будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Идлис Юлия

Средний дозор

Средний дозор
036.gif

После фильма в неком кафе я встретила некоего светского фотографа, который тоже был «после Дозора». «Ну как?» - спросили мы друг у друга и начали перечислять свои впечатления:

- А какой там «Старый мельник»!
- А какая там машина Mazda RX8!

Тут молодой человек за соседним столиком повернулся к нам и сказал:

- Эй, не рассказывайте, я только на него собираюсь!
- Да мы и не рассказываем, мы пока только про продакт-плейсмент,
- ответил ему фотограф.

Конечно, второй фильм по книгам Сергея Лукьяненко уже не очень похож на известный сетевой анекдот, в котором под заголовком «краткое содержание фильма ‘Ночной дозор’» мелькали баннеры Первого канала, Рамблера, пельменей «Русский хит» и т.п. Но продакт-плейсмента и в «Дневном дозоре» предостаточно – и не только собственно продуктов, но и живых людей. Пиво «Старый мельник», телефоны Nokia, телеведущий Дмитрий Нагиев, певец Борис Моисеев, музыкант Сергей Шнуров, - вот далеко не полный список брендов, поданных в фильме по всем правилам рекламного искусства. А вокруг этого парада брендов в фильме происходит много несуразного.

Начать с того, что «Дневной дозор» и не Дневной, и не Ночной, а какой-то средний. В отличие от фильма «Ночной дозор», сценарий к которому писал, главным образом, сам Лукьяненко, в титрах «Дневного дозора» писатель, видимо, числится исключительно для прикрытия, а вот два других автора – режиссер Тимур Бекмамбетов и Владимир Васильев – творят с размахом и фантазией настоящих демиургов, смешивая воедино собственные помыслы с обрывками двух лукьяненковских «Дозоров». Формально фильм снят по книге «Ночной дозор» - если вообще можно считать, что этот фильм снят по какой-либо книге, потому что от книги в нем осталось четыре фразы и несколько действующий персонажей. Ну и название, разумеется.

Все начинается с Северного Ирана, Тамерлана и живописного штурма древней азиатской крепости, где лежит Мел Судьбы, а заканчивается разрушением московской гостиницы «Космос» и Останкинской телебашни и прочими неприятными событиями, в результате которых Антон Городецкий становится человеком. И все? И все.

Каждый фильм в жанре «новый русский блокбастер» - и особенно всяческие «Дозоры» - снимают так, словно на этом фильме закончится российский кинематограф. Словно следующий фильм снять не удастся: или деньги спонсоров кончатся не начавшись, или Михалков начнет снимать очередное большое кино, на которое уйдут все бюджетные средства до 2008 года включительно, или Лукьяненко перестанет писать, или иностранцы перекупят у него права на следующие «Дозоры» (что, кстати, и произошло: по данным газеты «Таймс», компания Twentieth Century Fox приобрела права на производство английской версии «Сумеречного дозора»). Поэтому в каждый новый русский блокбастер стараются запихнуть всего по максимуму – спецэффектов, фишек, режиссерских придумок, каскадерских фокусов и т.д., чтобы ничего не пропало.

В результате фильм превращается в окрошку из всего вышеперечисленного с крайне невнятным сюжетом: такое впечатление, что перед зрителем на ускоренной перемотке промелькали весь арсенал кинокомпании «TABBAK», Тимура Бекмамбетова и Первого канала, а вот историю-то рассказать и забыли.

Весь «Дневной дозор» - набор завораживающе красивых клипов. Ведьма Алиса в красной гоночной машине едет по стене гостиницы «Космос», сметая ребра окон и проваливаясь в коридор. Завулон и вампир Костя танцуют смертельное танго, в процессе которого Завулон втыкает в Костю кинжал и, закружив его в воздухе на уровне этажа двадцатого, бережно отпускает. По центру Москвы катится оторвавшееся колесо обозрения, подминая под себя машины и людей. Армия Тамерлана с бешеной скоростью мчится на штурм крепости, поднимая перед собой снежную волну; в последний момент Тамерлан поворачивает коня не к воротам, а прямо в стену, и пробивает ее насквозь.

