будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура

Советский дизайн: краудсорсинг и антикопирайт в СССР

Советский дизайн: краудсорсинг и антикопирайт в СССР
SovietDesign_Sokolnikova_Main_1
Алёна Сокольникова. куратор Московского музея дизайна и выставки «Советский дизайн 1950-80-х» в Манеже.

Алёна Сокольникова, куратор выставки «Советский дизайн 1950-80-х», которой открылся Музей дизайна в «Манеже», рассказала о том, что в СССР уже существовали модные сейчас на Западе принцип «устойчивого развития» и тактика краудсорсинга, а вот «стайлинг» и «копирайт» тогда не были в чести. Современные слова оказываются применимы к дизайну времен СССР недаром – в нем было намечено много перспектив, но было и много провалов. Ни то, ни другое мы не учли, совершив обычную ошибку отказа от преемственности.

- По поводу советского дизайна часто говорят, что все украдено с западных образцов – так ли это?

- Клеймо прямого копирования западных аналогов закрепилось за нами в послевоенные годы, 50-е и первую половину 60-х. Тогда это было близко к истине – индустриальное производство было разрушено, а то технологическое оборудование, которое уцелело, успело за полдесятилетия безнадежно устареть. Дизайнеры оказались в ситуации, когда им в первую очередь надо было решать задачи восстановления массового производства, а не заботиться о конечном  потребителе. Сделать дешево, экономично и удобно для фабрик, а не для того, кто этим будет пользоваться. Это временная мера, важное стратегическое решение - развивать в первую очередь тяжелую индустриальную промышленность. Чтобы не терять времени и насытить население продуктами легкой промышленности, в открытую копировали западные образцы.

Радиоприемник "Звезда -54" - копия французского "Exelsior - 52". Из собрания Московского музея дизайна. Мотороллер "Вятка-ВП-150", сделанный по прототипу итальянского Vespa 150 GS. Из собрания Музея Индустриальной культуры.

В бюллетене «Техническая эстетика», начиная с первого выпуска 1964 года, писали – эту кинокамеру сделали по аналогу финской, а надо разрабатывать своё. И со второй половины 60-х годов  начинаются собственные разработки. Вот пылесос «Чайка» - первые выпуски копировали голландские пылесосы конца 30-х, а у нашей измененной версии, «Ракеты», полозья были заменены колесиками, и внутренняя оснастка поменялась. «Сатурн» -  на основе американского пылесоса Hoover Constellation (1955), но вместо воздушной подушки также колеса, и создана идеальная круглая форма с ободком в духе space age, эры космических полетов. Наши пылесосы были долговечными, так как делались «в нагрузку» на предприятиях тяжелой промышленности, но кроме того большинство отечественных моделей, начиная с 1950-х работали еще и на выдувание – это было очень популярно именно у нас. Пылесос становился многофункциональной вещью, им можно было отлично побелить потолки, опрыскивать растения от вредителей и ковры нафталином – это указано и в инструкциях.

И уже в 1960-70-е годы у нас были отечественные разработки, сильные с конструкторской точки зрения. Но желание «догнать и перегнать» рождало гигантоманию, и развивались те сферы, в которых можно было наиболее явственно показать преимущества социалистического образа жизни, особенный упор был на космос и военные технологии. Как остаточная часть этих технологий - часы «Ракета», например. Их делали как для космонавтов и подводников, так и для простых советских граждан, и потрясающего качества. Развивалась и фототехника, как продолжение «шпионской» истории – та же призмочка стояла и на танках, но официально, конечно, не имела отношения к Красногорскому механическому заводу имени С.А. Зверева («Зенит»). Один из первых и ведущих сотрудников дизайнерского бюро завода В.И. Шаблевич лично уговорил КГБ, чтобы объектив, снимающий на 120 градусов, разрешили запустить в массовое производство, потому что делать их только для Лубянки было экономически невыгодно. Получился фотоаппарат «Горизонт» - снизу придумали специальную ручку, потому что если держать его обычным способом, пальцы попадают в кадр широкоугольника. Разработанный на Красногорском заводе комплекс ТВ-аппаратуры "Енисей» позволил в 1959 году сделать первый в мире снимок обратной стороны Луны.

