В Бухаресте проходил очередной Форум ЕС-Россия. Я на этих мероприятиях иногда оказываюсь, а в этот раз меня еще и привлекли говорить на панели про СМИ. Как такая панель может называться? "СМИ и демократия", как же еще. И что тут скажешь?
Вот я по этому поводу ничего и не думал. Так бы и не знал, что сказать, если бы не локальные особенности будапештского аэропорта. Там была пересадка, но рейс в 13 часов на Бухарест просто отменили, перерегистрировали на 18, а потом и тот еще задержали на полтора часа.
Уже в Бухаресте, по дороге в гостиницу коллега-венгр рассказал, в чем было дело: некая сотрудница аэропорта забыла запереть какую-то дверь, отделявшую шенгенскую зону от нешенгенской, и через нее начали просачиваться физлица. Это обнаружилось и аэропорт закрыли на пять часов, занявшись сепарацией шенгенских и не шенгенских, проникнувших в зону вылета шенгенского терминала. Странно, да: куда бы они откуда улетели? Ладно, проникли, но ведь еще и улететь надо? Но зачем коллеге врать, а секьюрити и в самом деле по частям все оцепляла.
В итоге возникла не то возможность, не то - неизбежность лежания на лавочке примерно в центре Восточной Европы. Расслабляться от жары, наблюдать за стаями все время откуда-то возникавших бабочек и думать о чем угодно, в том числе – о СМИ и демократии. К слову, бабочки летали кучно и с большой скоростью. Их, возможно, пытались на лету поедать ласточки, но - вряд ли, а вот воробьи с навеса терминала шенгенской зоны этим точно занимались, ровно как в песенке. Только никаких там "прыг-прыг-прыг", воробей и бабочка вступали в нормальный воздушный бой, причем бабочкам, как правило, удавалось увернуться: они легче и петляют лучше. Вся эта ерунда излагается здесь ровно затем, чтобы подойти к теме "СМИ и демократия" как можно более отчужденно, потому что как же к ней еще подходить? В этом месте считаем, что отчуждение произошло, и переходим к сути дела, которая была реализована на следующей день в панельной речи о тамагочи.
Итак, по теме "СМИ и демократия" обычно сообщается, что СМИ что-то не отражают, не отражают в полной мере, не могут отразить по причине закрытости власти, или из-за давления с ее стороны. Они могут стать ангажированы или вообще сделались пропагандой. Но поглядим с другой стороны: а что именно они отражают? К каким темам и проблемам должны приклеиваться изыскания? Вот откуда берутся сами темы? Еще конкретней – откуда берутся темы, которые обсуждаются повсеместно?
Нюанс понятен: российское общество устроено разнообразно, но по сословиям или крупным общественным группам, объединенным своими интересами, обстоятельствами, рисками и целями не разложилось. До сих пор идут дискуссии о том, кто такие интеллигенты, интеллектуалы и даже – в последнее время - кто такие эксперты. При этом понятно, что вокруг схожих целей, рисков и идеалов люди как-то группируются. Но - дело расплывчатое, нигде не фиксируется, ни у кого нет своих СМИ (я не о таблоидах, спортивной прессе или ЗОЖ).
Вообще, общество же не устроено тут так, что на левом берегу у нас живут интеллектуалы, а на правом – совсем другие. Или так, что под горой – народ и общество Чехии, а на горе – замок и Австро-венгерская империя. Нет даже отдельных кварталов со своим населением. То есть, эти-то точно есть – но данный факт не является общественно-доступным ощущением. Все расплывчато и, оттого, чрезвычайно центробежно. Как город Москва: вложенные друг в друга кольца и радиусы со всех сторон к центру. А в центре понятно что. Очевидная картинка, вполне отражающая структуру российского медийного процесса. Да, это очень банальное уподобление. Но так именно банальные схемы эффективны, успешно снабжая своей банальностью остальных. Сложные конструкции никак на массы не влияют.
Плюс еще и конкретная история. Все началось в конце 90-х, в пору относительного медийного разнообразия. В окрестностях Кремля возникла идея Повестки: задать повестку того, что важно и, потому, должно обсуждаться Обществом и Элитами. Вполне разумно, надо же было как-то структурировать, что происходит, потому что происходило много чего. Сосчитать, выделить главное и т.п. Не только власти полезно, но и обществу.
Затем, уж и не знаю – только ли из-за вышеупомянутой центробежности, то ли сама собой Повестка вывернулась наизнанку и (тем более, что событий, игроков и разнообразия стало меньше) стала уже не сводить в себе основное, но – его задавать. Все происходит постепенно. Считается, что Главное – пять-семь тем. Значит, каждую неделю их должно быть пять-семь. То есть – семь, а то еще решит кто-нибудь, что составители ленятся. Но их не всегда семь, может быть и меньше. Значит, важными будут четыре, а три - добавим для комплекта. А потом и наоборот – три важных, четыре добавленных. Количество переходит в качество, вместо фиксации жизни получаются любопытные, но искусственные схемы. Они тоже могут иметь отношение к реальности, но - небольшой переход какой-то линии и все, реальность уже всего-то иллюстрирует пункты Повестки.
