Родитель, выбирающий для ребенка школу или детский сад, подобен покупателю в супермаркете, который в огромном разнообразии пытается обнаружить нужный ему продукт. Упаковки у всех разные, а вкус? Или наоборот: упаковки очень похожи, но зато вкус у всех разный. Как определиться? В магазине - можно на собственном опыте. В случае со школой - на опыте собственного ребенка. Никому не хочется проводить подобные опыты. Как быть? "Прагматика культуры" продолжает разговор о рынке образовательных услуг. Один из немногочисленных навигаторов на нем - независимое образовательное бюро "Солинг", которое занимается мониторингом столичных школ. О рынке частного образования в Москве, о критериях хорошей школы и многочисленных рейтингах образовательных учреждений Леонид Клейн побеседовал с директором "Солинга" Ильей Савчуком.
Как возникла идея создать агентство?
Мы не агентство, а бюро. Образовательное бюро, которое занимается оказанием помощи родителям в подборе школы. Мы неслучайные люди в образовании, кстати, у нас есть своя школа - "Перспектива", с 93 года, и с тех пор развиваются разные проекты, и бюро Солинг - один из проектов нашего маленького сообщества.
Первоначально он задумывался как средство для родителей, которое поможет им разобраться в образовательном пространстве. С другой стороны, проект предназначен для того, чтобы помочь школам найти целевую аудиторию для себя. Дело в том, что имидж частного образования почему-то сознательно смешивают с грязью. Правда, действительно есть некорректные случаи образовательного сервиса, и я понимаю, что огромное количество негатива, который возник вокруг частного образования, - прямое следствие того, что мы привыкли за 70 лет, что образование бесплатное. Поэтому когда платят деньги и не получают результата, это вдвойне раздражает. Но в то же время есть масса хороших школ, решающих образовательные и воспитательные проблемы гораздо более качественно, чем это делают школы государственные.
Кто является потребителем ваших услуг?
У нас есть система взаимоотношений со школами. Мы предлагаем внешний маркетинг. Стремимся делать его непредвзято. Ведь если взять любой рекламный или просто информационный материал про школу, то можно спокойно поменять название, потому что мы получим достаточно универсальное описание.
Некая средняя частная школа.
Да. Везде заявляется индивидуальный подход, маленькие классы. А на самом деле, все школы разные - и подход, и среда, и философия. И родители не понимают, из чего выбирать. Где та среда, в которой конкретно их ребенку будет лучше? Где будет комфортно не в смысле "легко", а в смысле продуктивности. Мы и являемся необходимой навигационной структурой на этом поле. Надо учесть, что и родители хотят разного, и в результате возникает масса конфликтных ситуаций, когда ребенка приходится из школы переводить, потому что эта конкретная школа с этим конкретным ребенком не в состоянии справиться.
Но разве образование как культурный элемент, во многом скрепляющий нацию, не должен быть в какой-то степени универсальным, стандартизированным?
Это правильно. Но существует следующая реальность: с ребенком гиперактивным нельзя работать так же, как с ребенком интровертным. В то же время и тот и другой ребенок может быть успешным, если с ним правильно заниматься. Но не может быть школы, которая универсально подобрана под разные типы детей.
Как вы работаете с клиентом? Сколько времени вы ему уделяете?
Консультация длится полтора часа, после чего еще несколько дней мы работаем с родителями, добывая для них конкретную информацию.
Как вы относитесь к тем рейтингам школ, которые публикуются в различных глянцевых журналах?
Резко отрицательно. Разговоры по поводу рейтинга у нас происходят практически на каждой консультации. Нам постоянно задают вопрос: "А какая же школа самая хорошая?" Вот недавно нам звонили из журнала, который занимается образованием, - некий рекламно-информационный сборник. Сказали нам буквально следующее: "Мы сейчас делаем рейтинг школ, не хотите ли вы высказаться по этому поводу?" Я сказал, что, конечно, хочу: "Все ваши рейтинги - полная чушь!"
Вот, к примеру, приходит в школу аутичный ребенок. Какая для него школа будет лучшая? Или нормальный ребенок, но гиперактивный. Что определяет рейтинг? Качество тарелок в школьной столовой? Наличие компьютеров в школе? Но сейчас уже во всех школах есть компьютеры, да и тарелки тоже везде приличного качества. Где-то они с позолотой, где-то - без. Это что, определяет качество образования? Нет. Состав учителей? Регалии педагогов - я имею в виду советскую систему - уже давно ничего не значат. Все, что накоплено с точки зрения статусности в образовательной системе в советское время, сейчас полностью дезавуировано. Сейчас уже все это не работает. Посмотрите, как формируется рейтинг в этих журналах. Школам предлагают о себе что-то написать. За деньги, естественно. То есть "рейтинг" - это когда определенное количество школ в состоянии проплатить определенный объем информации. С этой точки зрения, самое лучшее учебное заведение России - школа Натальи Нестеровой, потому что она упоминается везде - от метро до любого журнала. Везде школа Натальи Нестеровой.