То же самое влияние «шпиономании» есть в музыкальной технике. Бытовые виниловые проигрыватели у нас были довольно низкого качества. Например, в электрофонах «Волга» и «Юбилейный», несмотря на стильный внешний вид, использовались самые дешевые комплектующие и динамики из картона, а какой же звук может давать картон. Вот профессиональное звукозаписывающее оборудование до сих пор остается одним из лучших, и на Запад покупают реплики советских звукозаписывающих машин. Пленочные магнитофоны, «бобинные», были лучше виниловых проигрывателей по качеству, что также было связано со слежкой. Запись на пленку использовалась еще в военные годы, хотя такого портативного, как показан у Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны», тогда, скорее всего, не существовало.

«Шесть минут гимнастики», гибкая пластинка из журнала «Кругозор». (Советский литературно-музыкальный и общественно-политический иллюстрированный журнал, с приложениями в виде гибких грампластинок. Издавался  в 1964-1992 гг). Собрание музея дизайна. Перспективный проект электропроигрываетеля "Фрегат SP-005", 1979, дизайнер Н.Слесарев, из собрания семьи автора.

- Развитие легкой промышленности отложили на потом, а что с тяжелой? 

- Отлично развивалось станкостроение, решались вопросы эргономичности производства. В первом номере «Технической эстетики» обсуждалось цветовое кодирование на производстве – как оно может создать для рабочего более комфортную среду и повысить производительность, или как перекомпоновать между собой детали станка, чтобы человеку приходилось делать меньше лишних движений. Первой разработкой выполненной для иностранцев, был проект токарного гидрокопировального станка с программным управлением, созданный в 1975 году дизайнерами ВНИИТЭ Александром Грашиным и Львом Кузьмичевым для итальянской фирмы «UTITA».

- Были ли в советском дизайне какие-то идеи, которые и сейчас важны и стоит их развивать, продолжать или начать осуществлять?

- В Советском союзе была отлично налажена вторичная переработка твердых бытовых отходов, сбор макулатуры, цветных металлов – после 90-х годов у нас это прекратилось полностью. Помните, у нас в Москве недавно поставили ящики для раздельного сбора мусора? Это стоило бешеных денег, хотя были более дешевые и качественные студенческие проекты. Я готова была носить мусор через три двора, чтобы положить в эти ящики. Только они очень маленькие, но не в этом дело – из них все ссыпали вместе и так же, как и раньше, отвозили на свалку. Ящики поставили для пропаганды, а перерабатывать отходы в нужном объеме пока негде. И это большой регресс.

Посмотрите на эти советские бутылки для кефира – идеальный образец того, что в Европе сейчас  называют sustainability, следующий шаг понимания экологического подхода к дизайну, который включает не только натуральные материалы и вторичную переработку, то есть полный цикл жизни вещи, а еще и социально-политические решения, которые будут рационально организовывать жизнь. Сейчас наша проблема не только в том, что мы выпускаем упаковку, вредную на стадии производства и переработки, а в том, для чего мы это делаем и в каком количестве. Критика стайлинга, которая существовала в Советском Союзе, была справедливой по отношению к его отрицательному аспекту - когда модернизируется внешний вид вещи, чтобы заставить человека купить себе еще одну. Модель бесконечного потребления, которая развивалась в капиталистической экономике – от нее сейчас отказываются, как от тупиковой ветви развития. Земля и ее ресурсы не бесконечны. В советских бутылках для молочных продуктов уже есть это рациональное зерно – на них ничего лишнего, предельный минимализм. А сейчас у нас  огромные затраты на оригинальную упаковку – способ выделиться на рынке, прокричать среди конкурентов. Когда этого не было, покупали кефир, молоко или ряженку, определяя содержимое по цвету крышки. И не только бутылки, но и крышечки шли во вторичное производство.

