Не будет большим преувеличением сказать, что современная история поп-музыкальных фестивалей началась с Вудстока. Даже если Вудсток и не стал формально первым фестивалем, он стал по крайней мере самым известным. К слову, не все знают, что трехдневное мероприятие (15-18 августа 1969 года) происходило не в самом Вудстоке, а в сорока милях к юго-востоку от него – жители города побоялись невероятного наплыва зрителей (как-никак, их по прогнозам ожидалось до миллиона), и это при том, что организаторы продали «всего» около двухсот тысяч билетов. На деле собралось полмиллиона, но и это – уже феноменальное количество. Слава и популярность фестиваля были так велики, что его пробовали повторить в середине прошлой декады, хотя, пожалуй, уже с меньшим успехом. Не слишком-то удачным оказался и ревайвал еще одного американского фестиваля – легендарной Лолапаллузы. Как Вудсток отражал сущность шестидесятых, так и Лоллапалуза появилась, чтобы стать выражением молодежной «альтернативной» культуры девяностых. Отличительной чертой фестиваля, функционировавшего с 1991 по 1997, было то, что он буквально не стоял на месте – по сути, это был совместный тур многих групп по городам США. Фестиваль пытались реанимировать в 2003 году – только для того, чтобы отменить уже в 2004: билеты на концерты расходились крайне неторопливо. Тот факт, что возрождения некогда легендарных мероприятий не пользуются достаточным спросом, вполне объясним – музыкальных фестов стало слишком много, причем – на любой вкус: от однодневных до недельных, от тихих фолковых посиделок до индустриальных съездов; некоторые проходят на одной-единственной крохотной сцене, другие же еле умещаются на восьми, и, кроме музыки, предлагают массу других способов развлечься, или, если вам так больше нравится, повысить свой культурный уровень.
Музыкальные фестивали на отечественной плодородной почве сейчас тоже плодятся как грибы после дождя. Недавно у нас имелось «Нашествие» в Эммаусе, а теперь, вы только посмотрите, «Нашествие» отдельно, Эммаус отдельно. Впрочем, фестивали у нас хоть и прорастают, далее развиваются по стандартной схеме: идея хороша, но то ли на ее адаптацию к российским реалиям надо было больше сил потратить, то ли срабатывает пресловутый менталитет. Короче говоря, хотя организаторы каждого очередного «нашествия» и божатся, что в этот раз условия будут вполне конкурентоспособные, верить им оснований пока не очень много – личный опыт это все же штука такая, все корчится как червяк где-то в сердцевине яблока и не дает расслабиться, сколько бы в уши не лили меду. Вполне возможно, что, только услышав словосочетание «музыкальный фестиваль», вы тут же вздрагиваете от испуга.
Или, возможно, вы из тех, кто считает, что много хорошо не бывает. Вы предпочтете специально съездить на концерт любимой группы и не будете пытаться за один раз ознакомиться с целым пластом современной музыки.
Или, быть может, вам до сих пор кажется, что процесс получения Шенгенской визы покрыт тайной, да что там, Шенген – это что-то вовсе недостижимое.
Каковы бы ни были причины – все проблемы подобного рода деле возникают только для того, чтобы их решать, и какой-нибудь европейский фестиваль на деле очень даже достижим, увлекателен и… нет, комфортным подобное путешествие назвать все же сложно. Тем не менее, поездка на Фиберфиб, Пуккельпоп или Зигет может оказаться самым ярким впечатлением лета, а то и всего года. Не без некоторых «но», конечно, хотя с любым из этих «но» вполне можно справиться.
Виза. Следует помнишь, что странами Шенгенского соглашения являются: Испания, Португалия, Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Италия, Греция, Австрия, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Т.е. получив визу какого-либо из этих государств, далее вы можете перемещаться между ними практически беспрепятственно. (Обратите внимание, Великобритания не входит в число стран Шенгенского соглашения, так что если вы мечтаете посетить Гластонбери – - имейте в виду, что процесс получения визы будет несколько отличаться; впрочем, Гластонбери – фестиваль вообще довольно специфический, тут вам и отнюдь не антикризисные цены, и характерный британский снобизм, и не самые лучшие погодные условия…) При этом все же стоит учитывать, что необходимо получить визу именно той страны, которая является первой в маршруте. Шенгенская виза выдается на срок не более девяноста дней, и, как показывает практика, получить ее с наименьшими затратами времени можно в посольстве Франции. Пусть вас не пугает необходимость предварительной записи по телефону на подачу документов – просто займитесь оформлением визы, располагая определенным временным запасом. Зато готовую визу вы имеете все шансы получить именно в день подачи документов. Основной документ, необходимый для получения Шенгена, - это подтверждение брони места проживания в принимающей стране. Таким подтверждением вполне может быть присланное по факсу письмо с печатью хостела или гостиницы, но помните, что в нем обязательно должны фигурировать имена всех участников путешествия, а не только лица, забронировавшего комнату. Важная деталь: многие хостелы в случае неприезда потенциального постояльца списывают с карточки сумму, равную стоимости одной ночи проживания; удобно в том случае, если в ваши планы не входит останавливаться в забронированном хостеле.
