будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 12, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Разгневаные не справились с очарованным

Разгневаные не справились с очарованным
bozonne

Чеховский театральный фестиваль пересек экватор и приблизился к двум своим главным событиям - "Трем сестрам" Чехова в режиссуре британца Деклана Доннеллана и "Лесу" Островского, поставленному Петром Фоменко в парижском "Комеди Францез". Однако первый фестивальный месяц также не обошелся без удач и разочарований, а в рамках двух секций - Мировой и Экспериментальной программы - было показано немало любопытных спектаклей, о двух из которых пойдет речь.

В рамках Молодежной серии экспериментальная группа при ереванском Театре имени Сундукяна показала в Москве спектакль "Психоз 4.48" Сары Кейн. В современной драматургии крайне редко встречаются тексты, которые как когда-то пьесы Ибсена и Гауптмана, находят отклик у зрителя в любом конце земли, понимаются вопреки национальным особенностям, самобытным местным культурам и т.д. К этим драмам безусловно относятся те, что вышли из-под пера Сары Кейн. Они на удивление общедоступны, несмотря на то, что ее язык перенасыщен нецензурными выражениями, а драматические ситуации одинаково провокативны как для обывателя, сидящего в пятом ряду партера, так и для маргинала, забравшегося на галерку.

Пьесами Кейн в середине 90-х годов заинтересовался лондонский театр Royal Court, один из форпостов современной драмы, и ее писательское дарование еще при жизни получило признание. Проследить за тем, как Кейн, удостоившаяся славы в 24 года (именно тогда ее пьеса «Blasted» была поставлена в Royal Court), могла бы и дальше сохранять в своих текстах невероятную интимность и искренность, не удастся отныне никому. Ее жизнь оборвалась в 28 лет самоубийством.

«Психоз 4.48» - ее последняя пьеса, причем обстоятельства написания были таковы: Кейн, страдая депрессиями, несколько раз неудачно пыталась покончить с собой, находилась в психиатрической больнице. В один из приступов покушение ей удалось; а после смерти была обнаружена пьеса-монолог, цифры в названии которой означают время запланированного самоубийства. С тех пор театры по всего мира (в особенности, студенческие) с завидным упорством штурмуют загадочный текст, стремясь разгадать, как же играть этот драму-документ, столь тесно связанную с биографией автора. Попробовать свои силы в этом непростом деле взялась армянская студия. И потерпела неудачу.

Поверить в то, что пьеса была написана психически нездоровым человеком, когда слышишь ее со сцены (а тем более, читаешь в книге), невозможно – это удивительно трезвый текст. Общая композиция «Психоза 4.48» выстроена безупречно – история трагической любви, мысли об одиночестве, ненависть и одновременно любовь к самой себе филигранно сформулированы в предельно точных выражениях. Смятения в пьесе нет ни капли, тогда как присутствие ясной, невероятно напряженной мысли чувствуется в каждой строчке. Это по-своему уникальный случай, когда в драме одновременно присутствуют две точки зрения, смыкаются две линии – автобиографическая и аналитическая, взгляд изнутри и извне. Традиционное актерское интонирование и эмоциональное нагнетание оказываются попросту губительны для текста, поскольку откровенность и одновременная отстраненность (так, будто бы «Психоз 4.48» писался не ДО, а ПОСЛЕ трагической развязки) требует чего-то совершенно иного, нежели тех средств, которыми, как правило, манипулируют актеры. Вполне возможно, что и неплохие актеры (как в случае с армянской труппой) – дело даже не в этом. А в том, что невозможно открывать обычными ключами двери с кодовым замком.

В спектакле монолог прочитан шестью девушками – одинаково одетыми и с одинаково скорбным взглядом, обращенным в зал. Актрисы повторяют строчки одна за другой так, будто бы драма Кейн становится универсальной ситуацией для них всех. Каждая новая фраза, произнесенная одной из актрис, выделяет исполнительницу, добавляет образу новые эмоциональные оттенки. С другой стороны, все глубже погружает зрителя в стихию эмоционального. Финал спектакля становится апогеем задуманного режиссером Шахвердяном буйства чувств – героини бросаются в зал и начинают буквально требовать сочувствия, прикасаясь к лицам и рукам ошарашенных зрителей первого ряда. В этот момент понимаешь, насколько этой мрачной, неуютной и горделивой прозе чуждо подобное решение, – и какой решительный вызов театру бросила Кейн перед уходом.

Структура "Психоза 4.48" - это в первую очередь художественная проблема: должен ли доминировать взгляд извне или изнутри. Так уж получилось, что именно этим вопросом  задался и автор моноспектакля "Принцесса Клевская" (по роману Мадам де Лафайет) - француз Марсель Бозонне.

«Принцесса Клевская» начинается тем, что на сцену выходит единственный исполнитель в коротком камзоле с воротником и шелковых чулках. Такой сравнительно скромный наряд, если верить автору «Истории костюма» Федору Комиссаржевскому, относится скорее к эпохе Людовика XV, нежели к эпохе правления Генриха II, описанной в романе Мадам де Лафайет. Памятуя об излюбленной французами декламационной манере, первую реплику ждешь с мыслью: «Сейчас громыхнет!» Вместо этого, рассказчик обращается к залу на удивление спокойно.

Бозонне вообще играет покой - воспоминание о волшебной эпохе, когда все молодые люди были благородны и сдержаны, а дамы – прекрасны, загадочны, и также как мужчины, сдержаны в чувствах. Если искать одно единственное слово, описывающее стиль самого Бозоне и его восприятие французского XVI века – то это сдержанность. В смысле способности управлять своими эмоциями и порывами. Возникает впечатление, будто бы он сам в прошлом был свидетелем описанных событий. Но не участником – в его рассказе постоянно подчеркивается дистанция между ним и героями, между актером и зрителями, между зрителями и героями. Сама актерская игра держит зрителя на дистанции – она не захватывает, не подчиняет себе. Скорее, очаровывает. Жесты строги и лаконичны - ладонь либо обращена к лицу рассказчика, либо к залу. Актер постоянно словно бы встает в разные танцевальные позиции. Кульминацией истории, в центре которой любовь принцессы к герцогу Немурскому, становится сцена в саду. Сцена, в которой героиня всего лишь чувствует (!), что ее возлюбленный где-то рядом, и ей кажется, будто бы она его даже видит в темноте.

Сюжет для Бозонне-рассказчика безусловно важен, но едва ли не важнее становятся в его исполнении яркие эпитеты, которыми снабжает каждого своего героя Мадам де Лафайет. В каком-то смысле именно они – мини-характеристики вроде «благородный», «великодушный», «очаровательный», заменяющие развернутые портреты героев - становятся материалом для его актерской игры.

Рассказчик увлекается – и тогда напевная, спокойная манера повествования сбивается, мизансцены становятся острее и динамичнее. Смотришь – а Бозонне уже ходит кругами по сцене, становится на колено, ложится на сцену и обращается к принцессе от лица умирающей матери. Стиль актерской игры Бозонне - это замечательно найденная грань между брехтовским остранением, сконцентрированном в образе рассказчика, и прямо противоположной этому очаровывающей интонацией. Между неподвижностью и сдержанностью придворного, и его же искренней восторженной эмоцией при виде благородства и самоотречения главной героини  - принцессы.

Фото М. Бозонне в спектакле "Принцесса Клевская" с сайта Чеховского фестиваля.

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).