Упаковка молочной продукции, 1960-90-е. Собрание Московского музея дизайна. Шведская технология производства треугольных пакетов молока компании Tetra Pak, ныне принадлежащей швейцарскому концерну, получила в СССР свое каноническое графическое оформление. В Советском союзе эта упаковка оставалась популярной на протяжении многих лет, во многом благодаря тому, что ее было удобно переносить в авоське. В то время как в Европе уже использовали для покупок пластиковые пакеты, которые рвались от острых углов пирамидок.  Складная металлическая сетка для яиц, 1960-70-е. Собрание Московского музея дизайна.

- А кроме экологии, что было ценного и поучительного для наших дней?

- Возможность индивидуализации объектов промышленного дизайна, как ни странно. Крышечки от кефира не всегда попадали во вторсырье, из них делали всевозможные поделки. Пенсионеры рассказывали мне, что крышечки часто шли на что-нибудь вроде украшения огородного пугала или создания шторки для кухни. Это очень важная черта советского дизайна – из-за того, что легкая промышленность не справлялась с тем, чтобы обеспечить индивидуальные нужды каждого человека, очень часто продукция воспринималась как полуфабрикат, который каждый человек может доделать под свои нужды. Это тоже сейчас очень модная тенденция – когда человек может принять участие в дизайне. 

 - Это вынужденное творчество или это предусматривали?

- Отчасти вынужденное. Но, например,  в Сенежской студии была концепция «открытой формы», которая может динамично развиваться во времени вместе с человеком, и человек может дорабатывать ее для себя сам. Она развивалась параллельно с жесткой функциональной линией ВНИИТЭ и пыталась привнести «художника» в процесс проектирования, вещь рассматривали в культурологическом смысле, где человек должен взаимодействовать с предметом. Эти концепции предвосхитили будущее - сейчас в мировом дизайне популярны модульность, вариативность и индивидуализация, а также сохраняется мода на hand made.

Мы добрались до технологии Web 2.0, но сейчас вместо блеска и глянца появляются сайты, полностью нарисованные как будто вручную. Это возвращение ручного труда, который ставит человека снова «над технологией», добавляет авторское начало.

Очень часто доработки вещи касались детских игрушек – легкая промышленность не справлялась с производством качественных и недорогих игрушек. Хотя научные разработки в этой области были, но не все удавалось внедрить в производство в условиях плановой экономики. Проблема решалась популяризаций самодельной игрушки через журналы и пионерские клубы. Это и воспитание – тут не та игрушка, которую сломал, выкинул и «купи другую», ребенок ценит ее, потому что сделал ее сам и вместе со взрослыми. Отрабатывается определенная ролевая модель, и сам процесс изготовления – развивающий аспект.

Детский конструктор, 1976. Опытный образец. Дизайнер А. ЛАврентьев.Собрание А. Лаврентьева.

- В однообразии и бедности советской продукции находятся плюсы. А какие минусы?

- Из-за железного занавеса  нам не нужно было конкурировать с другими западными компаниями. Да и с отечественными тоже - в условиях дефицита у нас все что есть, то и купят – вот это минус. У человека не оставалось выбора. Руководители производства не были экономически мотивированы в дорогостоящей модернизации и изменениях технологии производства, расширении модельного ряда. Кроме того, они не всегда хотели внедрять новые разработки дизайнеров и совершенствовать внешний вид изделий из-за того, что их могли упрекнуть в стайлинге, формализме.Тот же «Москвич С-1» выглядел слишком «по-европейски» и его не пропустили. Поэтому даже делая что-то по аналогии с Западом, делали это нарочито более грубо.

Но в то же время на уровне  концепции задумывались об очень правильных и актуальных вещах. Методологическая школа ВНИИТЭ – какими этапами проектирования нужно пользоваться, чтобы сделать вещь максимально удобной, оптимальной для человека. Это реализовалось уже в конце 1970-х начале 80-х, как метод «дизайн-программ» - новый уровень системного проектирования, который был средством повышения качества и снижения себестоимости продукции.

