будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Стереография

Секцию классической музыки сегодня можно найти практически в любом крупном музыкальном магазине Москвы. Будь то сеть магазинов «Союза», «Пурпурный легион» или «Трансильвания» - в каждом из них есть специально отведенное для классики место. Количество дисков может варьироваться, как правило, от 4 до 7 тысяч. Вопрос, который не перестает мучить неподготовленного покупателя, – как же во всем этом разобраться.

Самый незатейливый способ - покупать диски с классической музыкой в тех местах, где ее, собственно, исполняют. В Консерватории, например, музыкальная лавка работает перед концертом и в антракте. Потратить 15-20 минут на диски, вместо того, чтобы стоять в буфетной очереди за стаканом минералки, безусловно, не жалко. Проблема состоит в том, что у столиков с дисками сходится большинство посетителей концертов, и здесь образуется давка. Зачастую покупатели спрашивают именно тех композиторов, музыку которых слушали в первом отделении концерта – и это максимально упрощает работу продавцов: беспокоиться о качестве исполнения здесь не очень-то принято.

Впрочем, расспросить о чем-либо продавцов у вас вряд ли получится – как правило, они успевают лишь указать примерное местоположение диска и удостовериться, что за это время с другой стороны прилавка не утащили востребованных Спивакова и Башмета. Однако успеть купить диск за 15 минут не составит никакого труда, особенно в том случае, когда слушатель находится в радостном возбуждении от хорошего классического концерта. И к тому же хочет успеть пожевать перед вторым отделением непременный атрибут антрактного времяпрепровождения – шоколадку «Вдохновение».

Совсем другой масштаб приобретает покупка компакт-диска, когда на сцену выходит главное действующее лицо – консультант. Если это юнец лет 20-ти, работающий на поп, рок и классической секциях одновременно, то шанс уйти из магазина с Бахом в исполнении оркестра военной песни довольно велик. Другое дело – профессиональные консультанты, цель и задача которых – суметь по малейшим уликам (неправильно произнесенных имен композиторов и исполнителей, например) распознать, что же нужно покупателю. Таких в Москве немного – часть из них осела на Горбушке, обзаведясь собственными торговыми точками и постоянными покупателями. Они обслуживают наиболее демократичную часть аудитории слушателей, не готовую выкладывать по $ 20-30 за компакт-диск, однако склонную часами обсуждать достоинства той или иной записи. И поверьте, с продавцами есть о чем поговорить - в классической музыке они ориентируются не хуже самых рафинированных специалистов.

В поисках нужных дисков на Горбушке можно провести сутки, между тем найти необходимую запись здесь достаточно просто: если столковаться с продавцом, он обязательно укажет вам, у кого, в какой части рынка и что стоит искать - и удачная навигация будет обеспечена. Связям здесь обрастают также быстро, как скупают тиражи контрафактных дисков. Самые невзыскательные слушатели на развалах вполне могут поживиться сборниками типа «Вивальди - лучшее на MP3».

Парадокс в данном случае заключается в том, что подобные диски практически не пользуются спросом в музыкальных магазинах – покупатель брезгует как форматом, так и анонимностью исполнителей. На Горбушке также можно прикупить всего (!) Моцарта на 23-х MP3 дисках, что же касается качества исполнения, то оно может оказаться вполне неплохим, хотя ни авторских прав, ни прав на продажу у компаний их выпускающих, нет. Зато люди, издающие их и знающие спрос на рынке, вполне могут оказаться выпускниками консерватории и, неплохо разбираясь в качественных записях, штамповать их во благо народа немыслимыми тиражами.

