будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Революция – мнимая и истинная

Революция – мнимая и истинная
kirill_kobrin_98

Западный мир постарел, заскучал, потерял аппетит и драйв, его возбуждает лишь то, что он сам оставил для себя под запретом – педофилия, расизм, фастфуд, никотин. Даже наркотики уже не интересны никому – кроме, конечно, тех, кто их принимает, кто их привозит и тех, кто ловит вторых. Все развлечения, все страсти полностью отнесены к специально и тщательно выгороженной области запретного; область эта невелика и, увы, вряд ли привлечет – за исключением никотина - множество желающих; думаю, немолодые люди из «поколения 68-го» клянут себя последними словами за то, что они многое, очень многое лишили статуса табу. Насколько восхитительной была бы жизнь, не произойди, к примеру, этой дурацкой «сексуальной революции»! Скольких драм и оргазмов мы недосчитались с тех пор! Скольких произведений искусства, порожденных репрессированными (или цензурированными) страстями! Разве стоит всего этого жалкая возможность очередного внепланового перепихона?

            Собственно, вышеприведенные ламентации тоже могут стать предметом искусства; литературы – уж точно, ибо все сие – слова, слова, слова. «Сексуальная революция» начиналась со слов и закончилась ими же. Британский апдайк Мартин Эмис, этот, как говорят, «Мик Джеггер островной словесности», сочинил роман с революционным названием «Беременная вдова», почерпнутым им у Герцена: «Но страшно то, что отходящий мир оставляет не наследника, а беременную вдову». Герцен пишет о настоящей революции – точнее, о той, что принималась им за настоящую, о политической; Эмис примеряет его слова совсем к другим событиям, происходившим совсем в другой сфере. Тут стоило бы обсудить вопрос об употреблении понятий: даже на первый взгляд очевидно, что почерпнутое из астрономии словечко «революция», столь грозное в XIX веке и в большей части XX-го, сегодня полностью девальвировано от частого и неточного применения. Уже были и сексуальная революция, и джинсовая, и технологическая, и фастфудовая, и даже «революции в моде и духах»; более того, в изначальной сфере «революций», в политической, любой переворот, любые волнения, интриги, мельчайшие изменения именуют тоже «революцией». К примеру, оранжерея «цветных революций» наполнена столь душным тяжким запахом, что хочется на волю, на свежий воздух, в Швецию или Саудовскую Аравию, неважно, лишь бы там не «револьвировали».

            В отличие от Великой Французской (или Великой Октябрьской Социалистической), революция, описанная Эмисом, происходит тихо и вполне приятно: в Италии, летом 1970-го года юный протагонист в сверкающих литературно-оксфордских латах проводит время за чтением шедевров английской классики в компании прекрасных девушек разной степени податливости. Если это и «революция», то воистину «сексуальная» -- в книге говорят о сексе, занимаются им же, вспоминают (в частях, где действие происходит значительно позже) о нем же, любимом. Герой, за которым просвещенный читатель видит фигуру самого Эмиса -- не только солдат этой революции, он и жертва ее. Впрочем, не буду пересказывать сюжета книги, которая неизбежно выйдет в русском переводе, а скажу всего несколько слов о трех сценах романа. Прежде всего -- размышления главного героя по имени Кит о «революционном манифесте» сексуальной революции: «Первый пункт революционного манифеста звучал так: “Да будет секс до брака”. Секс до брака, почти для всех. И не только с человеком, с которым вы собираетесь вступить в брак».

            Конечно, сегодня, в 2010 году можно сколько угодно смеяться над этим “пунктом номер один”, но мы же с вами – самозваные историки и должны смотреть на все с точки зрения историзма. «Секс до брака» имеет отношение не только и не столько к сфере чувственной (и даже анатомической), сколько к социальной, религиозной и культурной. Вот в них-то (плюс политическая сфера) так называемая «сексуальная революция» по большей части и происходила; собственно, «сексуальная составляющая» была в ней самым незначительным – и самым контрреволюционным – элементом. Вспомним еще раз герценовское определение: «отходящий мир оставляет не наследника, а беременную вдову». Будто о сексуальной революции XX  века писано – сама метафора отсылает к сексуальному акту между живым некогда «старым миром» и обществом, пережившим революцию, имея в чреве «нового человека» -- который, впрочем, генетически очень даже старый. Зачатие произошло до революции, вдова родит наследника после нее, и этот наследник до ужаса напомнит папашу. В такой ситуации секс играет исключительно инструментальную роль, сам по себе не знача почти ничего. Более того, не будь его, не будь зачатия – «новый человек» появился бы иным, непорочным образом, и новизна его стала бы абсолютной. Большевики знали, о чем говорили, проповедуя «нового» - нового на всех уровнях, включая биологический – «человека».

