Как и указывает на то морфология слова фотомодельный, бизнес этот (о котором шла речь в одной из недавних наших публикаций) распадается по меньшей мере на две части: у стройной модели есть верный спутник - фотограф. Присутствие его неизбежно и во множестве других коммерческих затеях, из которых реклама на первом месте. Рекламный бизнес без фотографии существовать не может.
Между тем рекламная фотография лишь одно из звеньев в технологической цепочке производства рекламы. Действительно, сам по себе снимок (слайд, негатив, отпечаток на фотобумаге или файл картинки в компьютерном формате) клиента мало интересует. Заказчику рекламы нужно получить проспект, постер, журнальную публикацию, упаковку и т.д. По самому же большому счету, целью заказчика является получение дополнительной прибыли от рекламы.
Понятно, что фотография очень важная, но не единственная и, как правило, не самая затратная составляющая во всех указанных изделиях – тиражирование буклета, постера, каталога, размещение в журнале рекламного модуля обходится на порядок дороже. С другой стороны, фотография сама является весьма высокотехнологичной деятельностью. Для оснащения современной рекламной фотостудии требуется сложное и дорогостоящее оборудование: несколько мощных импульсных, напичканных электроникой, осветительных приборов, несколько камер разных форматов, десяток самых необходимых объективов (так называемый "малый джентльменский набор"), экспонометрическое оборудование, стойки для света, фонов, сами фоны, фильтры, полароидные задники и прочие мелочи. В совокупности все это тянет в самом скромном варианте на 35-40 тысяч долларов. Кажется, только страховые компании принимают в расчет данные обстоятельства и, как следствие, относятся к фотографам с большим уважением.
Квалифицированный рекламный фотограф обычно имеет за спиной 10-15 лет практической работы в разных областях фотографии. Для работы с моделями требуется определённый уровень коммуникативных навыков, которые приобретаются, как с опытом, так и в процессе обучения. В принципе, фотограф должен обладать определёнными познаниями в области оптики, механики, компьютерных и полиграфических технологий, а также понимать технологию и психологические основы рекламы.
Другая особенность этой деятельности - зависимость качества продукта (фотографии) от задаваемого клиентом объекта съёмки. Несмотря на то, что в фотографии возможно практически всё, снимок не может полностью подчиниться воле фотографа, невозможно переделать модель, невозможно изменить интерьер, геометрические параметры того или иного объекта и т.д. Да ещё и при наличии жёстких временных рамок.
Неподготовленному зрителю часто бывает сложно уловить различие между фотографией мастера и просто крепкой профессиональной картинкой. Тем более, представить предложенный ему отдельно взятый слайд в общем контексте полиграфического продукта, для которого он предназначается. Различия часто бывают действительно незначительны, но разница во влиянии на массового зрителя в смысле работоспособности рекламного изображения велика. Собственно, за это и платятся деньги известным мастерам.
Благодаря такому порядку вещей, на рынке рекламной фотографии благополучно сосуществуют фотографы, выполняющие как бы одну и ту же работу за совершенно разные деньги. Попробуем выделить здесь несколько уровней, оговорившись сразу, что данная классификация весьма условна. Каждому из этих уровней соответсвуют определённая клиентура, определённые заказы и суммы гонораров.
Фотограф "А"
«На самом верху» (назовём этот уровень "А") народу немного, там довольно тесно, ветренно, но гонорары высоки. Съемочный день может принести тысячу долларов и больше. Это не означает, конечно же, ежедневной работы в подобном режиме, хотя порой приходится пахать и месяцами без выходных, снимая, допустим, сезонные коллекции модных домов. Кстати сказать, гонорарный рекорд для нашего отечества по-видимому составляет около $25 000 за слайд, приобретенный компанией "Люфтганза". Правда, слайд не студийный – на нем был запечатлен извергающийся вулкан, а снял его московский фотограф, специализирующийся на пейзажной съемке.
Совершенно очевидно, что качество рекламного продукта на этом уровне высоко, техническая сторона съёмки безупречна. Такие фотографы творческие и одновременно достаточно дисциплинированные люди, способные работать в заданных рамках рекламной идеи и делать работу в срок. Последнее часто бывает недоступно на следующем уровне, назовём его "В" – где-то слегка промахнулся, где-то чуть-чуть опоздал…
Однако, вернёмся на уровень "А". Практически все российские специалисты подобного класса живут в Москве – даже в Питере пятерка самых известных и востребованных фотографов может быть отнесена к данной группе лишь с известными натяжками. Клиентами фотографов "А" обычно являются крупные корпорации с развитыми маркетинговыми или рекламными отделами, в которых сотрудники всегда обладают высокой квалификацией и специальными знаниями, позволяющими говорить с фотографами на одном языке. Гонорары, выплачиваемые фотографам уровня "А", при всей своей значительности, обычно несопоставимы с затратами на тиражирование и размещение конечного рекламного продукта.
Понятно, что заработанных фотографом уровня "А" денег хватает не только на, допустим, строительство подмосковного коттеджа, но и на развитие собственного фотографического бизнеса, постоянное обновление студийного оборудования, подписку на дорогие иностранные специализированные издания, участие в выставках, шоу и т.д.
Фактически, клиент, ориентируясь на имя фотографа, платит большие деньги за отсутствие риска, то есть, например, за гарантии того, что деньги, потраченные на декорации, моделей, макияж, костюмеров, аренду реквизита, приглашение дрессировщиков с животными или родителей с малышами не будут выброшены впустую, а сроки начала рекламной кампании не придётся переносить.