Вообще, это все тут не о проблеме, которую как-то надо решать, а просто об имеющихся обстоятельствах.
Интересная задача: что такое перевешивает, отчего все так выворачивается и Повестка начинает производить фэйки? На радиальную схему с Кремлем в середке все не спишешь, даже такая отцентрированная схема вовсе не обязательно дает подобный эффект. Хотя, разумеется, склона добиваться именно его. Так или иначе, власть в лице своих институтов публичного характера принялась штамповать тамагочи.
В самом деле, любая новая тема живет недолго. Есть период массового энтузиазма по случаю ее возникновения, затем – раскрутка, поддержка, затухание, исчезновение. Тамагочи ведь кормить надо, о нем заботиться, иначе он отключится. Вот сколько сил потрачено на Нацпроекты, и что? Разумеется, там было и что-то вполне реальное, только в этой схеме его не видно, все же вывернуто, а из Повестки тема ушла. В результате тамагочизации жизнь происходит не там, где сам ее процесс, но - где он излагается. Очередной импульс, развивающий тему, будет произведен не ходом событий, а очередным решением по данному поводу. Иногда он даже соотносится с реальностью.
Тамагочи - не такой уж плохой инструмент. Вот – кризис, как с ним быть? Его надо интенсивно раскручивать, а дальше он в силу сложившейся практики стушуется, сойдет на нет. Да, одно отличие этих тамагочи от японского оригинала: о смерти темы никогда не будет сказано явно. Об этом будет понятно только косвенно – по ее отсутствию в списке, по появлению новых тем.
Уточнение: никто не говорит, что в организации сословий и социальных групп доминирует общественно-политическая тематика, входящая в Повестку или в Расширенную Повестку (считая расширением то, что обсуждают люди в кулуарах и других социально-коммуникационных институциях неподалеку от власти). Нет, представители отдельных зон вполне занимаются своими делами, есть эти территории. Но: вот имеется современное искусство, есть литература, много чего. Все это существует факультативно. В "московской схеме", это если и не за пределами МКАДа, то за Третьим транспортным. Такие элементы могут прорваться в Повестку (в Расширенную Повестку или в некую мыслимую "Большую Повестку), лишь если зацепятся за ее другие, родные элементы. Конечно, зацепление происходит по политико-идеологическим мотивам. Типа Гинтовта, "Осторожно, религия!". Какие-то литераторы хотят закорешиться с Повесткой, в смутных массовых вариантах.
Теперь нюансы. Есть Повестка, в ней монополизировано все главное, что только может быть главным. Как тут быть СМИ? Есть три методики: пропаганда, публицистика, экспертиза. Это не роды деятельности, а именно методики обращения с одним и тем же объектом. Как они обращаются с тамагочи?
Пропаганда вводит нового тамагочи, кормит его и лелеет, пока он еще важен или просто подает признаки жизни. Потом - придумает другого. Публицистика критикует очередного тамагочи, как может. Экспертиза выясняет, чем нынешний тамагочи отличается от предыдущих, каковы его виды на будущее, что у него за нюансы жизнедеятельности – ну, может его меньше кормить надо.
Легко видно, почему в этой схеме невозможно, чтобы общество само решало, какая из тем для него важна. Разумеется, в местах, куда никакой кремль не заглянет по недостатку образования, они возникают. Иногда даже вполне массовые. Вот, возникла тема и маячит где-то сбоку от Повестки, что дальше? Пропаганда ее либо не заметит (если тема ей невыгодна) , или перекует в правильного тамагочи, и объявит ее угрозой Повестке, создав соответствующего Тамагочи-Терминатора. Публицистика да, темой займется, но основной окажется критика пропаганды – за то, что она эту тему игнорирует, искажает или уничтожает. Все центробежно, как еще – просто требование снизу единства партии и народа. Эксперты, функционирующие в массовом общественном пространстве, будут рассуждать не о самой теме, а о том, как к ней могут отнестись власти, к какой части Повестки тему можно присобачить, почему это не будет сделано и т.п.
Вот и все. Да, тут следовало бы добавить, что времена меняются, производство тамагочей испытывает сложности - чем искусственней объекты, тем больше они похожи друг на друга, отчего подконтрольный периметр сужается. Тогда заметнее становятся другие темы, "сословные". Не так что в этом есть какой-то шанс для гражданского общества и других словосочетаний, которые также используются на разных панелях. Просто факт есть факт – такое размывание происходит. Но, конечно, не произойдет никакого перехода от журналистики мнений – единственно возможной в этом изводе – к журналистике фактов, прикрепленных уже к реальным историям. Учитывая очевидное доминирование вышеописанной методологической триады, она – как выдающееся изобретение российского разума – будет доминировать и в историях сословного типа. Переругаются, короче, все – разве что ругань будет идти на более реальных основаниях.
Но об этом я говорить уже не стал. Не затем, чтобы не грузить собравшихся европейцев необоснованным оптимизмом (или пессимизмом). Все проще – это же конференция политологов. Все это очевидно не относилось к их личной повестке – какой бы расширенной она ни была.