будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Кучерская Майя

Смотр строя и песни

Смотр строя и песни
knigi

1. СТАРЫЕ ПЕСНИ

Ничего не поделаешь, ярмарка «Книги России» - много заунывней Международной московской ярмарки, что проходит осенью, тем более очаровательной «Non-fiction».

Сквозь отсутствие на весеннем «смотре» (как выразился о «Книгах России» Михаил Сеславинский) изрядного числа таких ярких игроков большой книжной игры, как «Амфора»,  «НЛО», «Симпозиум», «Время», «ОГИ», «Запасный выход», «Ультра Культура»,  сквозь бросающуюся в глаза скромность стенда издательского гиганта «ЭКСМО», которого невозможно заподозрить в экономии средств, а можно лишь в том, что на этот раз средства решили не тратить из-за бесполезности затеи, сквозь крайне ограниченное число новинок издательств, которые в ярмарке все же решили поучаствовать, веет одно. Ощущение бессмысленности происходящего. Многие вообще предпочли лишь экспонировать свои издания, а не продавать. Платить за стенд и перевоз книг только ради того, чтобы провести денек-другой-третий-четвертый в духоте 57-го павильона, многие просто не захотели. Транзакционные издержки слишком велики.

В случае с осенней ярмаркой и «Non-fiction» игра стоит свеч по нескольким причинам. Во-первых, сообщать свету о том, что «жив курилка», что издательство существует и развивается, хотя бы раз в год стоит. Во-вторых, осенняя ярмарка по-прежнему популярна у читателей, и уровень продаж там заметно выше, чем на весенней; в-третьих, репутация «Non-fiction» остается столь доброй и милой, что помелькать в ЦДХ и пообщаться  с посетителями - просто приятно. На это не жалко и денег.

В итоге открыток, наклеек, аудиопродукции, деревянных игрушек, журналов «Ералаш» на «Книгах России» много, но вот книг, в смысле новых… После трехчасового похода по стендам, удалось обнаружить буквально считанные единицы новинок.

Конечно, повидаться с авторами мемуарной и художественной прозы – Василием Аксеновым, Александром Кабаковым, Сергеем Лукьяненко, Михаилом Ульяновым, Артуром Гиваргизовым, Валерием Золотухиным, Денисом Гуцко, Александрой Марининой, Ольгой Седаковой, - куда как приятно и назидательно. Равно как и поговорить о нынешних литературных премиях -- круглый стол про них организовывает журнал «Знамя». Узнать о новой премии, которую учреждют журнал «Иностранная литература» и газета «Книжное обозрение», премии для переводчиков британской литературы «Единорог и лев» (победителя отправят в Эдинбург!). Услышать имена лауреатов-«плохишей» премии «Абзац». Послушать в рамках презентации роскошного фолианта, выпущенного к 130-летнему юбилею знаменитого оперного антрепренера «История оперы Зимина» (М.: Фонд «Поколение»), солистов Большого театра… Но в качестве приложения, десерта.  К обыкновенным, не подарочным книгам. К рождению новых смыслов. Надежды на последнее мало. По крайней мере на нынешней ярмарке. Может быть, потом, через полгода, в Пекине, в сентябре, куда российские книгоиздатели приглашены в качестве «Почетного гостя»...

И потому – напоследок о новинках, которые, впрочем, что уж там, можно приобрести и гораздо ближе к дому, по ценам не намного превосходящим ярмарочные.

2. НОВЫЕ КНИГИ 

Наташа Маркович. Anti/Casual. Уволена, блин. Трогательная история начинающего ресторатора. М.: Рипол-Классик. 2006.

Продажи книг авторов, обвиняющих Дэн Брауна в плагиате, за время суда выросли в семь раз. Неплохо сложилась и рыночная судьба книг о младшей сестричке Поттера, Тани Гроттер. Погреться в лучах чужой славы, посветить отраженным светом – глубоко верный маркетиноговый ход. И потому «Антикэжуалу» Наташи Маркович, передавшей  привет Оксане Робски, конечно, обеспечен кассовый успех. Но когда открываешь книгу Маркович, с радостью понимаешь, что успех настигнет ее не только благодаря энергетике чужого бренда. Сбивчивая, нервная  вроде бы история открытия ресторана, на самом деле история поиска любви захватывает и настырно тащит за собой – искренностью интонации, сознательным довлатовтвом (о любви к прозе Довлатова здесь говорится в открытую),  запрограммированным одиночеством героини, а еще странно грустным взглядом, которым смотрит на нас автор всего этого и вправду трогательного повествования Наташа Маркович. Кстати, на вопрос, кто это, на стенде издательства мне ответили просто: «Да в общем никто». Хороший ответ.