Фотограф "В"
Для фотографов уровня "В" подобный клиент исключительно редок и почитается большой удачей. Обычно фотографу уровня "В" приходится доказывать заказчику свою профессиональную состоятельность и обоснованность своих расценок. Процесс этот порою тяжкий, чреватый взимонепониманием и даже конфликтами. Достаточно интенсивно обсуждаются все цены и условия оплаты работ. В конце концов заказчик соглашается платить, исходя из сложившихся у него представлений о трудозатратах фотографа и заработке "который должен по справедливости иметь парень, разъезжающий на жигулях 99 модели". Понятно, что снижая «фотоиздержки», он, в то же время, подвергает свою рекламную программу дополнительным рискам. Вместе с тем, риски самого фотографа "В" также превосходят те, что несут его коллеги на уровне "А". Так, фотограф уровня "В" часто соглашается начинать работу без предоплаты, что, разумеется, совершенно не свойственно «грандам».
Средние и небольшие частные и корпоративные клиенты, являющиеся заказчиками уровня "В" командируют для общения с фотографами разных сотрудников, как правило, не знающих специфики рекламной фотографиию. Это могут быть владельцы, директора, производственники и даже «специалисты по общим вопросам». Каждый из них говорит на своём языке, предъявляя свои требования, и не факт, что достигается взаимопонимание. У любого фотографа с течением времени складывается целая коллекция "перлов" – высказываний, оценок, предложений подобных контрагентов.
Один из них, допустим, всерьез требует, чтобы на имиджевом слайде для уличного постера уместился ВЕСЬ ассортимент его мебельного салона. Тогда как другой никак не может понять, почему фотограф заменил профессиональной моделью предложенную заказчиком для съемки секретаршу гендиректора. "Наверное, просто разводит на дополнительные бабки", – подумал заказчик. Третий же реально усомнился в профессионализме фотографа после того, как тот предложил картинки со слегка расфокусированным передним планом – писк тогдашней фотогламурной моды.
Итак, фотограф уровня "В" продаёт свои профессиональные навыки, так сказать, в чистом виде, периодически испытывая в этом затруднения. Тем не менее, ему чаще всего удаётся обеспечить себе достаточный заработок и как-то поддерживать техническую оснащенность на более или менее пристойном уровне.
Фотограф "С"
Деятельность фотографов уровня "С" вообще трудно назвать коммерческой. Расценки, по которым они работают, позволяют поддерживать лишь биологическое существование и только.
Аппаратура, которой пользуется фотограф "С", не только не может быть модернизирована, но и принципиально не окупается. В некотором смысле, это похоже на частный извоз – денег если и хватает, то лишь на бензин и самопальный текущий ремонт; когда же машина рассыпется от ветхости в хлам, новую купить уже будет не на что.
С точки зрения заказчика, фотограф "С" приглашается для пресловутого «нажатия на кнопку», как приложение к собственной камере. Обсуждая с заказчиком цену, так или иначе, он втягивается в изнурительную игру под названием «угадай сумму», поскольку разумность авторского гонорара определяется рыночной ситуацией и желанием (или нежеланием) клиента платить на уровне запросов фотографа. Невысокий гонорар отпугивает серьёзного заказчика, и фотограф "С" оказывается окутан множеством мелких, часто требовательных, не совсем (или совсем не) представляющих, чего же они хотят, клиентов, отворачивающихся от исполнителя при самом незначительном увеличении стоимости работ. Риски неоплаты выполненной работы здесь настолько высоки, что у фотографа постепенно формируется ощущение, будто он живет в мире, где "кидают" все. И сам зачастую становится "кидалой".
А, B, С
Как фотографы попадают на тот или иной уровень? Похоже, что это происходит в самом начале карьеры, когда сам маэстро начинает разбираться в своих творческих и финансовых притязаниях, сопоставляя их со своим талантом и работоспособностью, а также качествами характера. "Как корабль назовете, так он и поплывет..."
Исключительно сложно перейти с одного уровня на другой. Такое перепозиционирование требует серьёзнейших усилий и затрат – временных, финансовых и нервных. Причем, зачастую – усилий экстраординарных. Так, известны случаи, когда фотографы с этой целью меняли свои фамилии. Даже востребованный, заваленный работой фотограф уровня "В", имеющий клуб постоянных заказчиков и отличное портфолио, имеет шанс остаться без работы, если вдруг резко увеличит расценки – заказчики воспринимают его таким, каков он есть сейчас и, как правило, не готовы менять свои представления, чтобы видеть его иным.
Теоретически, проблема адекватной оценки результатов труда фотографа решается через институт квалифицированных посредников – рекламные агентства. По идее, там должны сидеть люди, способные говорить на языке фотографа с фотографом и на языке заказчика с заказчиком. Кроме того, агентства часто располагают собственной технической базой. То есть, для фотографа уровня "В" появляется возможность работать в условия, привычных для его коллеги уровня "А". На практике, однако, это не вполне работает: дело в том, что сами по себе сильные рекламные агентства – это крупные корпорации, обслуживающие другие крупные корпорации, т.е. старающиеся иметь дело исключительно с уровнем "А". Круг, тем самым, замкнулся.
И в заключение – еще об одной особенности российской рекламной фотографии. У нас отсутствует специальное высшее образование для данной отрасли. Ныне практикующие фотографы имеют за плечами самые различные вузы – от киношных до электромеханических, но "фотографических" в России не оканчивал никто. (В США "фотографические" университетские дипломы существуют уже лет пятьдесят). Возможно, это одна из причин недооценки творческого и интеллектуального характера фотодеятельности...