Открытие нынешнего Чеховского театрального фестиваля, проходившего в саду Аквариум и подготовленного Славой Полуниным, неминуемо сравниваешь с программой уличных театров, придуманной им четыре года назад и показанной в рамках театральной Олимпиады 2001 года. Тогда программа карнавалов в саду Эрмитаж стала настоящим открытием не только в рамках театра, но и в организации "уличных" мероприятий - настолько беспечно и весело чувствовали себя зрители среди раскачивающихся на пружинах акробатов, художников, подвешанных на высоте 10 метров и рисующих на стенах, факиров и авангардных модельеров. Тягаться с Полуниным в этой области за четыре года так никто и не решился, а театрализованные действа под открытым небом в Москве стали с тех пор практически его авторским проектом. С каждой новой работой стиль полунинских постановок меняется - действо может быть анархистким, таинственным, зажигательным.
Новая полунинская постановка, судя по замыслу, должна была получиться завораживающей. На открытие позвали французскую музыкальную группу «Урбан Сакс», насчитывающую полсотни саксофонистов. «Урбан Сакс» дает концерты по всему миру, и их выступления привлекают внимание зрителей именно за счет зрелищной театральной формы.
С другой стороны, успех зачастую связан с местами, в который выступает «Урбан Сакс» - Версальским дворцом, например, или площадью в Джакарте на празднованиях 50-летия независимости Индонезии. В саду «Аквариум», который не слишком напоминает Версаль или венецианские пьяцо, музыканты группы появились наряженными в костюмы каких-то героев марсианских хроник – с зелеными сетчатыми масками, обволакивающими фигуру надувными шарами, в бесформенных нарядах и с непременными саксофонами, которые абсолютно вписывались в космический антураж, напоминая дыхательные аппараты пришельцев из фантастических фильмов двадцатилетней давности.
Участниками открытия стала и труппа екатеринбургского театра «Провинциальные танцы», лысые головы мужской половины которого также изумительно вписались в межгалактическую эстетику действа. Третьей составляющей стал актерский дуэт «Королевский жираф»: благодаря впечатляющим масштабам актера Станислава Варкки, выступающего с супругой Ларисой Лебедевой, дуэт не остался бы незамеченным в какой угодно компании.
Представление и началось с прохода зрителей в глубь сада, во главе с медленно шагающим в белых нарядах Варкки. Для пущего эффекта актеру выбелили лицо, что сделало его похожим на бессмертный образ романа «Золотой теленок» - бедового горбуна, с белым, «как подушка», лицом. На высоких площадках зрителей поджидали саксофонисты, которые тут же начали свой концерт. Музыка в этот вечер разнообразием не отличалась, за полтора часа лишь пару раз появлялись некоторые намеки на ритм. Саксофоны разных тембров выводили некоторое подобие эмбиента вперемежку с фолком, вызывая у зрителей не только своим видом, но и своим звуком чувство мистического трепета. Те же, кого он не охватил с первых минут спектакля, отправились бродить по лужайкам, предаваясь земным радостям и забрасывая таких же неприкаянных бродяг настоящим гусиным пухом. По разным сведениям, пуха в «Аквариум» завезли 250 килограмм (хотя могло быть и 50 – едва ли кто смог бы подсчитать, кроме художника Алексея Костромы, оформившего сад к открытию фестиваля). На глазах автора самые юные посетители с крайне независимым видом запихивали пух в целлофановые мешки (сувениров в этот вечер не обещали).
Досадная особенность «Аквариума» заключается в том, что бродить здесь из-за размеров сада особенно негде. Пространство карнавалов в «Эрмитаже» в 2001 году имело одно неоспоримое преимущество – зритель мог ходить кругами вокруг театра и смотреть на открытых площадках разные представления. Попросту говоря, не был привязан к одному месту. Действие в «Аквариуме» в большей степени сосредоточено вокруг главной сцены, хотя при желании можно было обнаружить кое-что любопытное, отойдя от нее метров на пятьдесят.
В дальнем углу сада возле фонтана со скульптурой Аполлона полвечера два танцора перебирались с рук статуи на голову, с головы на спину и так далее (хореография, как и все здесь, имела авторство – с танцорами работал голландский хореограф японского происхождения Шусаку Такеучи). В это же время по лужайкам слонялся десяток сосредоточенных муз (ответственное выступление студентов Эстрадно-циркового училища пришлось на самый разгар летней сессии), останавливающих свое таинственное шествие лишь при виде фотообъективов профессиональных камер. Когда в саду стемнело, началась самая эффектная часть программы – с чердака «Моссовета» по тросу через весь сад пролетел ангел с саксофоном. Почти сразу же включились пушки, которые выстрелили в толпу дождем из тысяч мелконарезанных серебристых бумажек. Как выяснилось, это и был апогей праздника – музыка остановилась в самый неожиданный момент, а бисами музыканты манкировали.
Никто из зрителей (по крайней мере, из тех, кому атмосферу карнавала вполне могут подменить завораживающие "живые" картины), не собирался расстраиваться, и толпа преспокойно направилась к выходу. Пуха, самое главное, хватило на всех.