будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Спрятаться в провинцию

О нем неохотно пишут энциклопедии, он не попадает в именные указатели по причине отсутствия в самом тексте, и даже в хрестоматийном двухтомнике Джона Ревалда по истории импрессионизма и постимпрессионизма нет ни единого его упоминания. Имя Ахилла Ложе (1861 – 1944) сегодня известно только специалистам и любителям французского неоимпрессионизма. Хотя Ложе невозможно было назвать незаметным и незамеченным художником даже в эпоху, когда таланты толпились в галереях маршанов словно футбольные фанаты у касс.

Уроженец местечка Арзен, что в кантоне Монреаль департамента Од вблизи Каркассона, Ложе был третьим сыном местного землевладельца. По окончании лицея ему выдали не оставлявшую сомнений характеристику: большие склонности к рисовании при полном игнорировании всех остальных предметов. Странно, что родители еще попытались послать учиться на фармацевта в Тулузу. Там 17-летний отказник знакомится с Анри Марром, Анри Мартеном и Антуаном Бурделем. Деваться судьбе было некуда, все четверо решили отправиться в Париж. Бурдель, как позднее и Аристид Майоль, станет его ближайшим другом. Шел 1881-й год.

Перед окном. 1899. Genève, Association des Amis du Musée du Petit Palais © DR. ADAGP

В Париже Ложе, как и многие его друзья, записался в ателье Александра Кабанеля, игравшего первую скрипку в дирекции официального Салона любимца Наполеона III. Как ни странно, но это скорее Ложе, чем Кабанель, обучал своих товарищей. Майоль, тоже посещавший Кабанеля, позднее утверждал, что на истинный путь в искусстве его наставил именно Ложе. В благодарность Майоль пускал Ложе работать в своем ателье на рю де Севр, когда того забрили в солдаты. Военная служба выглядела тогда детским садом. В течение трех лет Ложе жил в казармах Бабилон около Инвалидов, и все это время ему разрешали продолжать занятия живописью. В ту пору жизнь неофициального искусства начали определять Сёра и Синьяк, постепенно вытеснявшие импрессионистов из окопов авангарда. На их поиски и ориентировался Ложе, чье сознание, еще недавно очарованное монументальной статикой Пюви де Шаванна, было разрушено и тут же возрождено «Воскресной прогулкой на острове Гранд-Жатт» Сёра. Выставив свою картину на последней, восьмой выставке импрессионистов, Сёра словно подвел черту под всей предшествующей историей живописи, в один миг превратив старшее поколение импрессионистов в классиков, достояние музеев. Его теория противоречила главным положениям импрессионистской эстетики, он не видел смысла в спонтанном переносе впечатления на холст, но настаивал на глубоко продуманном, можно сказать, подготовленном взгляде на окружающее. То, что идея пришлась впору, подтверждается обилием последователей пуантилизма. Даже Писарро на какое-то время оказался им увлечен. Но последователей было даже слишком много, к явному неудовольствию лидеров движения. К счастью, Ложе не оказался среди балласта.

Розы в вазе, цветок герани. 1893. Частная коллекция. © DR. ADAGP

Больше всего его интересовали натюрморты – полевые цветы, яблоки и апельсины, груши, виноград… Занимался он и эскизами для шпалер ( по ним ткали на мануфактурах в Бове и у Гобеленов), и пейзажами, но именно натюрморты, не так уж и часто встречающиеся у неоимпрессионистов, могут считаться его «фирменным знаком». Хоть сегодня иллюстрируй Книгу о вкусной и здоровой пище или альбомы по ботанике. Мешает одно: они слишком хороши для этого, как с точки зрения рисунка, так и выбора цвета, и даже вода в прозрачной вазе осознает свою самостоятельную ценность.

Выставляться Ложе начал в Париже. Но, вернувшись по окончании военной службы в 1888 году в родные края, он почти никогда уже не покидал их на протяжении всей последующей долгой жизни.

Жизнь в провинции не мешает быть гением. Пример Сезанна, мужественно противостоявшего убогой атмосфере родного Экс-ан-Прованса, показывает, что природа и зрение спасут и в буржуазной среде.

Детский портрет. 1890. Частная коллекция. © DR. ADAGP

Но Ложе гением не стал. Может, слишком увлекся работами на заказ, а заказчиками портретов – в основном в технике пастели - выступали те самые буржуа, которые хоть и готовы поддерживать искусство, но как правило понятное, родное, простое. Его пейзажи в духе пуантилизма - есть настоящие шедевры в его наследии начала 90-х, - впечатляют и сегодня. Лишенные эффектности, они стремятся запечатлеть игру света, повторяемость одних и тех же видов свидетельствуют скорее о склонности к обдумыванию, чем о нежелании удаляться от дома. Но этого оказалось недостаточным, чтобы сделать свое место в истории искусства заметным, привлечь внимание кураторов.

Утешает удачный контекст нынешней выставки. Музей картезианского монастыря (musee de la Chartreuse) в Дуэ (это рядом с Лиллем) знаменит коллекцией старых итальянцев, французов и голландцев, а также отличным собранием XIX века, от Курбе, Родена и Коро до Ренуара, Сислея и Кросса. В таком окружении Ложе не теряется и не тушуется. Он остается самим собой – полным «мира и покоя, красочным и лишенным патетики, с привкусо

Мейер де Хаан. Материнство. © DR. ADAGP м тревоги и горечи» (слова Пьера Кабана в воспоминаниях о художнике).

Но жизнь в провинции - не самый короткий путь к славе. Порой судьба просто ведет в безвестность. Так, друг Гогена по Понт-Авену Мейер де Хаан (1852 – 1895), чья выставка идет сейчас в парижском музее Орсэ, выглядит первоклассным автором. Но, отказавшись от совместной поездки на Таити, де Хаан вернулся в родной Амстердам – и канул в небытие. О последних годах его жизни неизвестно практически ничего. И из работ де Хаана мало что осталось – лишь несколько десятков картин, случайно сохранившихся в Порт-Авене в семье его незаконнорожденной дочери.

Дорога около Ора. Ок. 1893-96. Musée Fabre, Montpellier Agglomération © DR. ADAGP

В этом смысле судьба Ложе выглядит куда счастливее. Его коллекции хранятся в музее изящных искусств Каркассона и в музее Петье в Лиму в департаменте Од. Множество каталогов воспроизводят его картины, статьи о творчестве, в основном благодаря кропотливой работе провинциальных исследователей, появляются довольно регулярно. Но это не отменяет удивления законами, по которым конструируется история искусства в частности и история в целом. Есть ли в ней для маргиналов не боковые места, кресла в партере, а не стоячие на галерке?

Покинуть столицу, сбежать от славу в глушь и быть там счастливым – может ли европеец вообразить себе даосскую судьбу, да еще в XIX веке? Странно другое – почему примеру Ложе не последовали другие.

Выставка, музее Шартрез в Дуэ открыта до 6 июня.

См. также другие тексты автора:

  • Политика, секс и скандалы
  • Принц и как его понимать
  • Кук и съеденная им собака
  • Самоучка в XXI веке
Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).