будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Ребусы гриппа

Ребусы гриппа
petrovy
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

9 сентября в прокат вышел один из самых ожидаемых в российском киномире фильм — «Петровы в гриппе». А за день до этого в к/т «Октябрь» состоялся его премьерный показ с обсуждением, на котором Кирилл Серебренников прокомментировал свою новую картину. Данный текст — попытка разобраться: «Что же всё это было?».

Вступление

Не сказать, что роман Алексея Сальникова («Петровы в гриппе и вокруг него», 2016 г.) был бы как водка предельно прозрачен, но фильм Кирилла Серебренникова добавил к и без того загадочному сюжету множество головоломок, через которые мы, уподобясь главному герою, постараемся всё же прорваться.

Зачем фильму идти 145 минут? Почему в начальных титрах так много зарубежных кинокомпаний? А это правда, что ли, что в кадре часто не профессиональные актёры, а, например, поэты — Андрей Родионов, Всеволод Емелин, Юлий Гуголев? Где в фильме «реальное», а где — «нет»? И вот это нереальное — это грипп сознанию Петрова диктует или сам Петров фантазирует? Что это за слова на заборах и стенах? Вопросы можно продолжать если не бесконечно, то так долго, что их, как список кораблей, и до середины никто не дочитает. Лучше двигаться по порядку.

Выбор материала

Ростовчанин Серебренников связан с Уральской литературой. Первый его московский спектакль — «Пластилин» по Сигареву. Ещё — «Изображая жертву» Братьев Пресняковых во МХАТе. Теперь — Алексей Сальников, заставивший в своё время говорить о «Петровых в гриппе» всю читающую общественность.

Кирилл Серебренников:

Я считаю, что у театра есть обязательство — показывать современную литературу зрителю. Поэтому я стараюсь всё читать. И, разумеется, попал в руки роман, который получил все возможные премии и про него все писали, все говорили. И я сказал: «Ребят, давайте договоримся с правами». Издательство разрешило делать инсценировку, и запустилась работа по созданию спектакля.

А потом так вышло, что пришёл Илья Стюарт — продюсер «Хайп продакшна» и сказал: «Я слышал, что Вы занимаетесь в театре с этим. Но мы купили права на этот роман, может, Вам было бы интересно хотя бы написать сценарий». Я говорю: «Давайте я напишу сценарий для кого-то другого — продадим другому режиссёру — нормально». И стал писать, пока писал как-то так сочинял фильм и так мне это стало интересно, что пользуясь тем, что они не нашли режиссёра, сказал: «Ну давайте уж тогда я сниму, что ли».

Производство

Фильм независимый, снят на деньги из разных источников, без государственных денег. Снимали его 2 года назад.

Кирилл Серебренников:

Фильм лежал на такой «Каннской полке» из-за пандемии. Было бессмысленно выпускать, потому что всё равно никто не ходил в кино. А кинофестиваль Каннский говорил: «Ну подождите, мы, вроде, вас берём, но ещё не точно». Как-то всё это 2 года тянулось, потом они сказали: «Всё-всё, никуда больше не отдавайте, мы вас берём». И, понятно, что Каннский фестиваль — это лучший старт для любого фильма.

Сейчас его купили в 30 стран. И пошла его международная судьба. Сейчас он — в Сан-Себастьяне, на Лондонском фестивале... то есть он живёт уже своей жизнью, а это же не просто наш фильм, это вот эти уральские герои, герои уральского эпоса. Они там как-то вдруг в Лондоне, в Испании, в Мюнхене — интересно и странно всё это.

Сложности перевода языка литературы на язык кино

Прозу вообще в драматургию переводить непросто, особенно поэтичную (а Алексей Сальников поэт). До фильма были большие опасения, что не получится. Но — кажется — тьфу-тьфу-тьфу. Особенно бросились в глаза надписи на стенах, которые будто пытались что-то подсказать героям («мы все здесь равны нулю», «увы», «вчера хотел умереть, а сегодня всё норм», «до свадьбы не доживёшь»). Если в фильме «Лето» эти надписи были скорее визуальной поддержкой текстов песен, то здесь они жили самостоятельной жизнью.

Кирилл Серебренников:

У Сальникова очень сложный роман со сложными отражениями намёков, тем в других линиях. Это можно разгадывать очень долго. Может быть, Петров и не жив. Может быть это вообще такой лимбо (в данном случае — чистилище, прим.ред.). Это же вообще сюжет русского «Улисса»: человек идёт домой. У Джойса про это написан громадный том. И ещё рядом такой же том комментариев. И здесь тоже самое — человек из одной точки идёт домой, а за это время возникают вселенные, память выдает призраков, прошлое оказывается связано с настоящим и влияет на него массой способов. И это надо было как-то делать в кино, и это — ужасно интересная задача.

Если фильм литературен, то это не очень хорошо. Поэтому мы старались найти визуальный эквивалент сложности речи. Есть такой паблик «КиберАутизм» и в нём появляются картинки из разных русских городов: ржавый гараж, рядом — церква, и написано «Увы». От сочетания текста, символизма строений и композиции кадра возникает третий или четвёртый смысл.

