будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Карась Алена

Стихийно ностальгирующий

"Голая пионерка" - так называется спектакль, который Кирилл Серебренников поставил на Другой сцене "Современника". Проект наверняка станет этапным в новейшей истории российского театра. В нем заново, свободным мистериальным сознанием, переосмысляется советская история и Отечественная война. В нем заново перемонтированы признаки советской цивилизации, поглощенные стихией мистериального действа.  

Имя Кирилла Серебренникова стало известно в Москве и за ее пределами благодаря его первой московской постановке - пьесе Василия Сигарева "Пластилин". Одни из первых спектаклей только возникшего Центра драматургии и режиссуры он определил лицо и темы целого театрального поколения, начавшего свою профессиональную жизнь в середине или конце 90-х годов. Поставив не одну пьесу так называемой новой драмы, Сребрянников в последние два сезона осуществил и два классических русских текста - "Мещан" Горького и "Лес" Островского. В каждой из них, как впрочем, и в его "современных" спектаклях, так или иначе возникает ситуация духовно опустошенного сознания, изъеденного социальной апатией. Безверие и тоска по вере, религиозное сознание и "смерть Бога", окончательный кризис гуманизма, смена исторических парадигм - вот круг интересующих его проблем. Онтологическая тоска по смыслу - вот то, что составляло внутренний нерв всех его предыдущих работ.

Но, кажется, только "Голая пионерка" дала ему тот материал, который идеально совпал с его эстетикой и мироощущением. Роман Михаила Кононова, вышедший в издательстве Limbus-press в 2001 году, с его лубочным и житийным стилем, с его сюрреалистическим сюжетом, стал основой для новой театральной мистерии.

В специально изданном к спектаклю буклете цитируется фрагмент беседы Бориса Гройса с Ильей Кабаковым о «советском рае» (М., 1999). О том самом «рае», в котором парадоксально переплетены советское и русское, святость и кощунство. Гройс: «Ты действительно думаешь, что есть такой феномен – «советская цивилизация?» Кабаков: «Да, я в этом уверен. Кстати, сейчас она катастрофически окончилась, и надо подбирать ее обломки, чтобы сохранить их… Центральным моментом этой цивилизации является вера в действительное построение рая на земле».

Серебренников вместе в Чулпан Хаматовой - одержимой, пылающей советской святой Мухой – собирают признаки и осколки этого рая. Избранный им жанр, выделенный из романа Михаила Кононова, – мистериальное действо с элементами рождественского вертепа и духовными стихами, «с цирковыми аттракционами и настоящей ЛюбоффьОрловой, а также зафиксированным явлением Пресвятой Богородицы и трагическими ночными полетами абсолютно голой пионерки».

В этой советской мистерии песня «Широка страна моя родная» превращается то в страшное шаманское словечко «Широкастр», которым привораживают бедную девочку, жаждущую веры, то соединяется с протяжным духовным стихом и вместе с ним становится обетованием неведомого рая. Того самого, в котором счастлив человек, и родина дана ему необъятная, и леса, и реки в ней сказочные.

Здесь солдатики одеты в белые гимнастерки, точно уже сразу мертвы.  Погибают они и от фашистов, и от своего генерала Зукова, вертепного Ирода в белой маске и кровавой шинели, который собственноручно каждого третьего вышедшего из окружения счастливца расстреливает, чтобы неповадно было в окружение попадать. Но стоит «святой блуднице» Мухе зайтись в истошном крике и упасть в обморок, как стыдно ему становится, и подвешивают ему прямо под глаз огромную хрустальную «слезу».

Провожая в рай очередного своего «мужа», Муха растягивает перед ним белое полотнище, и по нему бегут тени – кадры из фильма «Цирк», и губы ее шепчут как заклинание, с английским акцентом ЛюбоффьОрловой: «Теперь понимаешь?»

Муха - Чулпан превращается во сне в Чайку или в Пресвятую Богородицу, распростершую свой спасительный покров над родным Мухиным городом Ленинградом. Так ничего и не понявшая, не изведавшая любви девочка-пионерка все же поняла что-то главное, стала воплощением любви, и, претерпев  нечеловеческие страдания, своим попользованным тельцем, своей заговоренной Сталиным и Зуковым душою, вознеслась-таки  прямо в рай, стала святой.

Дистанция разочарования, дистанция окончательной утраты позволила Серебренникову сочинить горький спектакль о потерянной стране, в которой признаки рая и ада перемешались так прочно, что не разобрать, где одно, а где другое.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).