Покупка билетов. Если вам не стукнуло двадцати шести лет, вы являетесь студентом или преподавателем – для вас существуют различные программы, позволяющие приобретать авиабилеты со скидкой. Подробнее о них можно узнать по адресу www.startravel.ru, там же можно приобрести билеты, как по льготным ценам, так и по стандартным. Не забудьте, что кроме билетов на самолет вам еще понадобятся и билеты на фестиваль, заиметь которые желательно как можно раньше – наверняка меньше всего вам хотелось бы пересечь пол-Европы, чтобы потом сидеть под забором у кемпинга в надежде перехватить у кого-нибудь вожделенный клочок бумаги. Билеты в большинстве случаев бывают двух типов – на весь фестиваль или на конкретные дни, заранее их можно забронировать через официальные сайты фестивалей; на месте билеты можно приобрести в каком-нибудь крупном музыкальном магазине (например, www.fnac.com - известная французская сеть).
О транспорте внутри Шенгенской зоны: перво-наперво стоит отметить, что Европа за пределами Восточного блока – территория не такая и обширная, вообще говоря; между столицами государств зачастую – всего 3-5 часов езды на электричке или автобусе. Но при этом не стоит забывать, что именно на момент вашей поездки может прийтись пик туризма (все-таки лето на дворе), и вы, купив билет без указания места и прибежав на электричку в последний момент, будете вынуждены провести ночь в тамбуре или в проходе между креслами. Да-да, в цивилизованной Европе случается и такое! Если вы путешествуете компанией, в которой, кроме всего прочего, несколько человек обладают водительскими правами – возможно, наиболее удобным и выгодным вариантом будет взять напрокат автомобиль.
Проживание. Вы вполне можете забронировать номер в гостинице, при условии, что фестиваль проходит в каком-либо городе, где имеются гостиницы. Примеры – Примавера Саунд и Сонар , оба проходят в Барселоне в начале лета, впрочем, сама Барселона вполне в состоянии затмить программу практически любого фестиваля. Пепси Зигет, август, Венгрия, Будапешт, остров на Дунае – тут больше комментариев и не нужно, этот фестиваль, пожалуй, и без того пользуется наибольшим спросом у русскоговорящей публики; впрочем, все же стоит отметить, что Зигет обладает потрясающе развитой инфраструктурой, нечастое достоинство. Но многие фестивали проходят в стороне от крупных городов, так еще с Вудстока повелось, заметьте. Так что стоит подготовиться к проживанию в кемпинге – что называется, дешево и сердито. Только кемпинг кемпингу рознь, жить в палатке в солнечной Испании и, скажем, в Бельгии – не одно и то же, про Туманный Альбион я и вообще молчу. Тем не менее, на территории любого палаточного городка наверняка окажется душ, места с питьевой водой, точка, где можно подзарядить мобильник (в некоторых случаях – бесплатно, а кое-где – за евро), а порой – и прочие удобства, вплоть до Интернета. Там же наверняка будет продаваться хоть какая-то «мусорная еда», но даже если судьба занесла вас в глушь, подальше от крупных населенных пунктов – помните, что практически во всех европейских деревнях имеется хотя бы один супермаркет с приличным выбором и вменяемыми ценами. Если выбрать не самые скоропортящиеся продукты, то едой можно закупиться в первый же день на весь оставшийся срок – секьюрити на фестивалях обычно более чем вменяемые, и откажутся пропускать вас на территорию только в том случае, если с вами будет стеклянная тара.
С программой предстоящего мероприятия стоит ознакомиться заранее. В конце-то концов, надо же знать, в пользу чего вы вообще отказываетесь от классического отпуска где-нибудь на побережье Крыма или, прости Господи, Турции. Но учитывайте, что в последний момент в программе произойдут какие-то неприятные изменения, например, откажется выступать крайне интересующая вас команда. Не сплошь и рядом, но все же такие вещи случаются. У некоторых фестивалей имеется определенная специализация, и в этих случаях можно примерно предположить, каков будет лайн-ап (список участников). Например, уже упоминавшийся Гластонбери собирает в первую очередь исполнителей, которые в данный момент находятся на гребне волны. Бельгийский Пуккельпоп демонстрирует нестандартные музыкальные вкусы граждан, проживающих в Бенелюксе. Испанская Примавера (потрясающе красивое название) явно акцентирует внимание на так называемой "инди"-музыке. А испанский же Сонар – так и вовсе ориентируется на электронику, и его можно расценивать как альтернативу многим типичным рокопопсовым фестивалям. Кстати говоря, Сонар (прошедший в этом году в «несчастливый» тринадцатый раз, но от того не менее успешный) позиционируется вообще как мультимедийный фестиваль, так что вполне возможно он заинтересует на только поклонников электронной музыкальной сцены, но и прочих любителей современного искусства.
И в заключение хотелось бы дать совет, который сперва может показаться несерьезным или даже издевательским, но по сути он куда важнее всего вышесказанного. Итак: будьте готовы ко всему. Т.е. абсолютно ко всему. К тому, что непосредственно перед вашим приездом расписание движения электричек между Бременом и Гамбургом будет изменено, и, разумеется, не в вашу пользу. К тому, что прагматичные бельгийцы будут экономить на горячей воде, и это при не очень типичной для августа температуре плюс десять по Цельсию. К тому, что лидер вашей любимой команды раскапризничается, сломает ногу или застрянет в автомобильной пробке, и в результате не просто не споет столь ожидаемую вами песню, а вовсе не выйдет на сцену. К тому, что вашу палатку унесет порывами холодного скандинавского ветра в первую же ночь в кемпинге. Будьте готовы ко всему, и вы наверняка получите колоссальное удовольствие от поездки на какой-нибудь европейский музыкальный фестиваль. Ведь проблемы, знаете, возникают перед нами только для того, чтобы мы их решали.
Смотри также по теме "фестивали":
Екатерина Васенина "Взлеты и падения Авиньона"