Я подумал, что этот приём будет уместен в этой картине, потому что это среди прочего такие послания персонажам, которое выдаёт пространство. Это же такое магическое пространство, параллельная реальность, такой «Солярис». В каких-то случаях герои замечают эти маячки, а в каких-то не замечают и поэтому идут не в правильном направлении.

Выбор актёров

Актёрский состав многозвучный и интересный: Семён Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Юрий Борисов, Иван Дорн, Тимофей Трибунцев... Но также удивительным образом сработала задумка про непрофессиональных актёров. Она ещё больше стирает грань между действительностью и вымышленным миром. Хаски, поэты Андрей Родионов, Всеволод Емелин, Шиш Брянский, Юлий Гуголев, критик Анна Наринская, Любовь Аркус — те, кого успел разглядеть и запомнить.

Ещё любопытно, что некоторые актёры (например, Тимофей Трибунцев) сыграли сразу по нескольку ролей.

Кирилл Серебренников:

Я люблю снимать не только артистов. У меня к артистам всегда очень подозрительное отношение, мне кажется, что они всё время врут и притворяются. А Аркус не притворяется. Она приходит, садится в кресло, как-то подправляет под себя текст и выдаёт за минуту судьбу уборщицы сразу. Может, никто и не знает, что это великая Люба Аркус — главный редактор журнала «Сеанс», создатель центра «Антон тут рядом» — но она раз и сделала то, что, может быть, никакая актриса бы и не сделала. Или Женя Кузнецова — завлит театра «Современник» — которая играет маму Юры Борисова. Это — не артисты, а люди, которые приносят в фильм свою судьбу, жизнь, фактуру, энергию. Как можно снимать в роли поэтов непоэтов?

А Семён Серзин — тоже не совсем артист, он же режиссёр (фильм «Человек из Подольска»).

А про Трибунцева другое. Ты хочешь, чтобы играл Трибунцев, а кончились роли. Ролей там 3 штуки. Или 4. Я говорю: «Ну давайте придумывать так». И они сыграли по 7 ролей, вся эта четвёрка: Штейнберг, Воронина, Кудренко и Трибунцев.

Команда

Многие критики особенно хвалят операторскую работу, оператор Владислав Опельянц получил премию Высшей технической комиссии: по словам главы этой комиссии Паскаль Морен, он «показал себя настоящим виртуозом, заставив нас почувствовать всю лихорадку персонажей картины». Радуют долгие планы без склеек, самая большая сцена с Иваном Дорном длится 18 минут. Много интересных ракурсов. Например, с точки зрения ребёнка.

Кирилл Серебренников:

Каждый снимал про своё детство, ну а как иначе? Таня Долматовская — художник по костюмам — разумеется, вспоминала свои какие-то детские впечатления, все вспоминали своё.

Мы долго с ней сочиняли, как одеть Петрова. Таня принесла дублёнку. Я отдал свои шведские ботинки. «С миру по нитке — музыка Шнитке». Получили сложносочиненного персонажа. А свитер, кстати, — свитер Семена Серзина отца-моряка. Каждый в Петрова вложился как мог.

Думали ещё с Таней — как Петрову выделить? Чтобы она была особенная. Маньяки не ходят по улицам в ярких цветах, но мы ничего не могли с собой сделать. Придумали зелёное пальто. Фильм же зимний — зелёного цвета вообще быть не может, единственное, что там зелёное — это Петрова. Ошибка колористической гаммы.

Про что кино

Кирилл Серебренников:

Метамодерн мне близок как «Жигулёвское пиво», но статью в Википедии про него я написать не смогу. У меня есть друзья, с которыми я могу долго говорить про метамодерн, но чёрт его знает, как оно выглядит — это прекрасное существо. Этот фильм абсолютно интуитивен. Я уверен, что появятся умнейшие чуваки и скажут: «Кирилл Семёныч, у Вас тут это-это, это и ещё вот это». Да, конечно, мы старались, работали. Всё так и есть. Жаль только, что слова многие запиканы. Это же живая речь, на которой говорят герои, находящиеся в таких обстоятельствах, в которых иначе говорить, наверное, и нельзя.

И всё-таки остаётся ощущение, что отмахнуться от этого фильма словечками а-ля «постмодерн» не получится (по крайней мере — так делать, кажется, скучно). Кино получилось про творчество. Главный герой — Сергей Петров — не просто «автослесарь». Он же в какой-то момент убивает (скорее всего в себе) писателя-графомана Сергея, оставляя за собой право рисовать для себя и своего сына комиксы. И, кажется, что всю дорогу (всю дорогу домой) Петров пытается найти сюжет — будь то расстрел правительства, спасение инопланетянами, жена-маньяк, восставший труп, да что угодно... Но это получается только в тот момент, когда он заглядывает в своё прошлое — прошлое неприятное, болезненное, гриппозное. И, расковыряв это прошлое, Петров в последнем кадре возвращается домой уже здоровым и готовым нарисовать комикс, который мы только что посмотрели.

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).