С 24 по 28 декабря в кинотеатре «Ролан» состоится мини-фестиваль известного кинокритика Андрея Плахова «Рождественская эйфория». Плахов подготовил пять "арт-хаусных" фильмов, каждый из которых, по его мнению, может попасть в список номинантов на "Оскар".
На нынешнюю «эйфорию» отобрано пять профессионально сработанных картин с хорошими актерскими и режиссерскими работами. Рекомендовать их к просмотру можно хотя бы потому, что все они выйдут в прокат в следующем году минимальным количеством копий – от одной до десяти – в Москве и Питере. Однако не стоит ожидать, что хотя бы в одной из них аукается рождественское название фестиваля. Напротив, налицо преобладание черного юмора, депрессивных или драматических киновариаций, выраженных хронометражем никак не менее двух часов.
«Рождественская эйфория» откроется романтической драмой Роба Маршалла "Мемуары гейши". В свое время Маршалл взял в «Чикаго» Ричарда Гира. Очевидно, постановки в жанре эпохи НЭПа настолько полюбились маэстро, что он переметнулся из чикагских притонов прямо в страну Восходящего солнца конца 20-х годов. И с той же узнаваемой резвостью принялся за постановку дневников одной из самых знаменитых гейш XX века Нитты Сайюри, которой сначала судьбой было предопределено стать гейшей, потом козни людские увели ее с избранного пути, но настоящая любовь с честью выдержала все испытания.
Легкий привкус Голливуда в картине, снятой на японские деньги в жанре «золушка по-японски», ощущается в каждом кадре, в любой сцене, в типажах, наложении грима, даже в подходе к самой что ни на есть американской форме одежды – кимоно. К сожалению, на фоне бесчисленных бабских разборок совершенно потерялся лучший японский актер и «последний самурай» Кен Ватанабе, а финал в жанре мыльных опер, видимо, надолго соединит фильмы Маршалла с привкусом мыла.
В привычном амплуа работает и Фернандо Мейреллес - "Преданный садовник" живо напоминает его «Город Бога», который при полном отсутствии развития сюжетной линии мог длиться час, два или тринадцать серий. «Садовник», сделанный в жанре приключенческого триллера и снятый по мотивам одноименного произведения мастера детективов Джона Ле Карре, на самом деле является лишь эхом романа. Чтобы собрать свои почти 13 миллионов за первый уик-энд, Мейреллес просчитал верно, перенеся действие фильма в современность. И, слегка упомянув войну в Ираке, сконцентрировался не на детективной линии, а на проблемах умирающей от СПИДа Африки. Режиссера не смутило полное наступающее в итоге провисание середины фильма, а также тот (вероятно, неизвестный ему) факт, что в подобной интерпретации «Садовник» стал мучительно напоминать советские детективы семидесятых. Рэйчел Уэйз и Рэйф Файнс в главных ролях положение не спасли.
Романтическая драма "Где скрывается правда" Атома Эгояна повествует то ли о недоброкачественных журналистах, то ли о великой драме комика-гея (Колин Ферт), неспособного в 50-х годах открыть свою склонность к другому комику (Кевин Бэйкон), а потому убивающего журналистку, переспавшую с его любимым. Сильно постаревший и излишне подурневший Ферт сжился со своим «гей-амплуа» только ко второй части фильма, то есть практически к моменту самоубийства. Только тогда нашлась честная журналистка, раскрывшая его непричастность к трагедии и даже обнаружившая 20 лет спустя истинного злодея. Подобных постановок, чуть лучше или хуже снятых, Америка знает несколько десятков штук.
"Страну приливов" Терри Гиллиам снимал не только в Канаде, но и в паузах между съемками «Братьев Гримм». Бюджет его раз в 10 меньше «гриммовского», что отнюдь не сказалось ни на качестве черного фэнтези, ни на спецэффектах антиутопии, где большая часть сцен происходит над трупом отца девятилетней девочки-наркоманки. Сам Гиллиам пришел в такой восторг от игры девочки, что позже признавался, что если бы он ее не нашел, то и фильма бы не было. «Страна приливов» уже получила приз международной критики ФИПРЕССИ в Сан-Себастьяне.
Закрывает программу новый фильм Вуди Аллена "Match Point", основная идея которого помещается в лозунге «Все бабы дуры, мужики сволочи, а счастье в труде». Сюжет его знаком нам по любому слезливому английскому роману или хроникам о том, как мужчины приходят в Олмакс, чтобы приобрести богатую жену. Жена находится, мечтает родить ребенка, но не может, а муж заводит себе любовницу (например, искусственногубую и не умеющую играть Скарлетт Йоханссон), которая, конечно же, и беременеет. Счастливая соперница устраивает сцены, требуя, чтобы муж ушел от жены, и он решает застрелить потерявшую привлекательность возлюбленную.
Несмотря на нешуточные страсти, фильм получился живым и смешным. При этом "Match Point" не похож на предыдущие картины Вуди Аллена. И, судя по слухам, тому есть причины. История гласит, что о некоторых сценах "Match Point" Аллен не мог вспомнить на пресс-конференции в Канне. Совсем недавно похожие инсинуации настигли после работы над «Статским советником» и Филиппа Янковского - с той лишь разницей, что Великий Вуди сначала стал великим, а не только учился подписываться под чужими картинами.
Остается только пожелать зрителям прекрасного просмотра и благополучно дожить до следующего фестиваля, который Плахов планирует устроить весной, - «Пасхальная эйфория». Возможно, пасхальная порция фильмов окажется не такой мрачной и более соответствующей названию.
На фото: кадр из фильма "Страна приливов" Терри Гиллиама.