В нашей первой статье был сделан исторический экскурс. Читатель узнал, какие призы и гонорары были у шахматистов, прежде всего у чемпионов мира, в разные времена. Когда-то гроссмейстеры в материальном отношении жили скромно, теперь лучшие из них зарабатывают сотни тысяч долларов и даже миллионы. Впрочем, до футболистов, баскетболистов и теннисистов им все равно еще далеко. Надо сказать, что с этой темой – шахматы и деньги – связано много забавного, вызывающего улыбку. Различные байки автор и собрал во второй статье.
В 1955 году, в эпоху Михаила Ботвинника, в Москве состоялся матч СССР - США, который посетил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Он разговорился с Марком Таймановым и спросил его:
- Когда советские гроссмейстеры выступают за рубежом, они получают гонорар?
- Что вы, Никита Сергеевич, - ответил Тайманов, - как же мы можем брать деньги у буржуев?! Наша задача - доказать, что мы сильнее их.
- А когда выступают в СССР, получают?
- Конечно, на что же мы тогда бы жили!
- Что-то здесь не так, - задумался Хрущев. - Выходит, у богатых капиталистов вы ничего не берете, а в нашей бедной стране берете. Это никуда не годится.
Хрущев дал соответствующее распоряжение, и с тех пор советским шахматистам, выступающим за рубежом, разрешили получать валюту. Так партия в лице товарища Хрущева, борясь с проклятой буржуазией, помогла шахматистам повысить свое благосостояние.
В 60-е годы весьма состоятельным человеком был девятый чемпион мира Тигран Петросян, однако не за счет турнирных побед. Завоевав корону, он попал в когорту самых знаменитых представителей своей нации, и богатые и щедрые армяне разных стран считали своим долгом сделать Петросяну ценное подношение. Когда он сверг с трона Ботвинника и приехал в Ереван, весь город был у его ног. Поговаривали, что в солнечной Армении собрали по рублю с каждого и вручили новому чемпиону мира целый миллион.
До 1972 года на призы советских гроссмейстеров никто не посягал. Однако огромную по тем временам сумму, полученную Борисом Спасским в поединке с Робертом Фишером, спортивные чиновники перенести не могли. И хотя десятый чемпион заплатил в казну все причитающиеся налоги, он стал их кровным врагом. Ходили слухи, что особый гнев властей вызвала покупка Спасским шикарного автомобиля, который он демонстративно ставил рядом со стоянкой председателя Спорткомитета СССР тов. Павлова, а то и вообще занимал его место.
Павлов пожаловался в ЦК, и в результате всех шахматистов взяли под контроль. Были выработаны специальные правила, как поступать с валютными гонорарами. Приз до 1000 долларов оставался неприкосновенным, но из следующих 9 тысяч одну половину разрешалось положить себе в карман полностью, а вторую следовало поменять на деревянные по грабительскому курсу: 60 копеек за доллар. Что же касается крупных призов, свыше 10 тысяч долларов, то по ним принималось особое решение правительства и Совмина. Собственно последний пункт, действовавший вплоть до перестройки, коснулся лишь Карпова, а позднее еще и Каспарова.
В 1992 году Спасскому повезло. После двадцатилетнего перерыва Фишер решил сыграть с ним так называемый матч-реванш и снова взял верх. Поединок состоялся в Югославии с призовым фондом 5 миллионов долларов, из них 3,35 достались победителю, 1,65 – побежденному. Примечательно, что благодаря Фишеру Спасский баснословно разбогател именно тогда, когда уже покинул большие шахматы и не входил даже в сотню сильнейших игроков. А вот для его соперника последствия оказались не столь радостными. Как гражданин США он не имел права играть в Югославии, которой Америка тогда объявила бойкот. Кроме того, Фишер не заплатил налоги с полученного гонорара – серьезное преступление. Если бы после матча он вернулся домой, ему грозило бы десять лет тюрьмы. Впрочем, Фишер угодил в нее спустя двенадцать лет, в 2004-м, правда, это произошло в Японии – у Роберта оказался просроченный паспорт, и он попал в список людей, объявленных в розыск. Американцы требовали депортации Фишера, но, как мы знаем, все обошлось: теперь шахматный король живет в Исландии, которая предоставила ему убежище.
Когда Фишер оставил шахматы (вопрос, почему он это сделал, относится к области психиатрии), на трон взошел Анатолий Карпов – в 1975-м, которого спустя десять лет сменил Гарри Каспаров. Оба они (а позднее и Владимир Крамник) были воспитанниками так называемой советской шахматной школы, учениками Ботвинника. Однако после того, как кто-то из них становился чемпионом, Ботвинник, как ни странно, рвал с ним отношения. Он был настоящим советским человеком, коммунистом, и откровенная погоня его молодых коллег за деньгами вызывала у него раздражение. Так, когда Карпов пытался выйти на контакт с Фишером, что сулило миллионы долларов (которые он заработал только спустя годы), Ботвинник перестал с ним здороваться...
Надо сказать, что Карпов является рекордсменом среди всех чемпионов мира по любви к денежным знакам. В один из своих самых печальных дней, 13 октября 1978 года, когда счет его матча с Виктором Корчным в Багио сравнялся - 5:5 и советский чемпион висел на волоске, Карпов умудрился подписать выгодный коммерческий контракт об использовании его имени для рекламы компьютеров.
Перед стартом чемпионата мира ФИДЕ в Москве в конце 2001 года Карпов пренебрег серьезной подготовкой и улетел за очередным «конвертом» в Хорватию. Как шутил Ботвинник, мир еще не знал такого чемпиона-почтальона. Дело кончилось тем, что в первом же раунде Карпова нокаутировал один малоизвестный китайский шахматист.
Многие спортсмены в денежном отношении могут дать шахматистам большую фору - за пару удачных апперкотов боксер иногда получает пару миллионов долларов. И президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов предложил собственный принцип розыгрыша первенства мира: сотня сильнейших играет по нокаут-системе, и чем дальше гроссмейстер продвигается, тем выше его гонорар. Первый раз общий призовой фонд составил пять миллионов долларов, затем - три. Разумеется, основная доля доставалась победителям. В 2002 году чемпиону мира причиталось полмиллиона долларов, которая досталась 18-летнему Руслану Пономареву.
- Не давит ли на вас фантастическая сумма, которая разыгрывается в поединке с Василием Иванчуком? - спросил я Руслана на одной из пресс-конференций во время матча.
- От таких мыслей голова может пойти кругом, и я стараюсь выбросить их из головы, - скромно ответил Пономарев.
Впрочем, аппетит приходит во время еды. Став чемпионом, юный гроссмейстер стал требовать материальное вознаграждение чуть ли не за каждый свой шаг (возможно, по подсказке более старших и опытных товарищей). Так, когда его матч с Каспаровым, призванный объединить шахматный мир, был перенесен на несколько месяцев, Пономарев решил взыскать с Илюмжинова неустойку в 100 тысяч долларов. А за три недели до старта он предъявил президенту ФИДЕ целый список условий, которые нужно было выполнить. По силе игры до Фишера Пономареву еще далеко, но по количеству претензий он уже может с ним тягаться. Дело кончилось тем, что Илюмжинов не пошел на поводу у Руслана, матч не состоялся, и идея объединения была сорвана. Деньги портят человека, и шахматиста тоже!