсуждал с разными замечательными людьми.

В чем же эта идея состояла?

В том, что есть свободное место, которое стоит занять. Людям нужна информационная площадка, на которой можно получать местные новости. Есть потребность в таких новостях, и она ничем потребность не закрывается. Локального телевидения у нас, по сути, нет. Ни городские, ни федеральные СМИ эту нишу не закрывают – там вообще, по большему счету, только про чиновников. Открываешь газету, включаешь телевизор – одни и те же лица. Людям это не особенно интересно, наверное, они эти газеты и не читают. Поэтому и рекламодатели туда не идут. А кроме того, есть рекламодатели, которым не нужна реклама на весь город, – их интересует только территория, допустим, непосредственно прилегающая к их ресторану. И платить за рекламу, направленную на жителей другого конца города, им не с руки. Таким образом, эта наша площадка становится востребованной как среди читателей, так и среди рекламодателей. Такая была идея вначале, и она была успешно реализована.

Григорий сделал предложение, и вы согласились инвестировать. Каковы были критерии для вас?

Основных критериев было три. Первый критерий – это, конечно, качество бизнес-плана. Он должен быть убедительным – вложения должны были окупаться за 3-4 года. Второй критерий – значимая социальная, гуманитарная составляющая. Не просто "наварить бабок", а сделать социально значимый проект.

У вас была такая потребность?

Не сказать, чтобы потребность…

…желание?

Ну, нет, не потребность, не желание, а просто был такой аргумент, который учитывался.

А третий критерий?

Третий – персональный: Григорий. Это мой брат, которому я доверяю абсолютно, уверен в его профессиональных качествах и в способности возглавить проект в качестве лидера. Если бы к нам с тем же бизнес-планом пришел другой человек, даже знакомый и с идеальным резюме, мы бы не согласились. Сам по себе это слишком высокорискованный и непрофильный для нас проект. А бизнес всегда делается с конкретным человеком.

Каковы были основные исходные параметры проекта?

Начальные вложения – 300 тыс. долларов, это позволяло запустить газету на три района. Расчетный срок окупаемости по трем районам – 3-4 года.

Что, так и планировалось – все четыре года работать только на три района?

Нет, конечно. Предполагалось, что если все идет нормально, то прибыль реинвестируется в расширение географии. Кроме того, с самого начала рассматривалась возможность привлечь мощного стороннего инвестора и скачком перейти к изданию газеты в десяти районах, допустим, или выйти на другие города.

А конечная цель для вас? Предусматривался ли выход из проекта?

Да, конечно. Мы не собирались владеть газетой вечно. Мы планировали пройти с ней этап становления в понятных масштабах – на три района, на пять. Затем – либо привлечь крупного инвестора и стать миноритарными акционерами, либо совсем продать нашу долю.

Хорошо. Это – в плане. А как все развивалось на самом деле?

Во-первых – с самого начала продажи рекламы пошли не так, как планировали. С существенным отставанием.

Почему?

По разным причинам. Одна причина – это маркетинговая ошибка. Мы запустились в трех центральных районах – а там "идея локальности"  довольно смазанная: люди в основном приезжие, днем в центре, вечером – на окраинах. Местных жителей довольно мало. Границы между районами довольно условные. К тому же – местные новости и местные рекламодатели до определенной степени охвачены общегородской прессой. А вот когда мы начали работать на периферии – в Выборгском и Приморском районах, объем продаж стал расти несравнимо круче. Вторая причина – это изначальные ошибки редакционной политики. Газета первое время была довольно слабенькая, неинтересная. Рекламодатели смотрели и говорили: «Что за ерунда, листовка какая-то, нам это не интересно».

Потом качество улучшилось?

Да, существенно. Причем – без смены главного редактора, что любопытно! Просто была проделана большая совместная работа по выверке и улучшению контента, оптимизации персонала, дизайна и т.д. Даже удачный, работающий слоган "близкие новости" появился не сразу.

Кем была проделана эта работа?

Коллективно. Григорием, нами, редакцией, сторонними экспертами. Но была еще и третья ошибка – мы попросту недооценили время привыкания рекламодателя к новой площадке. Нам казалось, что все кинутся сразу использовать новый инструмент, – а они не кинулись. Следили, выжидали, думали. Смотрели, продержимся мы или схлопнемся. Плюс к тому – неправильная была в самом начале ценовая политика: мы отпугивали потенциальных рекламодателей высокими ценами.

А вот в чем мы сразу были успешны – это в распространении. Читать нас стали сразу: мы систему распространения очень быстро отладили, и никогда за всю историю у нас тираж не залеживался.

