будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура
Плунгян Надя

Сколько стоит сгоревший театр?

В здании СТД РФ на Страстном бульваре состоялась пресс-конференция под названием «Театр Около. Новый театр». «Полит.ру» уже писал о довольно противоречивой ситуации вокруг пожара в театре «Около дома Станиславского», который произошел 18 ноября. Писали мы и о смутных слухах о поджоге. Сейчас, когда театр вернулся с гастролей, появилась возможность хотя бы в общих чертах подвести официальный итог случившемуся.

Кроме того, что уже есть предварительные данные об убытках (по оценке директора театра, Константина Заславского, они составили около 20 миллионов рублей), выяснилось, что первоначальная версия, по которой к пожару привело короткое замыкание («неосторожное обращение с огнем»), полностью исключается. По результатам технической экспертизы, речь идет о внешнем воздействии: уже возбуждено следствие по факту умышленного причинения ущерба. «Пламя было такой силы, — говорит Виктор Баженов, автор первых фотографий остова театра, — что железные листы декораций взметнуло к потолку. Никакая случайная искра не могла дать такого огня».

Возможно, следствию и удастся что-то прояснить. Но на главный вопрос оно ответа все равно не даст, как и не дала его пресс-конференция. Вопрос этот в том, будет ли театр восстановлен около дома Станиславского и будет ли восстановлен вообще.

Сразу после пожара многие театры предложили «Около» играть в своих помещениях, кто-то — даже без всякой арендной платы. Среди многих вариантов — «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, малая сцена Комеди Франсез и театр в Магадане. Так или иначе, существует три полностью уцелевших «гастрольных» спектакля, которые уже в конце декабря (29, 28 и 30 числа) будут идти в Театре Наций. Юрий Погребничко уверен, что если будут деньги, можно где-то за два месяца восстановить и некоторые другие спектакли — «Вчера наступило внезапно», «Сторож» и поставленные Алексеем Левинским «Ворон» и «Конец игры». Но «кочевой» образ жизни для «Около» все равно остается вынужденным. По словам режиссера, удачную замену прежнему залу найти очень трудно. К примеру, хорошо бы восстановить последнюю премьеру — номинанта на премию СТД («Лестничная клетка» по пьесе Людмилы Петрушевской), где на сцене стоит старый московский лифт. Но даже помимо того, что лифт пострадал от пожара, трудно себе представить такую небольшую площадку, где он уместился бы в высоту.

До последнего времени «Около», где в постановках смешиваются тесты Чехова с Вампиловым или Достоевского с Володиным, оставался одним из немногих театров, независимых от рынка или фестивального мейнстрима. Это театр-эксперимент со своей философией: спектакли Погребничко составляются из ассоциаций, из полузабытых деталей прошлого. Чеховские герои могут у него превратиться в бродячих клоунов, а Алиса из кэрроловской сказки попадает в лагерь. Главное, что почти безличная игра актеров напоминает ритуал и совершенно противоречит всем системам, несмотря даже на соседство со Станиславским. Может быть, это новаторство, может быть — ностальгия.

Что и говорить о том, что уникальный стиль театра «Около» связан прежде всего с очень жесткой дисциплиной актеров и постоянными тренингами, которые раньше проводились в репетиционных залах сгоревшего дома: отсутствие постоянного помещения может сказаться не столько на количестве спектаклей, сколько на их качестве. Для собранности и нужного «направления внимания» (а это, конечно, кредо театра) нужны совсем другие условия. Погребничко не питает по этому поводу никаких иллюзий: «Это же артисты. Артисты должны приходить каждый день в гримерную, в один репетиционный зал, у них есть свое помещение, где проходят тренинги. Но ведь они тоже люди! Будут теперь приходить только на репетиции перед спектаклем или сразу на спектакль, перед этим — пить, курить, разговаривать… Это будет. Это я предвижу». Примерно о том же сказал секретарь СТД РФ Георгий Тараторкин: «Еще сезон и сезон в этих обстоятельствах — и дальше все поднимать надо будет с пола».

На пресс-конференции стало известно, что директор Комеди Франсез обратился к Юрию Лужкову с письмом в защиту театра. Под другим таким письмом поставили подписи директора Авиньонского фестиваля, Фестиваля искусств в Брюсселе, Американского фестиваля театров в Монреале и актеры-участники творческих мастерских, которые Погребничко проводил по всему миру (напомню, он только что вернулся с такого мастер-класса в Португалии). О том, что такое театр «Около», хорошо знают не только во Франции, но и в Швейцарии, Бельгии, Германии, Шотландии, в Америке. Во всех письмах одна и та же идея: здание в Вознесенском переулке — не просто помещение, а театр-дом со своей особой атмосферой, которую нельзя представить без беленой кирпичной стены на заднем плане и аскетического зала — меньше, чем на сто мест.

«Что происходит сейчас? — спрашивает Погребничко. — Мы не играем. Пока не репетируем. Пока света нет. Вот на малой сцене сегодня начались кое-какие тренинги… Вы представьте себе, что все куда-то передвигается. Театр есть, но в действительности он агонизирует, как человек, подключенный к аппарату, пока мне в голову приходит такое сравнение. Ведь его можно оживить? Можно. А можно и отключить».

От кого зависит, будет театр жить или нет, не знает никто, а в итоге решение по восстановлению висит в воздухе уже третью неделю. Посильную помощь оказывает Министерство культуры Москвы, но никак нельзя допустить, чтобы рубеж, который ограничен пожаром, стал для «Около» последним. В любом случае, пока вопрос находится на рассмотрении в мэрии, для театра будет кстати любая копейка.

Государственное учреждение культуры города Москвы
«Московский театр ОКОЛО дома Станиславского»
Адрес: 125009, г. Москва, Вознесенский пер., д. 9а
ИНН 7703068710 КПП 770301001
р/с 40603810500120000019 в ОАО «Банк Москвы» г. Москвы
к/с 30101810500000000219
БИК 044525219
Контактные телефоны: 203-33-46, 203-45-60, 203-31-29.

Фотографии Виктора Баженова.

Плунгян Надя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).