Процесс проектирования по методу дизайн-программ позволял заглянуть в будущее, предугадывая потребности человека и новые технологические возможности производства. Заглядывать в него нужно было хотя бы и потому, что когда проект пройдет все стадии согласования и внедрения, он устареет. Проект ВНИИТЭ  «Электромера» развивал идею стандартизации и взаимозаменяемости дополнительных деталей отечественных электроприборов. И это уже плюс отсутствия конкуренции – сравним с ситуацией, когда человек забыл дома подзарядку от телефона и ни у одного из сотрудников в офисе нет аналогичной – потому что у Samsung она из соображений конкуренции и продаж отличается от Nokia.  А у старых моделей той же фирмы – тоже другие входы, чтобы для новой модели нужно было покупать новую подзарядку в случае поломки.

Проект телефонных аппаратов, 1980-е. Группа дизайнеров под руководством Д.Азрикана. Собрание ВНИИТЭ. Проект пригородного электропоезда и проект яхты для Эйзенхауэра (катер спецназначения). Конструктор и дизайнер Ю.Б.Соболев. Собрание РГАЛИ.

- Вы упомянули две «школы», тенденции в дизайне – ВНИИТЭ и Сенежскую. Но не так много упоминаний о персоналиях – нет звезд вроде Филипа Старка или столь модного у нас сейчас Карима Рашида. Почему нет «доски почета»  имен советского дизайна?

- Проблемы с анонимностью – это две истории: одна для графического дизайна, другая - для промышленного. С графическим все совсем грустно – даже патенты на товарные знаки делались с 20-х годов, но до начала 90-х в них не указывался автор. Все было собственностью завода. Установить авторство некоторых товарных знаков просто не представляется возможным. Какая-то информация хранится в секциях Промграфики при региональных союзах художников, что-то можно выяснить через бывших членов Союзпродоформления, но часто единственный способ – найти людей, которые помнят людей, которые это делали. Например, дизайн знаменитой сгущенки, сделанный еще в 30-е годы: с директором Музея тары и упаковки Игорем Николаевичем Смиренным связался человек, который нашел в архивах своего деда вроде бы его эскиз, но это лишь косвенное подтверждение.

Александр Геринас, автор  дизайна шоколада «Аленка», делал это на «Красном Октябре» за зарплату - и тут проблема. Если композитор на Западе написал песню, то он потом за все переиздания этой песни и использование получает деньги, и условно говоря, в успешной ситуации можно затем полжизни не работать. У нас советские изображения до сих пор свободно копируются и переиздаются. В случае с «Аленкой» жена автора пыталась отсудить какие-то деньги – безрезультатно. Модная сейчас идея краудсорсинга – для шоколадки граждан просили присылать фотографии своих дочек, и выбирали среди них лучшую. Хорошая народная идея, печатали разных девочек, но краудсорсинг по-советски был чреват отсутствием авторских прав. Зрителей телепередачи «В мире животных» опросили, кого они хотят видеть олимпийским талисманом, а потом под этим предлогом Виктору Чижикову заплатили неслыханно мало денег за его эскиз и авторские права на олимпийского мишку, сказав, что медвежонка придумал народ.

Дизайнерам, работавшим на предприятиях, только в силу масштаба своей личности удавалось сохранить свое имя в истории, из таких  - Владимир Яковлев, сделавший этикетку водки «Столичная». Но тоже как сохранить – люди, которые начинали преподавать в те годы дисциплину дизайна упаковки, например, Борис Рахманинов в Строгановке, Георгий Щетинин в институте имени Сурикова, собирали информацию про авторов и передавали эти знания студентам.

Не было отношения к дизайнеру как к поп-звезде. На Западе Дэвид Карсон в 90-е стал иконой стиля – его книга «Конец типографики» (The End of Print) продавалась миллионными тиражами, а мы не могли вступить в Икограда (ICOGRADA), мировую ассоциацию графических дизайнеров, потому что еще с 30-х годов художники заняли нишу плаката, и только в СССР был термин «художник книги». Везде в мире, по традиции наших конструктивистов, дизайнер делал не только иллюстрации, а он продумывал все вплоть до шрифта, как цельный объемно пространственный объект.

- Да уж, я помню, когда я училась в Суриковском, меня поражали макеты книг на факультете книжной графики, в которых блоки текста был обозначены пустым квадратиком, перечеркнутым линиями по диагоналям. Из этой выученной разделенности текста и картинки рождалась невозможность и неумение работать с текстом, которая и по сей день на практике дает жуткие сочетания изображения и шрифта.

- Это разделение отражалось и на авторских правах. Вступить в объединение графических дизайнеров – означало признать, что художники плаката и книги должны работать на одном уровне с художниками промграфики, которые делают прикладные вещи. А у нас была жесткая иерархия – кто «о высоком», кто «о низком». Графических дизайнеров мало знали еще и из-за такой приниженной роли.

С промышленным дизайном чуть лучше. С 1965 у нас начинают вводиться патенты на промышленные образцы. Их немного, с ними можно ознакомиться и ассортимент их поражает – разброс от сложных технологических станков до патентов на резинового верблюда и рисунок ковра.

 

Плакаты: "Каждую рабочую минуту...", К.Иванов, 1970-е; "Через миры и века", М. Лукьянов, В.Островский, 1965; "Мы ставили своей целью", 1968, В.Каракашев, Л. Левшунова, М.Лукьянов. Часы настольные "Молния", 1961, светильник декоративный "Спутник" (собрание Музея дизайна) и светильник "Ракета" (собрание музея завода "Ракета"), 1960-е.

- А почему патентов немного – разве это не было обязательным, на патент подавал тот, кто хотел?

- Да, тот, кто был готов пройти всю процедуру, заполнить все документы. И это проблема установления авторства – далеко не все объекты, выпускаемые промышленностью, в обязательном случае проходили эту экспертизу. В среднем за 60-70-е годы, когда патентный бюллетень СССР выходил раз в месяц, две-три странички отводились на патенты промышленных образцов. Первые опубликованные восемь патентов – рижские светильники, потом там появилась уникальная разработка такси ВНИИТЭ под руководством ведущего дизайнера в области автомобильной промышленности Юрия Долматовского. Помимо множества технологических и конструкторских нововведений, это такси предусматривало возможность вкатить внутрь коляску с ребенком или кресло с инвалидом без всяких проблем. Но там же есть и патент на шариковую ручку, разработанную авторским коллективом из шести человек, то есть явно кто-то просто захотел фигурировать в патенте, потому что шесть человек такую ручку делать не могли.

В этой истории авторства был большой минус – даже ведущие дизайнеры не должны были стать более известными, чем любой среднестатистический инженер.

Владимир Федорович Рунге, который долгие годы работал главным дизайнером Красногорского механического завода, выпускавшего «Зенит», ныне вице-президент международной ассоциации «Союз дизайнеров», преподаватель и автор многих книг по истории дизайна – он обратил мое внимание на такую вещь. Когда в СССР приезжал Раймонд Лоуи, звезда американского дизайна, в процессе беседы с членами его большой рабочей команды, американские дизайнеры пожаловались – у нас все знают только Лоуи, а людей, которые на него работают не знает никто, в СССР этом смысле честнее. То есть с одной стороны, нежелание делать акцент на авторстве, с другой стороны – творчески сильные коллективы, в которых каждый был яркой индивидуальностью. Например, команда ведущих художников «Промграфики», которая делала серию пиктограмм информационной службы Олимпиады-80, получившую приз на международной биеннале графического дизайна в Брно в 1982 – это и Валерий Акопов, и Андрей Крюков, Василий Дьяконов, Михаил Аникст, Борис Трофимов и многие другие.

- Да, очень ясная система знаков получилась. Были попытки сделать весь город единой визуальной средой, понятной и приятной информационной и навигационной, но ведь это до сих пор не состоялось?

- С одной стороны, руки не доходили, а с другой - местечковость властей, когда каждый управляет своим районом. Вот сейчас неприемлемая для города такого уровня ситуация – вечерняя подсветка Исторического музея отлично подчеркивает его архитектуру, а рядом – здание ГУМа, которое выглядит круглый год как новогодняя елка, такое позволять недопустимо, но сделать ничего нельзя, потому что там частные владельцы.

