За три года существования микроблоггинговыйсервис Twitter по популярности догнал знаменитые Facebookи MySpace. Причем количество пользователейувеличивается с возрастающимитемпами. Год назад его аудитория насчитывала около 1 млн. пользователей, кфевралю 2009 г.число твиттерян (русский эквивалент слова twitterer) возросло до 8 млн., а в марте достигло почти 15 млн.Что примечательно, интерфейс Твиттера пока что говорит только на двух языках –английском и японском. Среди твиттер-юзеров, соответственно, наблюдаетсяперевес в сторону Соединенных Штатов (в русскоязычном твиттере ходит поговорка:«Америка встала – Твиттер лёг»; московской ночью система, действительно,подвисает); дальше идут британцы и японцы, а потом все остальные. Что касается русскоязычныхпользователей, то их пока очень мало, хотя и они постепенно прибывают: годназад было 3000 аккаунтов, а сегодня уже приблизительно 5400.
Twitter (в переводе с английского«щебетание, чириканье») – это сервис так называемого микроблоггинга, насегодняшний день самый крупный среди ему подобных (Plurk, Jaiku, микроблоггинговыхсервисов при Facebook и MySpaceи пр.). Микроблог очень похож на блог обычный, как, например, Livejournal.com, но сограничениями, характер которых можно предположить уже исходя из термина. Так,в Твиттере за один раз можно запостить текст не длиннее 140 знаков (такой постназывается “tweet”,«твит» - что тоже означает «чириканье»).
Опции, в принципе, аналогичны имеющимсяв Livejournal, но сизвестной долей аскетизма. Аккаунт создается за пару минут, опции поиска «поинтересу» нет – зато есть поисковаясистема, которая ищет по всем словам и словосочетаниям, встречающимся впространстве Твиттера. Пользоваться этим поисковиком могут все желающие, а нетолько зарегистрированные пользователи.
Любого участника сети можно«зафолловить» (от слова follow),т.е. зафрендить, - и отслеживать. «Расфолловить» тоже можно. Отдельнойфрендленты нет, так что все сообщения будут появляться в том же окне, что итвиты зафрендившего. На твит можно ответить и вступить в дискуссию с другимтвиттерянином. Можно организовать и нечто вроде сообщества, куда будутпоступать все сообщения на определенную тему. Для этого создаётся тег(собственно, в твит вставляется ключевое слово, предваряемое значком #),например, #rutwitter вынесетсообщение в ленту, где русскоязычные твиттер-юзеры высказываются на темуТвиттера. А по тегу #pmanможно выйти (или написать) в «сообщество», оживлённо обсуждающее недавниесобытия в Молдавии – в основном, по-английски и по-молдавски.
Оформление текста в твите тожесведено к необходимому минимуму: единственную альтернативу просто текстусоставляют гиперссылки, указывающие на «сообщества», аккаунты юзеров, к которымадресуется автор, и внешние ресурсы. Ссылка на юзера делается путем постановки@ перед его ником: @BarackObama.
В сети часто говорят, что Твиттер– это нечто среднее между ICQили чатом и блогом, - вполне удачное определение. Понятно, что в таком форматеневозможно написать что-то фундаментальное, устроить многостраничную дискуссиюили качественный холивар. Но этого и не требуется. Твиттер, идея которогопервоначально сводилась к освещению происходящих в данный момент событий (ответна вопрос “What are you doing?”– «Что вы сейчас делаете?»), силён моментальным предоставлением и постояннымобновлением информации из самых разных частей света. Хотя большинствопользователей пока что общается с Твиттером через вебсайт,уже существует множество программ-клиентов, а также возможность отправлять ичитать сообщения с помощью мобильного телефона. Это значит, что «репортажи»могут вестись (и уже часто ведутся) откуда угодно.
Некоторые пользователи используютэто приспособление по прямому назначению, то есть честно сообщают миру, что ониделают в данный момент: «Смотрю шоу с дельфинами! Вапщеее!!». Вероятно, онинаходят это необычайно увлекательным. Другие пытаются найти через Твиттер болеесветские вещи – новости или полезные знакомства. Еще есть любители делитьсясвоими находками в Интернете: они дают много ссылок на внешние ресурсы. Обменссылками – это один из наиболее популярных типов коммуникации в Твиттере. Есть,наконец, ролевики, которые устраивают масштабные ролевые игры, зачастую соткрытым членством и свободным сюжетом.
Но многие использует Twitter в профессиональныхцелях. Например, сейчас говорят о таком явлении, как «микрожурналистика».Проработав долгие годы корреспондентом в журнале Time, американский журналист Джон Диккерсонсначала перешел от печатных публикаций к онлайновым (у него свой блог), а потомполностью сосредоточил свое внимание на Твиттере. Он считает, что главная егозадача как журналиста – «брать читателей туда, куда они сами не могут прийти»,то есть вести подробный и оперативный репортаж с места событий, - и с такойпозиции Твиттер представляется ему наиболее удобным средством. Сейчас у него305 449 фолловеров (постоянных читателей среди твиттерян), плюс, возможно, ещекакое-то количество «посторонних» читателей: контент Твиттера (если только блогне полностью подзамочный) доступен всем - независимо от регистрации. Микроблогижурналистов многочисленны и пользуются большой популярностью. Некоторые такжеанонсируют там материалы своих изданий. Так, на Твиттере зарегистрированымногие колумнисты NY Times.
Распространена и такая практика,когда издание создает себе аккаунт, но сами его сотрудники там ничего не пишут,а просто регистрируют свой адрес, например, на Twitterfeed или Publish2, после чего в аккаунтена Твиттере регулярно появляются ссылки на новые публикации, аннотированные140-знаковым (максимум) текстом. Таким образом, например, обновляется аккаунтизвестного колумниста и блоггера NY Times, нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана. Кстати, у новостной ленты «Полит.ру» тоже есть RSS трансляцияна Твиттер.
Естественно, чем вышепопулярность сервиса, тем больше желающих использовать его в качествеинструмента для пиара и средства сближения с массами. Речь идет ознаменитостях, руководителях крупных фирм и политиках.
Действительно, всё большеполитиков обзаводится официальными аккаунтами в социальных сетях. Конечно, отом, чтобы они сами что-то писали у себя в блоге речи нет; это своего родапресс-центр для связей с общественностью. Официальный аккаунт на Твиттере есть,например, у Виктора Ющенко, Гордона Брауна и вышеупомянутого Барака Обамы. Последний изперечисленных аккаунтов, впрочем, с момента избрания Обамы президентом (то естьс ноября 2008 г.)обновлялся всего 3 раза (дважды в январе и 1 раз в марте), но, тем не менее,находится «во френдах» у 786 304 пользователей и при этом автоматическифолловит в ответ всех зафрендивших его, - видимо, чтобы никто не ушёлобиженным.
Средство влияния на политическуюситуацию усматривают в Твиттере не только политические лидеры. На прошлойнеделе Twitter былодной из самых обсуждаемых в СМИ тем – в связи с акциями протеста в Кишиневе.По распространённойверсии, именно этот ресурс (наряду с Facebook и Одноклассниками)сыграл ключевую роль в организации акций протеста.