В здании СТД РФ на Страстном бульваре состоялась пресс-конференция под названием «Театр Около. Новый театр». «Полит.ру» уже писал о довольно противоречивой ситуации вокруг пожара в театре «Около дома Станиславского», который произошел 18 ноября. Писали мы и о смутных слухах о поджоге. Сейчас, когда театр вернулся с гастролей, появилась возможность хотя бы в общих чертах подвести официальный итог случившемуся.
Кроме того, что уже есть предварительные данные об убытках (по оценке директора театра, Константина Заславского, они составили около 20 миллионов рублей), выяснилось, что первоначальная версия, по которой к пожару привело короткое замыкание («неосторожное обращение с огнем»), полностью исключается. По результатам технической экспертизы, речь идет о внешнем воздействии: уже возбуждено следствие по факту умышленного причинения ущерба. «Пламя было такой силы, — говорит Виктор Баженов, автор первых фотографий остова театра, — что железные листы декораций взметнуло к потолку. Никакая случайная искра не могла дать такого огня».
Возможно, следствию и удастся что-то прояснить. Но на главный вопрос оно ответа все равно не даст, как и не дала его пресс-конференция. Вопрос этот в том, будет ли театр восстановлен около дома Станиславского и будет ли восстановлен вообще.
Сразу после пожара многие театры предложили «Около» играть в своих помещениях, кто-то — даже без всякой арендной платы. Среди многих вариантов — «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, малая сцена Комеди Франсез и театр в Магадане. Так или иначе, существует три полностью уцелевших «гастрольных» спектакля, которые уже в конце декабря (29, 28 и 30 числа) будут идти в Театре Наций. Юрий Погребничко уверен, что если будут деньги, можно где-то за два месяца восстановить и некоторые другие спектакли — «Вчера наступило внезапно», «Сторож» и поставленные Алексеем Левинским «Ворон» и «Конец игры». Но «кочевой» образ жизни для «Около» все равно остается вынужденным. По словам режиссера, удачную замену прежнему залу найти очень трудно. К примеру, хорошо бы восстановить последнюю премьеру — номинанта на премию СТД («Лестничная клетка» по пьесе Людмилы Петрушевской), где на сцене стоит старый московский лифт. Но даже помимо того, что лифт пострадал от пожара, трудно себе представить такую небольшую площадку, где он уместился бы в высоту.
До последнего времени «Около», где в постановках смешиваются тесты Чехова с Вампиловым или Достоевского с Володиным, оставался одним из немногих театров, независимых от рынка или фестивального мейнстрима. Это театр-эксперимент со своей философией: спектакли Погребничко составляются из ассоциаций, из полузабытых деталей прошлого. Чеховские герои могут у него превратиться в бродячих клоунов, а Алиса из кэрроловской сказки попадает в лагерь. Главное, что почти безличная игра актеров напоминает ритуал и совершенно противоречит всем системам, несмотря даже на соседство со Станиславским. Может быть, это новаторство, может быть — ностальгия.
Что и говорить о том, что уникальный стиль театра «Около» связан прежде всего с очень жесткой дисциплиной актеров и постоянными тренингами, которые раньше проводились в репетиционных залах сгоревшего дома: отсутствие постоянного помещения может сказаться не столько на количестве спектаклей, сколько на их качестве. Для собранности и нужного «направления внимания» (а это, конечно, кредо театра) нужны совсем другие условия. Погребничко не питает по этому поводу никаких иллюзий: «Это же артисты. Артисты должны приходить каждый день в гримерную, в один репетиционный зал, у них есть свое помещение, где проходят тренинги. Но ведь они тоже люди! Будут теперь приходить только на репетиции перед спектаклем или сразу на спектакль, перед этим — пить, курить, разговаривать… Это будет. Это я предвижу». Примерно о том же сказал секретарь СТД РФ Георгий Тараторкин: «Еще сезон и сезон в этих обстоятельствах — и дальше все поднимать надо будет с пола».
На пресс-конференции стало известно, что директор Комеди Франсез обратился к Юрию Лужкову с письмом в защиту театра. Под другим таким письмом поставили подписи директора Авиньонского фестиваля, Фестиваля искусств в Брюсселе, Американского фестиваля театров в Монреале и актеры-участники творческих мастерских, которые Погребничко проводил по всему миру (напомню, он только что вернулся с такого мастер-класса в Португалии). О том, что такое театр «Около», хорошо знают не только во Франции, но и в Швейцарии, Бельгии, Германии, Шотландии, в Америке. Во всех письмах одна и та же идея: здание в Вознесенском переулке — не просто помещение, а театр-дом со своей особой атмосферой, которую нельзя представить без беленой кирпичной стены на заднем плане и аскетического зала — меньше, чем на сто мест.
«Что происходит сейчас? — спрашивает Погребничко. — Мы не играем. Пока не репетируем. Пока света нет. Вот на малой сцене сегодня начались кое-какие тренинги… Вы представьте себе, что все куда-то передвигается. Театр есть, но в действительности он агонизирует, как человек, подключенный к аппарату, пока мне в голову приходит такое сравнение. Ведь его можно оживить? Можно. А можно и отключить».
От кого зависит, будет театр жить или нет, не знает никто, а в итоге решение по восстановлению висит в воздухе уже третью неделю. Посильную помощь оказывает Министерство культуры Москвы, но никак нельзя допустить, чтобы рубеж, который ограничен пожаром, стал для «Около» последним. В любом случае, пока вопрос находится на рассмотрении в мэрии, для театра будет кстати любая копейка.
Государственное учреждение культуры города Москвы
«Московский театр ОКОЛО дома Станиславского»
Адрес: 125009, г. Москва, Вознесенский пер., д. 9а
ИНН 7703068710 КПП 770301001
р/с 40603810500120000019 в ОАО «Банк Москвы» г. Москвы
к/с 30101810500000000219
БИК 044525219
Контактные телефоны: 203-33-46, 203-45-60, 203-31-29.
Фотографии Виктора Баженова.