Учебник может написать каждый. Но учиться по нему будут только если учебнику присвоят гриф - "допущено Министерством образования и науки РФ". Впрочем, "допущено" - своего рода чистилище для его автора, а вот настоящий рай - гриф другой, "рекомендовано". "Рекомендовано" означает, что учебник не только можно, но и нужно использовать в учебном процессе - из чего и следуют регулярные (в среднем раз в два года) переиздания, тысячные тиражи и вполне достойный гонорар автору учебного пособия, которые, заметим, ничего нового уже не пишет и просто пользуется плодами однажды исполненого труда. Еще в большей степени "гриф" выгоден издателю, именно он и берет на себя расходы за экспертизу.
Казалось бы, нужен гриф и школам: в море учебников, одобрение Министерства - по сути единственный навигатор учителя, особенно какой-нибудь учительницы из далекой провинции, которой сориентироваться намного трудней, чем столичным жителям. Но тут-то и встает главный вопрос: означает ли гриф на первой странице, что перед нами действительно хороший, грамотный учебник, по которому действительно можно учить школьников, который будет интересно читать и самим ученикам. Иначе говоря, насколько адекватны экспертные критерии?
Николай Пахомов, директор Издательско-книготоргового дома «Логос», рассказал курьезный случай: министерское подразделение, ведающее грифами, не поверило рекомендациям вице-президента РАН и президента РАО и отправило книгу ведущего мирового специалиста на рецензирование его же ученикам. Из чего и следует: экспертных критериев просто нет. Точнее они есть: проверяется соответствует ли названия книги официальному наименованию дисциплины (никаких "веселых задачников"!), а стиль изложения – общепринятому, достаточное ли в тексте количество проверочных упражнений, и – внимание! – соответствует ли государственному стандарту содержание. Комментируя этот пункт, Пахомов справедливо заметил, что образование ориентировано на старые стандарты, и в историю мы входим пятясь: новый и оригинальный учебник просто не имеет шанса получить гриф.
Но это цветочки. Мало того, что процедура ненадежна, она еще и плохо продуманна, медлительна и дорогостояща. Система построена по-русски: с одной стороны, дабы избежать лоббирования, авторы учебников не могут входить в предметные комиссии так называемого Федерального экспертного совета (далее – ФЭС), с другой, - они могут быть членами президиума помянутого совета, который и принимает окончательное решение по рекомендательным грифам. Руководитель нового департамента экспертизы учебных изданий ФЭС Надежда Габрусева, комментируя последний вариант закона (было еще несколько менее значительных изменений), заметила, что Министерство собирается устраивать экспертизу по каждому учебнику. Кроме того, теперь учителя, методисты, преподаватели, ученые и педагоги регионов больше не имеют к процессу отношения. Что мягко говоря, странно - кому, как не им...
В результате все больше издателей заявляют, что процедура присвоения грифа слишком дорогостоящая, непрозрачная, и вообще все это пахнет коррупцией и произволом. Вот, например, Александр Цыганенко, ректор Московского государственного университета печати, работавший с грифизацией еще до ликвидации Министерства образования в отдельном флаконе, убежден, что грифы оказались кстати: систему упорядочивали, помогали читателю разобраться в большом объеме педагогической литературы. Но теперь, когда новое Министерство оказалась собакой на сене (сами учебники не издаем и издательства учебной литературы не финансируем), с какой стати именно государственным институциям определять профпригодность книги? Дело в том, что практически ни в одной стране мира нет грифов – это считается, по меньшей мере, дурным тоном, по большей – пережитком авторитарной идеологии тотального контроля.
И потому кажется, что мы всего лишь наблюдаем очередное плановое нецелевое освоение бюджетных средств. Ладно, учителя в школах и не такое видели, они как-то привыкли сами разбираться, а разберется ли Минобрнауки, на какой очередной Совет или Департамент или другой рудимент тоталитарной системы в следующий раз потратить деньги – или подсказать?
См. также о рынке образовательных услуг: