будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 12, 2025
Культура

Смысл фаллических символов. "Кинотавр". Часть 1

"Прагматика культуры" на "Полит.ру" публикует заметки  писателя Олега Попова. Он предложил свою интерпретацию происходящего в кинопрессе и киноиндустрии, исходя из того, что увидел и услышал на недавно закончившемся кинофестивале "Кинотавр".

*       *       *    

Я два раза был на фестивале «Кинотавр». Мне интересно как устроено «кино вообще». Закостенело оно или еще нет? На круглых столах, пресс-конференциях я внимательно слушал. А вот некоторые обобщающие выводы, которые я позволю себе. И еще некоторые цитаты, которые позволят сделать это тому, кому нужно. Ну, вы понимаете.

Начнем с нижнего яруса.

КИНОКРИТИКИ И КИНОВЕДЫ

Совершенно удивительно, как эта публика смотрит фильмы! Она смотрит и «ничего не понимает» (цитата). На пресс-конференциях задают вопросы режиссерам – а я не поняла, что у вас там было, расскажите своими словами. Это «специальная публика» спрашивает, «киношная»! Руководство фестиваля могло бы специально для киноведов оптимизировать процесс. Просмотры отменить, пусть режиссеры готовятся и на  пресс-конференции доступно рассказывают, что у них в картине происходит, дают характеристики персонажам и обязательно, обязательно рассказывают, что они «хотели сказать». А если привлекать актеров – получится  великолепно  - это все-таки их профессия! Все киноведы все поймут и запомнят.

А вот есть еще такие посылки:

  • Кинокритики возмущены «уровнем шуток» в криминальных комедиях (в конкурсе).
  • Виктор Матизен (комиссар у критиков): «Криминальная комедия – это не фестивальное кино».
  • Матизен давно задает продюсерам и режиссерам наводящие вопросы, почему они еще на этапе замысла фильма не обращаются к тем, кто мог бы уберечь создателей от заведомого провала. Уберечь несчастных, понятное дело, может только Гильдия кинокритиков и киноведов, которую он возглавляет, и которая могла бы, таким образом, получить материальную институциональную поддержку и крепко встать на все четыре ноги.

И вот мы, имея в виду эти посылки,  - отправляемся на вечерний «киноринг» фестиваля, где кинокритики и киноведы в «игровой атмосфере» ведут «судебный процесс». Они создают «игровую атмосферу».  Смотрите! Это те самые люди, которые хотят подсказывать Балабанову и Лунгину, Пежемскому и Рожнову как нужно шутить в фильмах! Молодцы! Не унывают!
Сами шутят и сами смеются. Очень разумно все–таки устроен наш мир, что фильмы снимают балабановы и лунгины, а кинокритики оттягиваются втихушку. Не дай Бог, если б наоборот!

А то вот еще интересно – как пойдут кинокритики искать подтексты. Скажите, режиссер, зачем вы позволяете себе нечто оскорбительное? Ведь в поросенке, которого засунули в снаряд и выстрелили из пушки – вы же Любовь Орлову имели в виду в «Цирке»? Нет? Не имели? Ну-ну.

Или как начнут кинокритики прочесывать картину в поисках фаллических символов. Люди, подкованные теорией.

Дети сосут сосульки не потому, что они вкусные и прохладительные, а потому что это фаллический символ, поняли? И плохо это для всех нас не потому, что посредством сосульки к ним внутрь могут проникнуть болезнетворные микробы, а потому что они сызмальства привыкают сами, понимаете, к чему.

Такого примера с сосульками – на самом  деле не было. Это я сам придумал для общего понимания. Уровень шуток у меня низкий. Анекдот просто есть такой старый: «Доктор, я думал вы порядочный человек, а вы такие картинки мне показываете»! Лечатся такие болезни? Не лечатся.

По отдельности если кинокритика-киноведа взять – так есть вполне порядочные люди, а как вместе соберутся – так уноси, брат, ноги! Выйдет ли что-то полезное для индустрии из их коллективных действий этой публики, как думаете, а?

КИНОПРЕССА ПЛЮС

Сергей Сельянов (СТВ), считает, что те, кто пишет о кино, даже не знают субъектов киноиндустрии (производителей, прокатчиков и тп.) и все время повторяют как подорванные "Ленфильм-Мосфильм", хотя "Ленфильм-Мосфильм" сейчас просто фабрики по предоставлению услуг.