Экстренные действия православных при внезапных опасностях. М.: Покровский дар, 2005.

Эта книжка приобретена была просто за название. Пробирает. К тому же на обложке не только икона Божьей Матери, задумчивый странник, солдат в каске, но и эпиграф: «Пока гром не грянул…». Страшно, конечно. «Если вы убедились, что пострадавший без сознания и не дышит, приступайте к непрямому массажу сердца и искусственному дыханию». Явная редакторская недоработка. Надо было: «Если вы убедились, что пострадавший без сознания, не дышит и что он православный, приступайте…» Есть в книге, однако, и молитвы. На случай пожара, землетрясения, наводнения, а также встречи с НЛО. Под конец же дается совет, как испечь хлеб из «дикорастущих растений». В общем «Молитву на исход души и тела» надо было, конечно, помещать в конце. Для самых терпеливых читателей - точнее, их близких.

Стюарт Арчер Коэн. Семнадцать каменных ангелов. М.: Азбука, 2006.

Усталый, «все видавший» комиссар Мигель Фортунато, полжизни проработавший в полиции Буэноса-Айреса, вместе со своей молодой коллегой из Америки Афиной Фаулер раскрывает запутанное преступление - убийство американского писателя, застреленного на окраине города. Все аргентинские государственные службы коррумпированы, все полицейские куплены, борьба между враждующими корпорациями идет не на жизнь, а на смерть, государство распродается по кускам - что-то слишком знакомое видится в картинах, набросанных Коэном... А еще есть здесь матэ с лимоном и сахаром, будоражащая нервы музыка, бары, француженка, танцующая танго, множащиеся ребусы, горка трупов в конце – в результате добротный детектив перерастает рамки жанра, превращаясь в яркий, великолепно выстроенный социальный роман. 

Евгений Попов. Опера нищих. М.: Вагриус, 2006.

Опера известного писателя трехчастная. Первую часть составили «рассказы о непонятном» со сквозным героем, писателем Гдовым, вторую – диалоги Попова с  Аксеновым-Ахмадулиной-Войновичем-Фрэнсисом Грином-Струве-Владимиром Хомяковым-Шнуровым и Петером Эстерхази. Третью – реальные несправедливые случаи из жизни, вопиющие об отмщении. Плотное письмо, пересыпанное едкими шутками-прибаутками, выросшими из великой русской литературы, а также советской юности и диссидентской молодости автора, который еще со времен «Метрополя» говорит в общем все о том же – современной русской жизни, местами глупой и гадкой, но еще чаще  звучащей загадочной и пронзительной музыкой.

Алексей Слаповский. Оно. М.: Эксмо, 2006.

Еще одно местоимение, серия третья – после предыдущих романов плодовитого автора «Мы» и «Они». В центре новой как всегда складно,  ладно и увлекательно написанной книги – «оно», оживший герой желтой прессы – гермафродит. Некто Валько, который выдает себя за мальчика, но вечерами тайно и с удовольствием переодевается в девочку. Однако это не более, чем игра, голос пола так и не пробуждается в герое - ни при каких, в том числе и весьма пикантных обстоятельствах. Самого Валько все это не слишком волнует, он вполне согласен сосуществовать с собой таким, каким родился - учиться, увлекаться идеей общественной пользы, писать стихи, жить с таким же как оно гермарфрадитом… Однако миру снести эту неясность не под силу, как впрочем, и автору. В конце романа Слаповский предлагает несколько вариантов финала.  Один безотрадней другого. Кажется, впрочем, в результате Валько превращается в нормального человека,  только вот  цена нормальности - утрата себя. Он начинает жить обыкновенно, серо, уныло, расплывчато. Жернова общественного мнения и условностей стирают живую личность в порошок. Так что после «Мы» и «Они» это следующая часть приговора Слаповского городу и миру.

