будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Порк Эмма

Разочарование в надежде

Первая Московская биеннале современного искусства – многолетняя мечта передового  художественного сообщества -- началась  разочарованием. Позитивные впечатления о главной экспозиции в Музее Ленина, судя по обмену мнениями в день открытия,  остались только у тех, кто регулярно посещает все основные мероприятия мирового contemporary art:  Венецианскую биеннале, кассельскую «Документу», путешествующую по Европе «Манифесту», биеннале в Сан-Паулу, Стамбуле и т.п.

Правда, таких в вернисажный день оказалось на выставке «Диалектика надежды» не мало, но только в вернисажный день. Который, впрочем, сам по себе был замечателен – такого скопления народа заброшенные музей не знал с лучших своих времен. Но в лучшие времена там не наливали сразу при входе, не разрешали курить на всех этажах, стряхивая пепел под ноги, ну и, разумеется, не допускали туда в качестве художников, молодых людей, не имеющих твердой профессиональной репутации и приличного внешнего вида.

Возможно, команда международных кураторов, состоящая из шести уважаемых знатоков современного искусства, способна прозреть в 41 выставленном авторе (это число было названо в пресс-релизе, на месте казалось, что представленных художников значительно меньше) тех, кто будет определять искусство будущего века. Но боюсь, что столь же прозорливых не много. И дело не в том, что искусство молодых оказалось слишком радикальным, этого почему-то всегда ждут от искусства молодого - оно оказалось (или показалось) робким, вторичным и неопытным, что как раз чаще всего и свойственно произведениям начинающих авторов, не лишенных, будем справедливы, таланта.

Но главный упрек, который можно было услышать в залах бывшего ленинского музея, был страшный, по нынешним временам, упрек в бедности этого искусства. Причем не духовной и интеллектуальной, а бедности в том смысле, что на производство выставленных произведений было потрачено мало денег. Что как-то не вязалось с финансовыми затратами на мероприятие, которые были первоначально оценены в миллион долларов, а к финалу выросли, в два с половиной раза. На что ушли деньги – главный вопрос, задаваемый зрителями друг другу. 

Впрочем, считать куда ушли у.е. - не наших обязанностей дело. Попробуем подумать, что еще попытались сделать организаторы 1 Московского биеннале современного искусства в стране, где публика любит зрелища и презирает бедность, причем в искусстве так же беспощадно, как и в жизни.

Понятно, что московское биеннале надо было как-то себя позиционировать  среди аналогичных арт-мероприятий. Понятно, что пригласить к участию в выставке звездных авторов с их дорогостоящими и технически сложными произведениями у организаторов московской выставки не хватало ни средств, ни сил, ни связей, ни, осмелюсь предположить, желания. Так как большие художники капризны, а высокотехнологичные и дорогостоящие произведения современного искусства обычно сложно и хлопотно показывать.

Главный куратор биеннале Иосиф Бакштейн в одном из интервью жаловался, что у нас совсем нет профессиональных арт-менеджеров, способных списываться с художниками и разрешать массу технических проблем, поэтому пришлось нанять голландцев. А кого пришлось бы нанимать, если договариваться надо было не с художниками, которые,  возможно, будут определять пути современного искусства, а тех, кто его уже определил? Венецианцев или еще каких сверхчеловеков?

Для простоты понимания проблем биеннале сравним ее с Московским кинофестивалем. Понятно, что в мире, где долго живут и здравствуют кинофестивали в Каннах, Берлине и Венеции, московскому кинофоруму невозможно собрать блистательную конкурсную программу – не хватает ни бюджета, ни репутации. Он и не собирает, но московский кинофестиваль дорог нам не конкурсом, на который зритель не то чтобы валом валит, а самим фактом своего существования, ретроспективами, параллельными программами и приездом любимого Тарантино или великой Мэрил Стрип. Тоже самое и с биеннале – пусть основная выставка и разочаровывает, зато есть яркие специальные проекты, многочисленные параллельные программы. Зато приехали со своими инсталляциями Кристиан Болтански, в качестве почетного классика современного искусства и Михаль Ровнер, в роли недавно взошедшей звезды. Зато покажут в Пушкинском музее безупречную видеоинсталляцию Билла Виолы (вот уж классик, так классик) «Приветствие», которую показывали в Венеции десять лет назад, а в петербургском Эрмитаже в прошлом году. Но искусство Виолы давно уже не стареет, а относится к вечным ценностям.

Зато активизировалось все местное сообщество современного искусства, спешно подготовившее новые выставки, обновляющее старые работы и ударившееся в вспоминания о нелегкой, полной тягот андеграундного существования истории отечественного contemporary art в тоскливые советские и бедные постсоветские времена. Обиженные Бакштейном художники, не прошедшие в основную экспозицию по возрастному и качественному цензу (они оказались слишком профессиональны и респектабельны) стали устраивать собственным выставки и искать для них своих спонсоров.

Многие сопутствующие программы по части зрелищности просто нокаутировали основную экспозицию. Особенно отличился Московский дом фотографии, который в проекте «Вторжение» показал отличные новые работы Гришы Брускина, Александра Пономарева, Ольги Чернышевой, группы АЕС+Ф и сильную видеофреску Михаль Ровнер, и еще втиснул в рамки биеннале абсолютно академическую выставку «Роберт Мэпплторп и классическая традиция», где  современное искусство невольно поддержали эстетские фотографии одного из ярчайших фотографов двадцатого века и гравюры голландских маньеристов шестнадцатого века. В общем, праздник современного искусства грянул и на наших улицах.

Но опять вспомним новейшую историю московского кинофестиваля. Вот он уже и ежегодный, и набирает силу, но разговоры о том, что фестиваль празднично съедает госденьги (бюджет МКФ 2004 года – 85 миллионов рублей плюс спонсорских 1,5 миллионов долларов), на которые можно было бы снять хорошее кино, не утихают. С биеннале разговоры будут, смею предположить, погромче.

Потому что денег на современное искусство дается куда меньше, чем на кино. И хорошее, даже самое лучшее кино можно посмотреть за сто рублей в кинотеатре, а вот современное искусство, как правило, не тиражируется, а в Венецию и Сан-Паулу не наездишься. Поэтому хочется, чтобы позиционировали московскую биеннале как-то по-другому. Может, ориентируясь на звезды, и на старых и проверенных художников, потому что большого, настоящего современного искусства Москва видела мало.                            

  

Порк Эмма
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).