Сельянов молчит о бюджетах и сборах не только потому, что считает, что вся официально озвученная информация об этом - не правда. Вообще в этой теме  - неприятная сумятица. Журналисты копируют друг у друга "данные бокс-офиса". Минфин и инвесторы начинают волноваться по этому поводу и названивать, производителю: "Где деньги? В газетах уже пишут, а мы отвас что-то до сих пор так ничего и не дождались" Производитель, не по своей воле, оказывается в досадном положении. Тут будет, кстати, вспомнить слова умного человека С.Кордонского: "Вот были два таких института при советской власти: письма трудящихся в средства массовой информации и доносы в репрессивные органы. Эти 2 жанра слились - и образовались СМИ свободной России. Они работают не на население, они стучат власти о том, что кто-то украл больше, чем ему положено". Про "украл" в нашем случае выходит некоторый перебор, они стучат власти о том, что возник повод для перераспределения благ. Красиво, а? Красиво?
 
Специализированные издания по кинобизнесу объясняли нам, что общие сборы делятся на три части: производителю, прокатчику и кинотеатру. Не уточнялось, правда, равные ли это доли. Вот, что об этом говорит Сельянов: если фильм собрал 10 млн, производителю достанется от силы два из них. Сельянов считает, что объявленные цифры, и у нас и в самой Америке, часто завышают в рекламных целях. Статистики у нас как в киноидустрии , так и в стране нет, хотя можно наверное "где-то-да-эх-да- ак-то" ориентироваться, например, по данным kinoros.ru, но цифры там появляются тоже, главным образом, от лиц заинтересованных.

Сельянов: "Реклама кино в газетных и журнальных модулях совершенно неэффективна. Не платил за них ни разу". Исключение составляют только специализированные издания, которые читают прокатчики, владельцы кинотеатров, т.е. люди, от кого зависит судьба фильма. Реклама на ТВ, как считает Сельянов, совсем другое дело -  когда "реклама выходит на зомбирующий уровень - результаты, как говорится, превосходят все ожидания, с помощью ТВ можно за три дня развязать войну с Китаем.

Отступление. В одной нашей с Белобровым книжке один «человек при делах» спрашивает другого такого же: сколько нужно денег, чтобы вывести говно на самоокупаемость? другой отвечает: "три миллиона". Я тут, кстати, разговаривал с одной стратегической планеристкой из крупной рекламной компании, она эту мысль поддержала как родную. У неё есть даже какой-то коллега, который копает эту тему со своей стороны. Она даже сказала такие слова: "да, говно - это сейчас трендовая вещь". Вот так. Можно сказать, что это носится в воздухе. Но наш мир все-таки устроен очень мудро, потому что тот, у кого есть возможность развязать войну с Китаем, использует свой мощный ресурс для вполне безобидных вещей. И, слава Богу!

Возвращаемся к кинопрессе.

Почти все продюсеры, прокатчики и сама кинопресса считают, что её роль в киноидустрии ничтожна. Сельянов: обидно, что не работает такой ресурс. В Англии и Франции работает, а у нас нет. Но "содержательного ничего не пишется. Только реклама и пиар».
Вот М.Тимашева (радио "Свобода") подготовилась к выступлению на круглом столе о роли кинопрессы и говорила об этом хорошо:

  • Пишущим журналистам приходится участвовать в общем обмане, а потребители, которых несколько раз обманули, больше прессе не верят.
  • Производители и прокатчики видят в журналистах только обслуживающий персонал, который должен помочь им продать товар. Но при этом и пресс-показы проводятся по-жлобски («мы пригласим вас только при наличии анонса в вашем издании»), да и получают зарплату журналисты и киношники в разных кассах.
  • Главреды часто требуют чтоб писали о том, какая у кого резинка в трусах. А журналисты потом сами себя не уважают и в глаза не могут актрисе посмотреть, про резинку в трусах которой они недавно принудительно написали.
  • И еще говорила много справедливого, ничего не скажешь. В одиночку эти люди на что-то все таки годятся.

А тут мы для равновесия и для разрядки напряженности приведем другой пример.

Идет менее подкованный журналист с фотоаппаратом и видит, что коллеги снимают Елену Корикову («Бедная Настя») в нарядном платье. Он тоже её щелкает, подходит поближе и говорит: «НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РАЗБОРЧИВО ВАШЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ!» А тут вдруг подходит мама актрисы, а этот любопытствующий мужчина спрашивает: «СКАЖИТЕ -  ВЫ ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА?»

Но вообще, по-моему, писать, например, о резинках в трусах не так уж и позорно. Вот если, например, почитать дурные отзывы о фильме «Жмурки», то можно получить исчерпывающую картину по представителям «школы Собакевича» и становится как-то стыдно. Это Роман Лейбов придумал такой хороший термин «Школа Собакевича», но для другой истории, для кое-каких литературных критиков. Прости, Роман, но чем кинокритики хуже?

О ярусах киноиндустрии повыше  - о режиссерах, актерах, фестивале, конкурсном показе будет в продолжении.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).