13 июля 2006 на аукционе Sotheby’s в Лондоне была продана книга, которую многие считают второй по значимости после «Библии» для человечества и первой по своей значимости для литературы. «Первое фолио» Шекспира было оценено в 5,2 миллиона долларов.
Код Шекспира
В последнее время одно стало сравнивать самые различные явления культурной жизни с феноменом «Кода да Винчи». Не буду исключением – вокруг личности Шекспира в последнее время разыгралась такая литературоведческая игра – то появится новый претендент на авторство, то портретное сходство оспорят , что сравнение с бестеллером нашего века вполне уместно.
О личности и жизни Уильяма Шекспира можно было бы писать роман и позабористей «Кода да Винчи». Можно сказать, что попытки уже предпринимались. Ну да, а чем Гилилов хуже Дэна Брауна? В раскладе об авторстве пьес Шекспира разыгрывается самая пестрая колода исторических персонажных карт –от Кристофера Марло и Фрэнсиса Бэкона до самой королевы Елизаветы. В книжках, мало чем отличающихся от «Святого Грааля и святой крови», пресловутом прообразе «Кода да Винчи», выводятся все те же хитросплетения вопросов королевской крови – мать ли Елизавета поэту Филиппу Сидни, брат ли он Кристоферу Марло, и почему правда о происхождении Шекспира покрыта мраком. А правда, почему? – задается вопросом неискушенный читатель, и начинает перебирать английских грандов: Рэтланд – не Рэтланд.
Официальная биография гласит, что английский драматург, писатель и поэт Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в Стрэтфорде в семье продавца шерсти Джона Шекспир. Биография неофициальная исходит из предположения, что написать шекспировские пьесы мог только человек, получивший великолепное образование – а значит, знатный. В сущности, именно такие аргументы приводят Бейгент и Лей в своей книге «Святой Грааль и святая кровь».
И на самом деле, общие костяки теорий и правда очень похожи. И тут, и там – незаконные наследники, скрывающиеся от преследования (в конце концов, английский король, в данном случае, королева, и есть представитель Бога на земле), бесконечные палимпсесты с уже существующими текстами, зашифрованные в шедеврах искусства (будь то «Мона Лиза» или «Гамлет») страшные тайны, способные изметить судьбы мира (ну, или по крайней мере, Британии), попытки современников найти ключ к отгадке.
И даже в настоящее время история параллельна – то неизвестное до сих пор «Евангелие от Иуды» расшифруют , то «Первое фолио» выставят на аукцион.
«Над страницей фолианта одного…»
«Первое фолио» Шекспира было собрано и опубликовано в 1623 году, через 7 лет после смерти самого Шекспира, актерами его труппы. В него вошли 36 пьес Шекспира, 18 из которых, включая «Макбета», «Двенадцатую ночь», «Антония и Клеопатру», не войди они в первое собрание, были бы утеряны навсегда, ибо до этого не публиковались. Кстати, первые три копии «фолио» не содержали текста «Троила и Крессиды» На момент своего выхода в свет сборник продавался за 20 шиллингов – что равносильно 100 фунтам сегодня.
Первый зафиксированный акт продажи копии «фолио» состоялся 5 декабря 1623 года, о чем есть запись в учетной книге сэра Эдварда Деринга, антиквара, приобретшего две копии – одну для себя, другую – для собственного театра в Кенте. Всего же было издано не более 750 копий, до нас же дошло только около 240, да и то – неполных (точной цифры нет, потому что коллекционеры XIX века зачастую комбинировали различные источники и вполне могли совместить начало одной книги с концовкой второй). Более половины из них находится в Folger Shakespeare Library, где происхождение каждой страницы тщательнейшим образом изучается.
Недаром на в Интернет-магазине «Амазон» даже продается четырехтомное исследование (на данный момент вышли только два первых тома) о происхождении каждой из дошедших до нас копий, о том, где и за сколько они продавались, где отслежен путь каждой копии с 1807 года и до того момента, как она попала в руки теперешнего владельца. Увы, провенанс большинства из них сомнителен.
С этим образчиком «Первого Фолио» тоже не все так просто. Во-первых, его провенанс – не вызывает ни малейших сомнений. Изначально книга принадлежала Уильяму Бейтсу (1625-1699), одному из самых известных теологов своего времени. Как вполне себе фривольные пьесы сочетались с пуританством, историкам неизвестно. Может, именно поэтому Бейтс расстался со своей библиотекой за сумму около 500 фунтов, сумасшедшие по тем временам деньги, которую ему предложил другой известный пастор, Дэниэл Уильямс.
С 1716 года и до наших дней издание не меняло владельца. И лишь в конце прошлого года попечители библиотеки решили продать раритет – по их словам, в интересах сохранения богатой коллекции манускриптов и книг, а также для улучшения обслуживания посетителей.
У него есть и другое преимущество – он сохранил оригинальный переплет телячьей кожи; таких экземпляров в частном владении всего два. К тому же, данном экземпляре множество пометок читателя середины XVII века – которые далеко не во всем совпадают с признанным шекспироведением. Так, читатель не отметил знаменитый монолог Гамлета, а отметил отрывок про сирен из «Двенадцатой ночи» ( «Ты помнишь, // Как я однажды, сидя на мысу, // Внимал сирене, плывшей на дельфине // И певшей так пленительно и стройно,// Что яростное море присмирело», пер. Лозинского), который мы обычно пропускаем. «Виндзорские насмешницы», по видимому, не произвели на него никакого впечатления – на тексте отметок нет. Любимой же его пьесой был «Генрих VIII».
Однако даже идеальный провенанс и хорошая сохранность не обеспечили шекспировскому «фолио» ожидаемой цены. Несмотря на прогнозы экспертов, которые прочили ему новый мировой рекорд с эстимейтом в 4,5 – 6 миллионов долларов, он даже не достиг верхней планки. Удивительно, учитывая, что в 2001 такой же экземпляр Шекспировского собрания был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 6,2 миллиона долларов. Кстати, купил его не кто иной, как Пол Аллен, соучредитель компании Microsoft. Не все же бизнесом заниматься!