            И все потому, что секс – даже сведенный к механическим действиям, направленным на внешнее раздражение нервных окончаний в определенных частях человеческого тела – по-прежнему соотносится с функцией продолжения рода. Даже когда он по определению не имеет к ней никакого касательства – скажем, в случае гомосексуальных связей. Именно секс тянет наш «дивный новый мир» назад – в традиционные общества с их ритуалами, запретами, обрядами, во владения «крови и почвы». Вторая сцена из «Беременной вдовы», которую стоит упомянуть: пикантный разговор Кита с девушкой по имени Глория. Глория (о, ужас!) загорает в купальнике, и объясняет это тем, что не хочет, чтобы будущий бойфрэнд в волнующий момент освобождения ее от одежд не счел возлюбленную не принадлежащей к белой расе. Вот вам и революция, вот вам и make love not war… Махровые расистки, закутавшие прекрасные обнаженные тела в махровые полотенца, вот кто они. Кстати говоря, там есть еще один любопытный момент. Кит совершенно резонно указывает Глории: если она будет загорать только топлесс, то на ее теле все равно останется свидетельство белокожести вполне различимой (даже в романтической прекоитальной тьме) величины. Но героиня Эмиса не так проста – да и не так революционна, даже в вопросах секса: «Вдруг мне захочется это доказать до того. Ну, понимаешь. На более ранней стадии». Жалко нашего Кита: все эти барышни на поверку оказываются постепеновками – они рассуждают о «стадиях», будто гимназистки, ей-Богу…

            От ползучего расизма -- к феминизму. Много лет спустя приемная дочь Кита обвиняет взрослых в провале «сексуальной революции»: «мужской мир», основанный на насилии над женщиной, нисколько не изменился: «“Самая распространенная причина смерти для женщин от шестнадцати до сорока пяти” - здесь, сейчас - “это убийство, совершенное партнером-мужчиной”. Вот это действительно странно. То, что им хочется нас убивать, только когда мы в детородном возрасте… это же предмет гордости пещерного человека. Он лежит в основе всего. Больше и сильнее. С этим-то что поделаешь?».

            Вот насчет «пещерного человека» героиня ох как не права. Вроде бы, образованная девушка, книжки читает, а про матриархат не слышала. И про роль женщин во многих традиционных культурах. И про то, что именно женщины сыграли важнейшую роль в переходе от охоты – через собирательство – к земледелию. «Маскулинный мир» историчен, как и все остальные состояния общества; он имеет начало и конец. Сокрушительный удар по нему как раз и нанесла та самая «сексуальная революция», которая, на самом деле, если и имеет отношение к «сексу», то не к lovemaking (хотя технически эта сфера продвинулась вперед, кто спорит), а к «отношению между полами». Точнее – к их соотношению в обществе. Любопытно, что в некотором смысле феминизм (который вообще борется с новшествами Нового времени, вроде бритья ног) есть возвращение к ситуации «до маскулинного мира». Только тот мир был основан на несокрушимом разделении хозяйственных и культурных ролей, на различии, а не на одинаковости, к чему стремятся сегодняшние наследницы суфражисток.

            Практически одновременно с «Беременной вдовой» вышла в свет книга антрополога Ричарда Рэнгама “Catching Fire” (“Загорание», «Возгорание», «Воспламенение» - отчасти в переносном смысле: «Начало», «С чего все началось»). Подзаголовок гласит: «Как приготовление пищи сделало нас людьми». Рэнгам утверждает, что выделение человека из животного мира стало следствием изобретения им искусства кулинарии: как только первобытный человек стал жарить мясо убитого им кабана вместо того, чтобы жевать его сырым, он и стал человеком. И, по мнению антрополога, этими единственными в человеческой истории истинными революционерами были, конечно же, женщины.

См. также другие тексты автора:

  • Смерть героя
  • … заслуживают, чтобы их застрелили…
  • Селбианская гармошка
  • Морские волки
  • Исландский вулкан: разбор полетов
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).