И что вы делали с этой недооценкой времени привыкания рекламодателя? Просто пришлось вкладывать дополнительные деньги?

Да. Деньги. Нервы. Одно время даже думали выйти из проекта, потеряв все.

Сколько вложили еще?

Около 900 тысяч. Пятьсот своих и 400 заемных. При этом поменяли стратегию – резко расширили количество районов, увеличив тираж. Тем самым снизился удельный вес редакционных и прочих накладных расходов. И вышли на урожайные спальные районы – об этом я уже сказал.

Целевая аудитория издания сейчас та же, что и планировалась  сначала, или произошло какое-нибудь смещение?

Целевая аудитория та же. Ее ядро – наиболее активные потребители: женщины от 35 до 45 лет. Это газета не для молодежи, не для бизнесменов, не для пенсионеров. Это не избиратели.

Были ли, кстати, попытки вовлечь вас в какие-нибудь политические игры?

Ну, так – предлагали иногда разместить за деньги ту или иную информацию, но мы отказывали. Мы принципиально решили, что будем вне политики – даже политических комментариев долгое время вовсе не допускали.

Помимо инвестиций вы как-то принимали участие в проекте?

Да, конечно. Мы были очень активными инвесторами. Постоянно обсуждали состояние проекта, искали решения – и Григорий обычно прислушивался к нашему мнению. Дело в том, что проект довольно долго был в критическом состоянии, а нам совершенно не хотелось терять деньги. Причем не только потому, что денег жалко, а потому еще, что не хотелось приобретать опыт неуспеха. Это сильно подрывает амбиции. Для человека, особенно для бизнесмена, это очень важно.

И в результате?..

Года через два с половиной проект практически вышел на текущую безубыточность.

А откуда появились предложения крупных инвесторов?

От нас. Это мы подготовили предложения инвесторам и занимались их поиском. Мы практически с самого начала понимали, что для выхода на определенный уровень нужны будут ресурсы, которые мы не можем, да и не хотим вкладывать. Значит, надо искать тех, кто обладает такими ресурсами. Это позволит резко расширить аудиторию, а следовательно – привлечь мощных брендовых рекламодателей. И тогда будет уже совсем другой масштаб бизнеса.

И интерес у инвесторов был?

Да, кстати, довольно живой. Мы вели переговоры с целым рядом инвесторов – причем и на весьма ранней стадии проекта, когда он был сильно убыточен. Хотя окончательных договоренностей достигли, когда газета уже выходила в десяти районах. Впрочем, до того у нас был промежуточный инвестор – венчурный фонд, специализирующийся на медиаактивах, MDLF. Это 250 из тех самых 400  заемных тысяч – мы продали часть акций фонду с правом обратного выкупа под 25% годовых. И воспользовались этим правом, когда нашли стратегического инвестора.

Кто это был?

Норвежский медиа-холдинг Schibsted. Для них это первый выход на российский рынок. Они владеют аналогичными изданиями в Норвегии, Испании и Франции, так что этот бизнес им понятен. Они изучали нас с точки зрения прозрачности, качества, редакционной политики, финансовой политики и т.д.

Сколько времени все это потребовало?

От начала общения до соглашения о принципах сделки – полгода. Из них три месяца – собственно, переговоры. И еще полгода сделка закрывалась.

И до чего договорились?

Мы продали 50% акций компании и одновременно провели допэмиссию на 30%. Таким образом, мы получили деньги и остались миноритарными акционерами, а кроме того, газета получила дополнительные деньги для развития. При этом мы остаемся в совете директоров и обязаны в 2011 году продать остаток наших акций по определенной процедуре, завязанной на текущее состояние бизнеса. Так что мы по-прежнему заинтересованы в его успехе. А еще Schibsted дал газете значительный кредит, 5 млн евро, на который осуществляется московская экспансия.

А почему они не выкупили все?

Я думаю, они хотели, чтобы мы остались в проекте, так как нуждались в нашем знании российской бизнес-среды.

Если бы сейчас все начиналось – пошли бы на такой проект?

Нет. Наверное, сейчас бы не пошел. Сейчас я согласился бы только на более проработанный проект, с большим объемом предварительных исследований. Тогда был бы более пессимистичный бизнес-план, но более реальный. А вообще – я в итоге доволен: и денег заработали, и дело сделали. И, кстати, чувствуется, как вокруг нашей газеты начинает формироваться что-то такое – какое-то местное комьюнити, местное мышление, какой-то новый канал взаимодействия людей с властями, друг с другом и т.д. Это очень интересно.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).