будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Борисова Марина

Симфоническое обустройство России

Симфоническое обустройство России
toskanini

Что название, что суть поражают воображение до основания. Пожалуй, в области классической музыки это самая масштабная затея сезона, перешибающая впечатление от недавно прошедшего Пасхального фестиваля. Там, конечно, все было очень и очень круто: две недели один Гергиев на всю Россию; от Москвы до самых до окраин -- Мариинский театр, точнее – Симфонический оркестр Мариинского театра. Тут наоборот: одна декада, исключительно Москва и только одна площадка – Колонный зал Дома союзов. Зато пять оркестров из разных географических широт: Ближний Восток (Израильский филармонический), Италия (Симфонический оркестр Тосканини), две Франции (Академия Святого Мартина в Полях и Филармонический оркестр Радио Франции) и одна Россия (Новосибирский симфонический оркестр).

Смысл проекта свеж и прекрасен: показать качественные оркестры, являющиеся мировыми брэндами, определив тем самым симфоническую планку России; продемонстрировать в деле по-настоящему больших дирижеров современности (Зубин Мета, Лорин Маазель, Мюнг Вун Чунг); позиционировать Россию как игрока на мировом симфоническом поле; наконец, приурочить этот  проект к Дню независимости России, что отмечается 12 июня. Словом, даже постороннему не нужно объяснять, что Фестиваль симфонических оркестров мира, прошедший с 3 по 11 июня, – событие, уникальное для столичной культурной жизни. Помимо художественной цели, здесь важен общественный пафос: симфоническая музыка официально признается базовой ценностью государства, впервые решившего отметить свой главный праздник таким шикарным жестом.

Сосредоточившись на  художественном уровне фестиваля, признаем, что результат соответствует замаху. Выступившие оркестры, кроме Филармонического оркестра Радио Франции, не входят в европейский топ-список (первые здесь Венский филармонический, Берлинский филармонический, амстердамский Концертгебау, Оркестр Баварского Радио), зато, являясь вполне реальными игроками, образуют качественный симфонический мейнстрим. У каждого оркестра свое лицо, свой стиль и воспитанное чувство достоинства. Каждый появился в Москве с полным понимаем своих задач и возможностей, что было понятно без комментариев.

На глаз средний возраст музыкантов Израильского филармонического -- полвека. Под стать и лидер – дирижер Зубин Мета, ровесник своего коллектива (оба родились в 1936-м). Вместе они с 1981-го, что по мировым понятиям – вечность (смена уз происходит, как правило, не реже, чем раз в десятилетие). Понятно, что при таком солидном супружеском стаже обе стороны настолько прониклись взаимными чувствами, что почти не замечают друг друга. Стиль игры, соответственно, респектабельно-монументальный. Как «Мерседес», равнодушный к любой дороге и водителю – в нем комфортно везде и всем. Так и с Израильским филармоническим -- с ним хорошо всем мейнстримным авторам: немцам Бетховену (увертюра «Леонора № 3») и Рихарду Штраусу (симфоническая поэма «Веселые проказы Тиля Уленшпигеля»), французу Берлиозу (Фантастическая симфония) и нашему Прокофьеву («Гибель Тибальда» из Сюиты из балета «Ромео и Джульетта»). Все части программы сыграны с отменным качеством, сообщая известное об известном. Энергообмена между оркестром и лидером нет, но все настолько солидно, что содержанием вечера становятся простые симфонические радости: оркестровый баланс, замечательные соло и взвешенное чувство времени, когда все случается отменно точно – даже романтические неистовства (Берлиоз). И, оказывается, этого вполне довольно, чтобы почувствовать себя если и не на вершине счастья, то вполне на подступах к нему. Что уже очень неплохо.

Непрерывное счастье – это когда играет Симфонический оркестр Тосканини. Коллективу всего несколько лет (создан в 2001-м), а его средний возраст на глаз – 30. Лидер Лорин Маазель (родился в 1930-м) стоит на дирижерском подиуме с 9 лет и за выдающуюся память прозван компьютером. Маазель – не самый горячий дирижер в мире. Зато его молодой оркестр настолько отзывчив, что вступление любой группы (особо прекрасны первые скрипки) становится чем-то исключительно духоподъемным. Героическая симфония Бетховена, пролетевшая словно на одном дыхании, убедила: ничто не может сравниться со звучанием большого симфонического оркестра. Когда масса профессионалов сливаются в идеальном синхроне, их тутти излучает такое безумие, что ощущения напоминают спуск на горных лыжах. Не раз за время Героической живое звучание симфонического оркестра вызывало физиологический восторг, управлять которым было невозможно. Его стоило лишь дозировать. Не у всех же такая железная выдержка, как у Маазеля, способного сыграть на бешенной скорости Венгерский танец Брамса и моментально переключиться на эстремального Вагнера (Антракт к 3 д. «Лоэнгрина»). Все же, публику иногда стоит и пожалеть.

На фото - концерт Симфонического оркестра Тосканини (Колонный зал Дома союзов, Москва, 5 июня 2006 г.)

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).