Однако настоящая интрига разворачивается именно в музыкальных магазинах – там, где покупатель не ограничен ни во времени, ни в возможности прослушивания, ни в общении с консультантом. Первое впечатление, по которому можно судить о репертуаре – это сортировка и рубрикация дисков. Как правило, во всех магазинах она одинакова – главным является алфавитный каталог по композиторам. Связано это с тем, что слушатель традиционно ориентируется по автору музыки, а не по именам исполнителей. Местоположение дисков с записями крупнейших композиторов указывают таблички-разделители. В «Союзе», расположенном в ЦУМе (классический репертуар здесь представлен наиболее полно по сравнению с другими магазинами сети), свои таблички получили как Бетховен, Бах и Моцарт, так и Сати, Вебер, Ипполитов-Иванов, Легар, Пуленк и другие. Отдельные секции отведены композиторам второй половины ХХ века – диски Дж. Кейджа, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, Арво Пярта составляют достаточно большую часть музыкального репертуара. Отдельно вынесены секция старинной, балетной и литургической музыки, оперная и опереточная. Вслед за алфавитным каталогом следует второй по величине каталог исполнителей. Он также имеет структурное деление – по дирижерам, вокалистам (мужской и женский) и солистам (скрипачам, пианистам, виолончелистам и т.д.).

Консультант в секции – Кирилл - работает также менеджером, то есть, имеет возможность сам отбирать и заказывать диски. Раньше в «Союзе» была другая организация: главный менеджер по классике заказывал все записи сам, однако решение подключить к этому процессу консультанта представляется достаточно разумным. Основную часть прибыли, делится своим опытом Кирилл, приносят постоянные покупатели. Один из них – молодой человек с внешностью оперного тенора из расположенного через дорогу Большого театра – с периодичностью раз в пятнадцать минут подходит к нам и показывает выбранный компакт-диск. «Ну ты же знаешь, как я отношусь к скандинавским певцам», - морщится Кирилл. Молодой человек молча ставит диск обратно и продолжает исследовать новинки. «К нам часто приходят известные режиссеры и актеры, приходят дирижеры и исполнители из оркестра. Томас Зандерлинг приходил, когда был с гастролями в Москве», - продолжает Кирилл свой рассказ о посетителях.

Средняя цена компакт-диска в магазине составляет 400 рублей. Недалеко от входа стоит крупный стенд, на котором стоят уцененные «компакты». «Вообще-то у нас нет «сезонных» скидок, но в период с 2000 до 2003 года бывший менеджер «Союза» заказал огромными партиями диски, не рассчитав, что они не будут пользоваться спросом. С его стороны это носило скорее просветительский характер, а ассортимент должен был соответствовать хорошему европейскому музыкальному магазину. С 2004 года их пришлось «уценить», поскольку продажи были крайне низкими», - продолжает Кирилл. Средняя цена на диски сравнительно невысока также за счет ряда изданий российских фирм. В рейтинге самых продаваемых – песни военных лет в исполнении Хворостовского и издания записей дирижера Мравинского, выпущенные «Мелодией». Соотношение российской продукции к западной в «Союзе» примерно 10% к 90%. Среди исполнителей успехом пользуется пианист Григорий Соколов, Михаил Плетнев и Евгений Кисин. Пока я рассматриваю стенд с опереттой, «тенор» вновь обращается к Кириллу, показывая ему выбранный диск. «А вот это хорошо – я на прошлой неделе слушал, замечательное исполнение», - коротко отвечает консультант, и диск тут же оказывается на кассе.

Покупатель, не обнаруживший в магазине диска, который ищет, может заказать его через сеть «Союза». Заказы оформляются как в магазине, так и через Интернет. Срок доставки, как правило, ограничен 1-2 месяцами, однако некоторые диски можно прождать и полгода. Из-за труднодоступности некоторых классических записей был разработан специальный индекс – в описании заказанного покупателем диска указано в процентах, насколько велика вероятность того, что он его получит. Единственный крупный недостаток «Союза» в ЦУМе – то обстоятельство, что посетитель никогда в жизни не догадается о его существовании, если случайно не поднимется на 5 этаж, или же не набредет на него по чьей-либо наводке. Ни одного намека на наличие музыкального магазина нет ни на улице, ни в указателях, развешанных на этажах ЦУМа.

"Союз" - крупный сетевой магазин, альтернативой ему выступают маленькие музыкальные лавки. Одна из них - хорошо известная всем меломанам  "Трансильвания".