Как же грамотно составить рейтинг?
Нужно делать его с точки зрения культуротипа, т.е. определить школы, нацеленные примерно на одну и ту же целевую аудиторию.
Что такое хорошая школа внутри определенной целевой аудитории?
Здесь много нюансов. Но главное - качество обучения. При этом надо учесть, что любая система, основанная на количественных показателях, получается не очень эффективной. Надо смотреть не на медалистов и победителей олимпиад, потому что дети мигрируют из одной школы в другую, и медаль в одной школе может быть результатом работы совсем другой школы. То же самое - олимпиады. Смотреть можно только на динамику. Но это работа не на один год. Мы стремимся делать именно это.
Можете ли вы назвать школы, с которыми вы работаете?
Мы плотно работаем с 70 школами Москвы. Но говорить более подробно, чем говорят справочники, мы можем о практически любой частной школе. За исключением совсем уж закрытых, типа МЭШа, и то там есть информация.
Кстати, закрытость школы разве не говорит косвенным образом о том, что это, скажем так, не очень хорошее заведение?
Говорит, конечно. Я могу назвать некоторые школы, с которыми мы работаем. Это "Эрудит", "Колледж 21 век", "Мумитроль", "Наследник". Но у нас нет задачи рекламировать конкретные школы. Мы стремимся помочь родителям. Потому что часто приходят родители и говорят, что готовы потратить 1200 долларов в месяц, но не уверены, что это будет эффективно. И главное для нас - это понять, что в конечном итоге хотят родители, в какую среду они хотят погрузить своего ребенка.
Скольким людям вы помогли?
За последнее время через нас прошло более 300 детей. Это значит, что мы направили в московские школы 300 учеников, неслучайных, осознанно. А если учесть и телефонные консультации, то это порядка 800 человек.
Есть ли некий ценовой порог, ниже которого частная школа все равно будет плохая? Есть ли зависимость между уровнем платы и качеством образования?
Прямой зависимости нет. Мы знаем школы, в которых обучение сейчас - повторяю, сейчас - стоит порядка 150 долларов в месяц. И они существуют на рынке. Например, школа "Ключ". Схема их существования позволяет им не тратиться на лицензии, аккредитации и взятки чиновникам. Конечно, эта школа не выдает аттестатов, дети сдают экзамены экстерном, но образовательный процесс идет. Вообще, привязанность аттестатов к какой-то конкретной школе дает возможность фальсифицировать результаты образования. У нас медалистов больше всего на Кавказе. Это же смешно.
Давайте поговорим о Государственном секторе. Каким образом старым московским школам удается сохранить свой бренд при совершенно очевидном кадровом голоде? Это инерция прошлых лет?
Давайте начнем со статистики. В Москве около 2000 школ; сколько из них являются по-настоящему известными? Если вы "в теме", то вы в лучшем случае назовете десяток. Я как специалист могу назвать 30, ну, может быть, 50. Они все очень разные. С менее категоричным подходом мы собрали штук 130. Это даже не 10 процентов московского образования.
За счет чего держатся эти школы?
Атмосфера, сильный преподавательский состав - многие школы держатся на именитых педагогах.
Но сколько этим педагогам лет?
Это другая проблема. Сейчас все посыпится. Еще 2-3 года, и ситуация станет чудовищной. Потому что все держится на людях.
Можно ли сказать, что в каком-то районе хороших школ больше, а в каком-то меньше?
Я могу сказать, что есть районы, где хороших школ мало. Например, в Выхино. И вообще в районах, где промзоны, - там, конечно, проблемы со школами.
Но ведь там и запросы другие?
Но если мы будем рассуждать, что слесарю "слесарево", то тогда у нас декларируется жесткое социальное неравенство.
Известно, что ничего бесплатного нет. Сколько стоит хорошая "бесплатная" школа родителям?
Примерно - 200-500 долларов в год. Это если мы берем общий объем затрат и делим на количество родителей. Хотя совершенно понятно, что кто-то ничего не платит, а тот, кто может, вкладывает много.
Давайте подведем итог. Сформулируйте, пожалуйста, ваш способ определения хорошей школы.
Если в школу взяли ребенка и через какое-то время у него что-то изменилось в лучшую сторону - эта школа может считаться хорошей.