будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино культура Алексей Балабанов Санкт-Петербург
Май 23, 2025
Культура

Самый русский режиссер

Во вторник, 21 мая, на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга будет похоронен режиссер Алексей Балабанов. Прощания на «Ленфильме», которое анонсировалось ранее, не будет, так как сам Балабанов просил родственников не устраивать гражданской панихиды, а только отпеть его в храме. Отпевание режиссера пройдет в Князь-Владимирском соборе и начнется в 12:00.

Алексей Балабанов скончался 18 мая на 55-м году жизни  в санатории «Дюны» в Ленинградской области, где он писал сценарий к новому фильму, съемки которого планировал начать осенью. Он упал в обморок и скончался, не приходя в сознание.

Как пояснили в киностудии «Ленфильм», причиной смерти режиссера стала острая сердечная недостаточность - в последнее время Балабанов много работал, отчего сердце его не выдержало. 23-летний сын режиссера Федор Балабанов планирует самостоятельно экранизировать последний сценарий своего отца.

Алексей Балабанов снял почти два десятка картин, среди которых - культовые «Брат» и «Брат-2», а также «Про уродов и людей», «Жмурки», «Груз 200», «Война», «Морфий» и другие.  Последний фильм Балабанова «Я тоже хочу» вышел на экраны в 2012 году.  Его премьера состоялась на 69-м Венецианском фестивале. 19 мая 2013 года лента «Я тоже хочу» получила приз прессы на 21-ом всероссийском фестивале «Виват кино России!»

Об Алексее Балабанове «Полит.ру» побеседовал с актерами, режиссерами и сценаристами

 
Инна Чурикова

Инна Чурикова, актриса: «Очень жалко. Талантливый человек, абсолютно индивидуальный, со своей темой… Жесткий, правдивый, мощный режиссер. Его смерть - как гром среди ясного неба. Это всегда печальная история, когда талантливые люди уходят. Они - самое ценное, что есть на земле. Знаю его жену, горюю вместе с ней, это чудовищная потеря для всех нас, для кинематографа, для России, хотя он - явление и мирового кинематографа…  Это горе упало очень внезапно, тяжелым камнем. Я очень расстроилась».

 
Дмитрий Месхиев

Дмитрий Месхиев, кинорежиссер, актер, продюсер: «В двух словах о нем сказать не получается. Леша Балабанов был одним из лучших режиссеров страны, на мой взгляд, не очень понятый и признанный, не очень узнанный. Он значительно больше для нашего кино, чем просто 2-3 его самых известных фильма. Он, как человек с поразительной природной скромностью, никогда сам собой не занимался, а в нашей стране, если собой не занимаешься, никто тебе ничего не сделает. Но на все это есть огромный плюс – это колоссальная любовь зрителей, любовь к его кино. Это потеря для нашего кино».

 
Андрей Прошкин

Андрей Прошкин, кинорежиссер, сценарист: «Это просто трагедия. Режиссер, больше всех выразивший сегодняшнее время. Невероятно художественный. Его смотрели не только в киноманском кругу, он были шире его, и при этом его фильмы оставались выдающимися. Невероятно жалко. Было бы неплохо, чтобы мы не забывали его. Режиссеры, я думаю, его будут изучать. Здорово было бы, если бы его фильмы больше показывали по телевизору. Это страшный год: Алексей Панин, Алексей Герман, а теперь Алексей Балабанов. Надо их вещи показывать, а у нашего телевидения нету культурной и просветительской функции. Не нужно забывать, что происходит здесь и сейчас».

 
Юрий Арабов

Юрий Арабов, прозаик, поэт, сценарист: «Алексей Балабанов, безусловно, выдающийся профессионал. Режиссер, как сейчас принято говорить, неоднозначный. Кому-то близок, кому-то нет. Мне был не близок. Но картину «Груз-200» я выделяю. Меня всегда смущала балабановская жестокость… В «Грузе-200» есть художественный срез, образ времени. Так что это картина вполне состоявшаяся. Этот человек, безусловно, мог соединить арт-хаус с массовым кино, что настоятельно требуется для нашего кинематографа. Арт-хаус  у нас традиционно силен, а вот массовое кино не получается. А у Балабанова получалось. В фильме «Брат» есть это соединение, другое дело, что там есть романтизация бандитизма, которая мне также претит. Это был человек очень одаренный. Я, как и все кинематографисты, удручен и огорчен его смертью».