Когда речь заходит о классической секции в магазине «Трансильвания», практически все, кто хотя бы раз там был, вспоминают консультанта Владимира Александровича. В крошечной комнатке, под завязку заполненной дисками, его можно найти практически всегда. В магазине он работает с 1996 года и репертуар секции формирует целиком сам. На одной из полок лежат толстенные издания каталогов BMG и EMI, в углу стоят новые номера европейских периодических изданий по оперной музыке. Все остальное – диски, расставленные вертикально, сложенные стопками, в два и три ряда, выставленные обложкой к покупателю и запрятанные вглубь. Рубрикация здесь есть, но единственный, кто ее знает и понимает – сам Владимир Александрович. Как правило, все покупатели, приходящие суда, спрашивают о наличии записей первым делом у него.

Как и в «Союзе», у «Трансильвании» сложился определенных круг постоянных покупателей – примерно 30 человек. Средняя цена на диски составляет 500 рублей, большинство же изданий  представлены в магазине в единственном экземпляре. Первым делом, я благодарю Владимира Александровича за запись, которую купил три месяца назад – Брукнера в исполнении Фуртвенглера. «Да-да, помню. Та самая, девятая, с Берлинским симфоническим оркестром», - мгновенно откликается он. Список самых раскупаемых дисков в «Трансильвании» фактически повторяет «союзный» - это Хворостовский, Плетнев, Кисин и Нетребко. На видном месте стоят записи Хиндемита. «Он пользуется успехом?». «Я заметил, - отвечает Владимир Александрович,  - что он относительно плохо представлен в московских магазинах, поэтому и решил его заказать». В секции DVD репертуар практически тот же, что и в других магазинах – Менухин, Ойстрах, Караян, Тосканини. Оказывается, что в западных каталогах DVD-дисков классических исполнителей издано довольно много, однако большинство из заказанных небольшими партиями не доходят до Москвы, поэтому их ассортимент вынужденно повторяется.

Диски зачастую заказываются в расчете на постоянных покупателей, музыкальные пристрастия которых Владимир Александрович давно изучил. Когда они приходят, то, как правило, их уже ждут новые записи любимых исполнителей. «Надо полагать, что в случае с коллекционерами полагаться на собственный вкус довольно рискованно?». Владимир Александрович смеется и рассказывает, что сам такой же коллекционер, однако его основной «профиль» - музыка на грампластинках, а не на CD. Поэтому с настоящими меломанами общение складывается просто. Те, кто приходит в «Трансильванию» за рок-музыкой, джазом или электроникой в отдел классики заходят нечасто, и, как правило, покупают сборники: для них в магазине специально выделена отдельная секция. «Есть ли у вас музыка Шостаковича к фильмам?» - прерывает разговор зашедший покупатель. Не мешкая ни секунды, Владимир Александрович достает диск с полки.

Предварительные заказы на классику в «Трансильвании» оформляются достаточно редко. Это связано с тем, что многие записи, распространением которых занимаются маленькие компании, часто не доходят до России. Как правило, покупатель может просто договориться  о том или ином диске с консультантом, после чего вынужден ждать, пока диск не придет в магазин. Риск заплатить обычные в таких случаях 50% от стоимости заказа и получить отказ через пол года пропадает. Пропадает вместе с ним и уверенность, что желанная запись рано или поздно окажется в ваших руках.

От личности консультанта зависит не только выбор диска, на котором вы в итоге остановитесь, но и в целом авторитет музыкального магазина. Классическая секция, в отличие от поп и рок отделов, практически всегда связана с живым общением, немыслима без него. В этом и обаяние, и тонкая интрига, разворачивающаяся в антураже из полок с тысячами компактов. С одной стороны, необходимо дать почувствовать покупателю, что он не абсолютный профан в музыки, вступая с ним в оживленный диалог о качестве той или иной записи  – с другой стороны, закрепить за собой непререкаемый авторитет, чтобы в нужный момент категорично заключить «Да, это определенно лучшее исполнение романсов Глинки».

В этом случае покупатель практически всегда уходит с ясным осознанием того, что отхватил немыслимую редкость, а удача вновь оказалась на его стороне.

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).