На выставке логотипом «Мелодии», самым известным в народе своим произведением, представлен один из председателей секции «Промграфика» – Андрей Дионисьевич Крюков, который был потрясающим каллиграфом, писал от руки, не пользуясь линейкой. Он, например, работал над оформлением всего проспекта Калинина, сделал проект вывесок – нам бы сейчас такого уровня типографические проекты.

- Вывески помогают заявить о своем товаре в условиях конкуренции, а если ее нет – то не исчезает ли мотивация производить свой товар как можно лучше?

- Здесь нужен баланс. Эту выставку многие упрекают в том, что мы развели ретро-ностальгию и пропагандируем совок. Но мы не пытаемся приукрасить советскую действительность. Мы не выставляем здесь миллионы страшных вещей, которые тогда производились, но мы пишем об этом в экспликациях, например, о том, что высокая мода развивалась только на экспорт, а внутри страны ее практически не видели. Идея выставки такая -  сделать, как при переезде, посмотреть, что хорошего мы можем забрать с собой. Мы не смогли, к сожалению, найти и выставить оригинал часов «Ракета», которые были у Михаила Горбачева, с нулем на циферблате. Он объяснял, что перестройка – это жизнь с нуля. Для отечественного дизайна это так – многие современные дизайнеры знают в лучшем случае ВХУТЕМАС, а потом 90-е, когда пришел компьютер и мы стали копировать с Запада. Самая страшная проблема на протяжение всей истории России – это потеря преемственности. Мы постоянно, на каждом новом этапе, отметаем прошлое вместе со всеми достижениями, которые в нем были.

Киноплакат "Еще раз про любовь", 1968. Художник М. Лукьянов. Швейная машинка "Тула", выпуск с 1955 по  нач. 80-х. собрание Московского музея дизайна.

Выставка «Советский дизайн 1950-80-х» открыта до 20 января 2013 года. Записаться на экскурсии по экспозиции можно на сайте музея.

В Московском музее дизайна четыре основателя:  директор музея – искусствовед и куратор Александра Санькова, выпускница Строгановки, автор книги «23»: интервью с двадцатью тремя отечественными графическими дизайнерами; Надежда Бакурадзе, журналист, организатор Канского кинофестиваля в городе Канске в Сибири; Степан Лукьянов, арт-директор студии «Синефантом», автор сценического оформления церемоний награждения премий в области современного искусства Премия Кандинского (2007, 2008) и Инновация (2009, 2010, автор большого числа театральных декораций, самая новая его работа – «Сверлильцы» Бориса Юхананова; и Валерий Патконен, архитектор, член группы современных художников «Синий суп».

Как эксперт, с музеем работает Николай Васильев, член «Архнадзора» и DOCOMOMO, специалист по архитектуре конструктивизма, куратор и журналист Наталья Хубиева и многие другие, включая помогающих музею студентов-волонтеров.

Дальнейшие планы музея – делать три выставки про отечественный дизайн и три про западный в год, с тем, чтобы, пока в России идет западный проект, наши выставки ехали на Запад. Выставку посетил директор Британского музея дизайна, ему понравилось и он готов вести переговоры о международном сотрудничестве. Весной пройдет выставка голландского дизайна «Spring», в рамках года Голландии в России. У них интересная концепция, преемственность поколений: каждый автор современного проекта подобрал  проект культового голландского дизайнера старшего поколения, на который они ориентировались, и проект начинающего дизайнера, который кажется автору подающим надежды. На лето планируются передвижная выставка отечественного дизайна совместно с Политехническим музеем.

Алёна Сокольникова – куратор Московского музея дизайна и выставки «Советский дизайн 1950-80-х», которая сейчас проходит в Манеже, кандидат педагогических наук, автор диссертации «Семиотический подход в анализе национальной специфики графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе». Преподает в четырех университетах, включая Британскую высшую школу дизайна.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).