Фредерик Бегбедер. Романтический эгоист. М.: Иностранка, 2006.

Новый роман автора бестселлеров «99 франков» и «Windows on the World» написан в форме дневника стареющего плейбоя, кажется, вообразившего себя Дон Жуаном. Некоторые основания на то у героя, разумеется, есть – когда он пишет не о женщинах, получается  остро, наблюдательно, едко, временами действительно поэтично, здесь немало плохо запоминающихся, но в общем ярких mot. «За неимением революций мы бунтуем против всяких пустяков». «Дед Мороз – отморозок», «Ломка – всего лишь передозировка пустоты», «Писатель словно киноактер между двумя эпизодами, частенько просто сидит на стуле и ждет своего выхода».

Пестрые лоскутки жизни знаменитости страшно похожи друг на друга – недаром одна дневниковая запись отличается  от другой лишь наименованием дня недели и временами года – понедельник, вторник, зима, весна. В итоге количества любовных свиданий, поездок по всему свету – от Берлина до Стамбула, от Монреаля до Кракова, как и количества выпитого, вынюханного, съеденного не счесть. В этом всем и проходит два года. Поэма неисцелимого цинизма и одиночества. Оттого и «клубничка», которой здесь как будто в избытке, не сладка. «Если мы все ничьи, тогда никто ни о ком не заботится и каждый будет сам за себя, во веки веков. Вот и я снова один; я поднимаю черное стекло и закрываю лицо руками, сидя на заднем сиденье безмолвного лимузина, который катит вперед, к моей кончине».  Вот последние слова этого печального романа.

Варгас Льоса М. Письма молодому романисту. М.: КоЛибри, 2006.

Первая книга блестящего перуанского писателя, бунтарский роман «Город и псы», был публично сожжен. С тех пор прошло сорок с лишним лет, и вот Варгас Льоса, давно уже составивший славу латиноамериканской литературы, многолетний номинант Нобелевской премии, с дружелюбием и демократизмом ветерана, прошедшего огонь и медные трубы, дает мастер-класс молодым коллегам по цеху.

«Письма молодому романисту» - сборник эссе, написанных в форме писем, в которых Льоса непринужденно и без лишнего педантизма дает рекомендации  начинающим литераторам. Он искренне советует им не путать литературу с «мишурным блеском славы» и материальными благами, которые иногда оказываются прямым следствием успеха. Он рассказывает о том, как сделать так, чтобы «бумажные» литературные герои ожили и заговорили, а цветы заблагоухали, словом  - как заставить читателя влюбиться в самый немыслимый художественный обман. Шутливый тон, богатство литературных ассоциаций, и вполне логичный совет в финале - поскорее забыть обо всем прочитанном и садиться писать романы – делает книгу приятным чтением не для одних литераторов, но и для любого.

Русская готика. Белое приведение. СПб.: Азбука, 2006.

Питерская «Азбука» совершила нетривиальный и оттого особенно привлекательный ход – собрала под одну обложку русские романтические повести ХIХ века о таинственном. В книгу вошли классические «Лафертовская маковница» Антоний Погорельского, «Страшное гаданье» Бестужева-Марлинского, «Перстень» Баратынского, «страшные» рассказы Одоевского, Сомова, Загоскина. Конечно, все их кикиморы, упыри и ведьмы – совершеннейшие октябрята по сравнению с персонажами сегодняшних киношных  и литературных «ужастиков».

Искусство слишком далеко ушло в изображении страшного, научившись живописать его с особой изощренностью и техническим мастерством. Тем милей читать про все эти уединенные домики и белые привидения, про завороженных тенями иного мира героев, напряженно вглядывающихся в потусторонний мир не ради дозы адреналина, но в надежде разгадать тайны земного бытия.

См. также:

Майя Кучерская. Встретимся на нон-фикшн!

http://www.polit.ru/culture/2005/11/30/nonfiction.html

Галина Юзефович. Развлечение для профессионалов

http://www.polit.ru/culture/2005/09/12/yarmarka.html

Майя Кучерская. Книговый листочек

http://www.polit.ru/culture/2005/09/09/jarmarka.html

Кучерская Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).