будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Сказки, которые рассказывал Кафка

Сказки, которые рассказывал Кафка
98_kobrin

В чешском журнале Reflex опубликовано большое интервью со стотрехлетней Алисой Герц-Зоммер (или по-чешски, Алицей Херц-Соммеровой), живущей в маленькой социальной квартире на улице Порчестер Гейт в Лондоне. Интервью сопровождают фотографии – цветные, сделанные в доме миссис Герц-Зоммер, и черно-белые, снятые в разные десятилетия минувшего века. На цветных – удивительно красивая, бодрая, очень старая женщина говорит по телефону и играет на пианино. На черно-белых – милая, всегда улыбающаяся девушка, жена, мать. Впрочем, есть еще один старый снимок; молодая Алиса невероятно серьезно и сосредоточенно играет на пианино. Снимки с пианино, несмотря на восьмидесятилетнюю разницу, можно сравнить: серьезность, сосредоточенность, пожалуй, даже одержимость – одна и та же. Алиса начала играть в пять лет и не перестает это делать уже почти век.

Ее мать появилась на свет в Богемии, в Йиглаве, в культурной буржуазной семье, которая дружила с родителями Густава Малера. Миссис Герц-Зоммер вспоминает, что ее мамочка играла в детстве с юным Густавом на пианино.  Когда Алиса вспоминает мать, в голове ее всегда играет музыка Малера. Как-то родители взяли девочку на премьеру второй симфонии Малера в Праге. Там – спустя много лет – ее мама опять повстречалась с Густавом.

Ее отец происходил из бедной семьи моравских немцев, в 12 лет был вынужден бросить школу и пойти работать в лавку. Через несколько лет отправился с братом в Прагу, где они практически с нуля основали фабрику по производству весов, ставшую одной из самых известных в мире. Если порыться в лавках пражских старьевщиков, можно найти весы с фабричным клеймом «Братья Герц». Разбогатев, отец купил дом на Штроссмайеровой площади, где Алиса и выросла.

Ее первым языком был немецкий. С пяти лет Алису отдали в чешскую школу, чтобы она выучила язык, которому еще через десять лет будет суждено стать официальным в первой Чехословацкой республике. Этажом выше жила бабушка Алисы, она присматривала за детьми, пекла для них лакомства и учила ивриту. Бабушка была первым и терпеливым слушателем юной пианистки. В семье играли почти все – мать, Алиса, старший брат. Сестра играла на скрипке. Любимым композитором был Шуман.

Ее музыкальная карьера началась сразу после первой мировой и провозглашения независимости Чехословакии. Алиса Герц была довольно известной пианисткой, и молодые композиторы с удовольствием доверяли ей первое исполнение своих опусов. Ее учитель Вацлав Штепан после одного из концертов сказал, что она играет «лучше Илонки» «Илонка» - жена Штепана, знаменитая пианистка, которую ценил Яначек. Потом Алиса вышла замуж за чешского еврея, гамбургского студента. В 1937 году у четы родился сын, его назвали Штепаном, в честь музыкального наставника Алисы. Много позже, уже в Израиле, он сменит имя на «Рафаэль». Перед вторжением немцев обе сестры, активные сионистки, уехали в Палестину. Семья Герц-Зоммеров не поехала – не было денег, да и надо было ухаживать за престарелой мамой.

Ее 72-летнюю мать отправили в Освенцим. Чтобы справиться с мерзостью оккупации и ужасом происходящего, чтобы не думать о маме, она методично разучивала 27 этюдов Шопена. Занималась ежедневно по 20 часов. Этажом выше в доме на Штроссмайеровой площади жил нацист по имени Германн. В тот день, когда ее, мужа и сына увозили в Терезин, этот Германн пришел проводить – в полной эсэсовской форме, с конфетами и восторгами по поводу ее потрясающего пианизма. Она сдержалась и не плюнула в его гнусную харю.

