Еще до выхода на экраны «Турецкий гамбит» побил все рекорды российского кинопроката: он стартовал в 364 копиях. До этого максимальным количеством копий (348) мог похвастаться только голливудский «Александр». Бюджет «Турецкого гамбита» ($6 млн.) вернулся к создателям уже в первую неделю показа, чему существенно помог тот факт, что один из двух премьерных дней пришелся на праздник – 23-е февраля. На 10-е марта, как сообщает официальный сайт фильма, кассовые сборы составили уже $13 милллионов, так что «Турецкий гамбит» обошел «Матрицу», «Трою» и «Терминатора», набравших около $12 миллионов каждый, и занял третье место в списке лидеров российского проката после «Властелина колец» ($14,09 млн) и «Ночного дозора» ($16,3 млн).
«Турецкий гамбит» и «Ночной дозор» - представители нового киножанра под названием «русский блокбастер» - созданы не сценаристами и режиссерами, а продюсерами. Искусство рекламы – важнейшее из искусств, тем более когда речь идет о довольно раскрученном литературном бренде. Продюсеры Первого канала Константин Эрнст и Анатолий Максимов в очередной раз наглядно – арифметически - доказали эту простую истину.
Массированная рекламная кампания опрокинула всякое сопротивление зрителей и буквально смела немногочисленные отряды сомневающихся. Перед премьерой почти с каждой автобусной остановки пристально смотрел исполнитель главной роли фильма Егор Бероев. Рекламный слоган с плаката обещал зрителям фильм «от продюсеров “Ночного дозора”». Наконец, недавно поступил в продажу саундтрек к «Турецкому гамбиту», в создании которого приняли участие все кто мог – от кинокомпозиторов Саксонова и Феованова до группы «Ногу свело!».
Расписание теле- и радиопрограмм в первые недели после премьеры «Турецкого гамбита» напоминало рапорт о занятии населенных пунктов стратегического значения. 27 февраля: «Эхо Москвы», в гостях – Борис Акунин и Леонид Парфенов. 4 марта: Первый канал, документальный фильм Бориса Акунина и Леонида Парфенова «Гамбит. На месте событий». 6 марта: Первый канал, передача «”Турецкий гамбит”: правила игры» - о съемках фильма. 7 марта: НТВ, в гостях у «Школы злословия» - писатель Борис Акунин.
Конечно, у всего этого есть большая образовательная роль: каждый школьник теперь знает, что «гамбит» - это «жертва малым для победы в большом», а также детали русско-турецкой войны 1877 года. Акунин, за всю свою жизнь не написавший ни одной книги, которая не была бы «проектом», в очередной раз всех обманул. Пообещав, что сделает фильм о приключениях Фандорина, он выпустил компьютерную игру с телевизионными комментариями.
Самое главное в этой игре – интерактивность: зритель хочет участвовать во всем, что ему показывают, по меньшей мере на правах прочих героев. И сам фильм, и вся рекламная кампания вокруг него «скадрирована» так, что в центре оказывается зритель: это он листает страницы парфеновских примечаний и послесловий к «Турецкому гамбиту», это он скачет за Зуровым с пистолетом в руке, это ему Зуров кричит «С победой!» и потом недоуменно добавляет: «Эй, ты чего?..».
Точка зрения зрителя в этом фильме совпадает с точкой зрения таинственного агента, которого пытается вычислить Фандорин. Уже с баннера «Турецкого гамбита», висящего на Рамблере, Егор Бероев элегантно целится в меня, в зрителя, с особой фандоринской грустью -- в душе зрителя, немедленно начинается некое брожение, а в голове шевелятся ужасные планы погубления Российской империи. Зритель ощущает себя тем самым врагом России, против которого сражаются все порядочные герои «Турецкого гамбита».
Некоторые кадры мы видим глазами Анвара Эфенди, а иногда в нижнем углу экрана даже появляется его – наша? – рука с пистолетом. Это нехитрый прием от создателей компьютерных игр Doom, Hexen и других «ходилок»: подвижный кадр, в нижнем правом углу которого виднеется рука с ножом, волшебным посохом, автоматом и т.д., которая иногда разит, а иногда, конечно, не успевает. Идея проста: надо дать игроку оружие и полную свободу передвижений. Остальное – его дело.
В «Турецком гамбите» игрок – т.е. зритель – оказывается на месте главного злодея, потому что только так можно скрыть лицо истинного преступника до самой развязки: как говорится, не видать его как своих ушей. В результате зритель в шкуре Анвара Эфенди вынужден сам сражаться с удачливым Фандориным, убивать красавчика Певцова-Зурова и заранее смириться с тем, что в конце фильма Варя Суворова проломит ему череп золотым слитком.
Таким образом, проигравшим в этом фильме оказывается зритель, которого сценарист (т.е. сам Акунин), режиссер и оператор поставили на место злодея, а зло, как известно, всегда проигрывает. Зритель в роли злодея-неудачника – что может быть интереснее? Писатель Акунин и в самом деле «злой человек» (в переводе с японского - как уже не раз объяснял нам сам Григорий Чхартишвили), и сражается он не с русским языком или литературной традицией, как всякий порядочный литератор, а со мной, зрителем-читателем. Неизменно одерживая победу.
Итак, на двух досках – в литературе и кино – Акунин уже разгромил своего врага в пух и прах. Впереди – театральные подмостки. Для Молодежного театра (РАМТ) Акунин написал детективную пьесу «Инь и Ян». Это пьеса об Эрасте Петровиче Фандорине и его помощнике Масе, которая будет идти в два вечера, потому что у нее две версии: «Черная» и «Белая». Зритель волен выбрать одну или прийти на обе – для стереоскопического эффекта.
Нечто подобное в 2002 году уже опробовал режиссер Владимир Петров во МХАТе им. Чехова, поставив «Вечность и еще один день» - пьесу Милорада Павича, который тоже славится интерактивными играми с читателем. Перед спектаклем зрителям раздавали розовые и голубые квадратики, которыми они голосовали, выбирая «Женскую» или «Мужскую» версию. Перед началом спектакля объявлялись результаты голосования, и зрителям показывали выбранную ими версию.
В случае с «Инь и Ян» зритель будет голосовать непосредственно своим кошельком: «Черную» и «Белую» версии покажут вместе только в день премьеры 23-го апреля, а потом они будут идти в два вечера. Хочешь быть самым умным – плати за обе. Не хочешь – ну, тогда за какую-нибудь одну.
В «Инь и Ян», кроме обычных актеров, играют два кролика: в одной версии – белый, в другой – черный. Недавно в интервью на АTV Борис Акунин сказал, что кролики не поддаются дрессировке. Самому, дескать, интересно, что там получится в итоге. Но практика показывает: очень даже поддаются. И белые, и черные. И те, которые кролики среднего звена, и те, которые кролики на госслужбе. И даже те, у которых норки на Николиной горе.