Кадрами про Тамерлана фильм начинается, потому что именно ему удалось заполучить Мел Судьбы, которым все и закончится, как повествует нам закадровый голос. Может быть, именно из-за этого – до боли знакомого – голоса среди всей этой древнеазиатской красоты и раскосых воинов в кольчугах все время ждешь слов, ради которых, кажется, все это и снято: «Всемирная история. Банк ‘Империал’».

Тем более что цитаты из рекламы – вообще отличительный признак эстетики «Дневного дозора»; в основном, это реклама пива. С тех пор как в России ввели жесткие ограничения на телевизионную рекламу пива, его производители стали серьезнее относиться к российскому кино. Желая обругать старого Зоара, Антон в сердцах называет его «старый… мельник». Поговорив с Гесером в закусочной, Антон придвигает к камере стакан пива, на котором написано «Старый мельник», и говорит: «Душевно поговорили». Выгадывая время, когда хранитель ключей от архива спецхрана отлучился посмотреть футбольный матч, Антон бормочет: «Два тайма по пятнадцать минут… Потом еще серия пенальти». Попробуйте вспомнить, какому пиву принадлежат эти слова.

«Дневной дозор», которому не жалко поддержать отечественного производителя пива, поддерживает и других производителей: в частности, компанию Nokia, сок «Добрый», кинотеатр «Ударник» и режиссера Федора Бондарчука: убегая от Дневного Дозора, Антон вваливается на станцию метро сквозь рекламный постер фильма «9 рота».

Создатели «Дневного дозора» так интенсивно работают на ниве продакт-плейсмента всего, что движется от производителя к потребителю, что фильм превращается в особое рекламно-цитатное пространство, где грань между продакт-плейсментом и аллюзией становится крайне зыбкой. Вот когда упоминавшийся уже хранитель ключей от архива спецхрана целует фанатскую карточку с изображением футболиста из любимой команды, а футболист на фото вдруг оживает и брезгливо вытирается – это продакт-плейсмент или бесплатная цитата из «Гарри Поттера»? А вид разбегающихся по зимним улицам людей и рушащихся вокруг зданий – реклама или плагиат из фильма «Послезавтра»? И уж совсем параноидальное: кружащая по Москве машина, в которой жена Завулона Алиса целуется с вампиром Костей – это аллюзия или продакт-плейсмент аналогичной сцены с каретой из романа «Мадам Бовари»?

Цитаты из классики и рекламные ходы сменяются циничными монтажными шуточками: падающая Останкинская башня перебивается угасающей неоновой надписью «Ударник» на одноименном кинотеатре. Картины Москвы, серой и покореженной, как после ядерной катастрофы, следуют за игривым мерцанием новогодних огоньков на гостинице «Космос». Титр внизу кадра «Северный Иран, 1377 год» сменяется неоновой вывеской «Москва 2006: с Новым годом!».

Кроме шуточек и рекламы в «Дневном дозоре» еще есть неожиданно хорошая актерская игра «Блестящей» Жанны Фриске и ослепительная Галина Тюнина в роли Ольги, в теле которой находится Антон. Угловатая мужская походка, тяжелый раздевающий взгляд в сторону Светланы, грубые мужские (а не лесбийские) объятия под душем, когда Света понимает, что перед ней Городецкий в теле Ольги – все это оказалось ей по плечу. Впрочем, еще по первому «Дозору», где она из совы превращалась в человека, было понятно, что Тюнина совершенно неземная и нечеловеческая.

Вот, пожалуй, и все. В «Дневном дозоре» много «вкусно снятых» сцен, красивые панорамы, интересные рекламные ходы, очень правдоподобно рыдающая Фриске, Тюнина, которая может сыграть хоть сову, хоть влюбленного Хабенского, не переодеваясь и не меняя прически. Но все это вместе как-то не складывается. Восторженно ахая на каждой пятой минуте фильма, тем не менее все время смотришь на часы; а выйдя из зала, мучительно соображаешь, что ответить на вопрос «Ну как, хорошее кино? Понравилось?». Вроде бы да, хорошее. А вот понравилось почему-то не очень.

Фото с официального сайта фильма "Дневной дозор" www.dozorfilm.ru

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).