будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Конрадова Наталья

Смерть смысла

Смерть смысла
a52_10a

Умер Жан Бодрийяр – последний французский классик постмодернизма, современник и коллега Ролана Барта и Мишеля Фуко.

Сам постмодернизм умер чуть раньше, так и не оставив наследников. Так что теперь нет почти никого, кто мог бы вспомнить, с чего все это началось.

Бодрийяр родился в 1929 году. Он был профессором социологии Университета Париж-Нантер, редактором журналов "Utopie", "Traverses", переводчиком сочинений Бертольда Брехта, автором работ «Система вещей» (1968), «Общество потребления» (1970), «Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляция» (1981) и других. 

Классик постмодернизма был академическим ученым – но ученым нового образца, принесенного революциями 1960-х: социальным критиком и борцом. Его работы можно рассматривать как междисциплинарные научные исследования современной социальной реальности, но гораздо очевиднее в них проявляются политические манифесты.

Главное, что знают о концепции Бодрийяра даже те, кто не читал работ – что мы живем в обществе, где господствует симуляция – «устрашающая манипуляция над всем реальным процессом… метастазирующей антропометрической машиной…».

Бодрийяр исследовал социальные отношения и связи с позиций классической политэкономии, семиотики и психоанализа, объединяя их философским скептицизмом по отношению ко всему современному. Потеря «дотехнических» социальных отношений воспринимается им как смерть социального; масс-медиа тотально «манипулируют» и массами, и институтами власти; субъекты современной культуры испытывают «ностальгию по утраченному референту», которая приводит не к реставрации реальности, а к возникновению гиперреальности.

Бодрийяр не любил открытую им гиперреальность, он почти полностью принадлежал классике, похороненной информатизацией, глобализацией и тотальной симуляцией. Тексты Бодрийяра  перегружены трудными словами, которые он любил придумывать. Так что краткий пересказ его работ почти заведомо сведется к перечислению главных – теперь уже культовых – понятий.

Итак, в результате интенсивного развития общества, в нем начинаются процессы крайнего «уплотнения», грозящие «имплозией» – внутренним взрывом. Это есть «новая форма насилия».

Классические экономические принципы производства больше не работают, на их место приходят символические. Реальность во всех своих проявлениях заменяется знаками, поэтому отношения знака и реальности разрушаются, а значит, исчезает и сам знак.

Теперь отношениями управляет симулякр – знак, потерявший референт, отсылающий теперь только к самому себе и связанный только с другими симулякрами.

История, всегда являющаяся потерей – как былое, уже исчезнувшее – с небывалой легкостью приобретает симулятивный характер. Подобной судьбы удостаивается и экономика, производящая теперь не предметы, но знаки предметов и их функций. Например, вместо формы ручки традиционных бытовых вещей возникает новая форма сподручности, имитирующая функциональность.

«Стремление к нулю жестов и усилий» приводит к реставрации магического миропонимания, в котором знак приравнивается к действию, и возникает «функционалистский миф о функциональном мире».

В социальной реальности действуют те же принципы: социальные отношения и взаимосвязи сводятся к символическим отношениям и взаимосвязям, социальное исчезает. Сохранявшиеся в традиционных предметах сексуальные ритмы подавлены техническими предметами, трудовые жесты превратились в минимализированные жесты контроля и потеряли свое сексуально-символическое начало: сексуальность угнетена ее знаковой имитацией.

Тотальная власть симулякра порождает компенсаторное стремление субъекта к возврату действительности. Но вернуться к «дотехническому» времени нельзя, можно лишь продолжать наращивать уровни симуляции. Поэтому тоска по «утраченному референту» приводит к появлению новых симулякров, так стремящихся к «достоверной» имитации реальности, что в итоге возникает гиперреальность – такая символическая реальность, которая выглядит «реальнее, чем сама реальность». Этот процесс аналогичен психоаналитическим процессами потери и компенсации, он характеризуется цикличностью – как и сама концепция Бодрийяра.

В этой ситуации, по Бодрийару, должно измениться и понимание потребления. Потребление больше не рассматривается как материальная практика удовлетворения потребностей через использование тех или иных вещей. На смену «феноменологии изобилия», с точки зрения которой потребление есть пассивная деятельность, приходит анализ активных отношений. Отныне человек «организует вещи в знаковую субстанцию», то есть «систематически манипулирует знаками».

Потребление теперь создает виртуальную целостность всех вещей и сообщений, «составляющих отныне более или менее связный дискурс», то есть тотально идеалистическая практика.

В царстве повсеместной серийности отношения между моделью (образцом) и серией (повторением) перестают быть однозначными, постепенно стираются, вступая в игру «маргинальных различий».

Катастрофический прирост информации приводит не к приросту смыслов, а, наоборот, к их упразднению. Переворачивая классическую формулу, Бодрийяр утверждает, что информация – это и есть энтропия: распространяясь, информация губит смысл, для которого «нет больше надежды». Смысл, в отличие от информации, смертен.

См. также:

  • Ольга Вайнштейн. Жак Деррида: стратегии выживания
Конрадова Наталья
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).