Ее мужа отправили в Дахау через год, после того, как семья Герц-Зоммеров попала в Терезин. Накануне он сказал Алисе: «Делай, что заставляют, но не вызывайся сама». Через несколько дней, женам предложили отправиться вслед за мужьями. Многие согласились: никто в Терезине не знал о лагерях смерти. Алиса осталась. После войны ее разыскал солагерник мужа и передал посмертную весточку – чайную ложку. Сама Алиса спасалась музыкой. В маленьком зале местного Народного дома давала – вместе с другими терезинскими музыкантами – концерты голодным, несчастным, обреченным людям. Играли Шопена, Бетоховена. Алиса утверждает, что Терезин стал пиком ее музыкальной карьеры; никогда она не играла с такими музыкантами, как Гидеон Клайн. Пианино было одно; терезинские музыканты занимались, согласно расписанию, по полчаса каждый. Выжили певец Карел Берман, дирижер Карел Анчерль, пианистка Эдита Краус. И Алиса Герц-Зоммер.

Ее сын обладал абсолютным слухом и с детства играл на скрипке. В Терезине силами юных музыкантов ставили оперу «Брундибар» Ганса Красы. Штепан Герц-Зоммер пел Врабчака. Оперу, которую автор восстановил в гетто по памяти, как известно, сыграли почти пятьдесят раз. Потом почти всех актеров отправили в Освенцим, но сын Алисы был среди горстки оставленных в Терезине. Когда после войны к власти пришли коммунисты, стало ясно: кошмар на континенте не кончился. Алиса и Штепан переехали к родным в Израиль. Здесь она встретила многих своих довоенных пражских знакомых – например, Макса Брода, который раз в неделю ездил из Тель-Авива в Иерусалим слушать ее игру. Многие годы спустя, сын получил хороший ангажемент в Британии и привез туда пожилую маму. Алиса выучила еще один язык – английский. В 2001 году Рафаэль умер. Она осталась одна. До недавнего времени давала уроки, играет на пианино по три часа в день, занимается физкультурой, играет в скраббл, питается «еврейским пенициллином» и пьет только кипяток с лимоном. В августе этого года в лондонском издательстве «Макмиллан» вышла книга воспоминаний Алисы «Райский сад». Другая мемуарная книга, написанная ее сыном, заканчивается рассуждением о том, что музыка являет собой волшебство, которое уводит человека на остров, где есть только покой, природа и любовь. Книга Алисы Герц-Зоммер и ее жизнь служат тому полным подтверждением.

Немногим выпало пережить то, что пришлось на долю этой святой женщины. Она победила всю эту свору гитлеров и сталиных, осталась в живых и вырастила сына. Как и сто кровавых лет назад, она ежедневно переносится на волшебный остров. В дом на Порчестер Гейт приезжают люди из разных стран и расспрашивают о ее жизни. Многие спрашивают о Кафке. Алиса рассказывает им историю о том, как она с Францем, который был старше ее всего на двадцать лет, гуляли в пражском парке Стромовка. Франц рассказывал девушке сказки. Миссис Герц-Зоммер забыла сюжеты, но помнит, что все они имели счастливый конец. Кафка в то время уже умирал от чахотки, и с ним рядом была последняя его любовь и единственная жена Дора Диамант. Их сказка не имела счастливого конца – Франц умер в 1924 году, Дора вышла замуж за немецкого коммуниста, в начале тридцатых бежала с ним из Германии в СССР, из которого потом, после ареста мужа, смогла уехать с маленькой дочерью в Западную Европу, где чудом успела ускользнуть из лап гестапо и оказаться в Великобритании. После войны Дора поехала строить новый Израиль, но вскоре вернулась в Англию, где и умерла пятидесяти четырех лет отроду. Ее муж, троцкист, почитатель Гегеля Лутц Ласк, почти ослепший на восьмилетней сталинской каторге, после 1953 года вернулся в ГДР. Он смог повидать свою дочь, но уже никогда не видел Доры.

Остается один вопрос: встречались ли в конце сороковых годов в Израиле Алиса Герц-Зоммер и Дора Диамант? Ведь им было о чем поговорить.

Обсудить статью

См. также другие тексты автора:

  • Да приидет саммит Твой
  • Криминальная хроника искусства
  • От нетленки к сакралке
  • The road to Mandalay
  • Свои и чужие
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).