 
Сергей Соловьев

Сергей Соловьев, режиссер, сценарист, продюсер: «Это совершенно выдающийся режиссер и абсолютно недооцененный. Я убежден в том, что осознание его экранной и творческой жизни, всего его значения для нашего кино еще впереди… Правильно Пушкин писал: «Мы ленивы и нелюбопытны». Мы были абсолютно не любопытны, что рядом с нами была выдающаяся человеческая личность и режиссер».

Александр Роднянский, украинский продюсер, телевизионный менеджер: «Это совершенно особый режиссер, который стал самым русским режиссером за последние 30 лет. Я думаю, что для него принципиальной была такая внутренняя национальная и культурная идентификация. Он делал кино, исходя из позиции человека, живущего в России, стоящего на плечах гигантов русской культуры, и для которого понятия «народность» и «народный» не были пустым русским словом. Поэтому он и сумел пробиться к массовой аудитории.

 
Александр Роднянский

Это не был интеллектуал арт-хауса, но при этом он оставался сильным, сложным и мощным режиссером, работающим самостоятельно, но при этом способного затрагивать эмоции, чувства и мысли миллионов людей. Это редкое дарование.  Самый независимый режиссер, самый последовательный в своей независимости режиссер. Для меня еще принципиальная позиция в том, что это был режиссер, который своими фильмами умел провоцировать дискуссию и снимать табу. Он не боялся выглядеть не модно и при этом навязывал моду. Это режиссер, для которого трагедией были многие политические события. Он не принимал многое из окружавшего его и в этом смысле был полемичен, но был в этом смысле чрезвычайно самостоятелен, убедителен и при этом отделен. Я его знал давно, мы никогда не были близкими друзьями, но ничего кроме человеческого уважения и восхищения его талантом он никогда не вызывал».

 
Вадим Абдрашитов

Вадим Абдрашитов, режиссер: «Ну а что говорить? Ушел из жизни талантливейший человек. Совершенно ни на кого не похожий режиссер. Мучительно искавший свой путь в кинематографе и искусстве. И в этом смысле выгодно отличающийся от очень многих своих коллег, которые, в основном. занимаются контратипированием того, что уже было. А Балабанов совершенно отдельный художник. Уход  такого художника всегда означает сокращение того культурного пространства, в котором мы все существуем».

 
Борис Хлебников

Борис Хлебников, режиссер и сценариcт: «Я правда думаю, что безо всякого преувеличения, есть Балабанов, а есть все остальное наше киносообщество. Парадоксальным образом при всем том, что он был самым сильным, самым отдельным, самым точным, никакой планки он не задавал. Задать планку можно только, если к ней можно тянуться. Можно копировать стиль, манеру, что угодно, но не его силу, ярость, сформулированность, остроумие. Это был абсолютно отдельный человек. Тянуться к Балабанову было невозможно.

Я думаю, он единственный, кто сформулировал, что такое 90-е годы, и как абсолютно растерянный молодой человек ощущал себя в это время, когда он сам по себе, и никто ему не помогал понять, что такое хорошо и что такое плохо. Балабанов единственный человек, который в выдающемся фильме «Груз 200» объяснил, что такое перестройка, что это вообще было.

Я думаю, что Балабанов был нашим лучшим режиссером, но его меньше многих других наших режиссеров знали за границей. В случае с ним, для меня, это даже какой-то плюс и сильный признак. Никто так точнее не описал свою страну (так страшно, так смешно и так точно), как Лесков, а его за границей никто не знал, знают Достоевского. Примерно такая же штука и с Балабановым. У меня есть ощущение странной радости, что я понимаю Балабанова, а кто-то его не понимает. Предельная степень точности его наблюдений за нашей жизнью и делала его совершенно непонятным для иностранцев. И это тоже его какой-то для меня удивительный признак.

Его фильмы непонятны на Западе, и не думаю, что будут понятны, потому что это настолько точное описание национального характера, что ему это не позволяет быть универсальным для всех. Почти всегда это нехороший признак, когда человек непереводим, но в случае с ним это, наоборот, плюс и признак, максимально точно его описывающий. Он занимался какими-то вещами, которые понятны только живущим внутри страны.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).