будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Щербино Ксения

Столкновение с горой

Столкновение с горой
bubbl

1.

Церемонию вручения премии Оскар в Америке называют «Женским кубком кубков» (Кубок кубков – чемпионат США по американскому футболу). В этом году 30-секундный рекламный ролик во время Оскара стоил 1,6 миллиона долларов, и рекламщики многих компаний считают это чуть ли не самым удачным вложением. А все потому, что вечером 5 марта у голубых экранов собралось около 40 миллионов зрителей – только для того, чтобы увидеть финишную прямую скачек голливудских темных лошадок.

И хотя на этом мероприятии состояния сколотить нельзя, ставки принимались в течение месяца, а списки фаворитов, их плюсы, минусы и шансы на выигрыш считала своим долгом опубликовать каждая газета – от New York Times до Variety. Вроде как, при отсутствии явно эпического полотна вроде «Титаника», «Гладиатора» или «Властелина колец», требующего поощрения хотя бы за величие замысла, Голливуд в лице 5,000 избранных должен голосовать сердцем. Получили же Оскара и «Форрест Гамп», и «Девочка на миллион»! А угадать, что сердце подсказывает, - дело нехитрое. Так, полуофициально считалось, что лучшей картиной года станет «Горбатая гора» - уж больно ее превозносили критики, да и, надо отдать должное, и кассовые сборы ей прочили большие. К мнению критиков прислушались не только кинопрокатчики, передвинувшие премьеру фильма с 20 апреля на 16 марта. Сегодня с утра, как раз после новостей, на "Радио Семь" разыгрывались билеты на эту премьеру – значит, и здесь готовились возложить лавровый венок на голову победителя. Увы, и на старуху бывает проруха. Как выяснилось, фавориты не всегда приходят первыми.

2.

Результаты голосования оскаровского жюри не могут не удивить любого, кто в течение последнего времени следил за окологолливудской прессой. Из пяти основных категорий критики не определили победителя ни в одной, ну разве что лучшую женскую роль угадали.
Вместо «Горбатой горы» фильмом года стало "Столкновение" Пола Хаггиса. 

К минусам «Столкновения» относили то, что его слишком уж лобовая антирасистская направленность теряется на фоне других социально-политических фильмов. К тому же, дебютировала кинолента более года назад на кинофестивале в Торонто – интерес к ней, с точки зрения Голливуда, давно уже сошел на нет, да и сборы – 53 миллиона, большие для малобюджетного (7 миллионов долларов) независимого производства, невелики для оскаровского номинанта.

Впрочем, «Горбатая гора» тоже успешное дитя независимого производства, выбившееся в люди (76 миллионов в американском прокате). И если принять во внимание, что «Мюнхен» - чересчур размытый и провальный с точки зрения критиков - и «Капоте» (успех фильма – скорей, заслуга Филиппа Хоффмана, играющего главную роль) отпадали сразу, а «Спокойной ночи и удачи» - темная лошадка, в общем не имеющая шансов на выигрыш, то выбор и правда встал между «Столкновением» и «Горбатой горой». Жюри оказалось в позиции буриданова осла.

Скатился с оскаровской горы и Хит Леджер, которого вместе с его основнымо соперником Хоакином Фениксом в «Переступить черту» обошел Филипп Хоффман, мастерски воплотивший на экране образ великого Капоте. А краснознаменный Клуни («Сириана») отобрал награду за лучшую мужскую роль второго плана и у Джейка Гиленхаала из «Горы».

Прогнозы оправдались разве что в отношении Риз Уизерспун, сыгравшей американскую любимицу Джун Картер. Хотя, кроме нее, там особо и некому было отдавать награду – разве что за выслугу лет вручить его Джудит Денч.

Даже мультипликация ожидания обманула. Вместо того, чтобы повенчать Оскара с «Мертвой невестой» Тима Бертона, его отдали на съедение «Уоллесу и Громиту».

На самом деле, Оскар в этом году действительно стал сфинксовой задачкой, позволяющей множественные толкования. Одни разглядели за успехом «Капоте», «Трансамерики» и «Горы» чуть ли не новую сексуальную революцию в Голливуде, в пику Бушу, конечно же. Другие, сопоставив «Сириану» и «Спокойной ночи и удачи», пытались обвинить киношников в том, что они чересчур политизируют шоу и, проиграв политическое противостояние Бушу во время выборов 2004, сводят счеты уже на своей территории. Третьи, наконец, анализируя бюджеты номинантов, считали их сворой мосек, в которую случайно забрел слон Спилберга (бюджет «Мюнхена составил около 70 миллионов).

Что ж, в том, что касается финансовой стороны вопроса, претензии обоснованы. Как бы ни странно смотрелось подобное сравнение, но все та же «Спокойной ночи и удачи» за первый уик-энд собрала в прокате 30 миллионов – то есть, одну треть от того, что собрала «Месть ситхов».. И дело не только в ней. Все четыре оскаровских номинанта на лучшую кинокартину года собрали 228 миллионов – и это при том, что тот же последний лукасовский фильм собрал 380 миллионов. А театральные сборы находятся в прямой зависимости от посещаемости и, значит, востребованности публикой. Получается, что Оскар еще никогда не был столь далек от народных масс, что для американского искусства – чуть ли не смертный грех.

Конечно, можно возразить, что кассовость никогда не была признаком уровня фильма, а то победили бы «Голый пистолет» и «Один дома». С другой стороны, за 2005 было выпущено достаточно ярких и техничных кассовых фильмов, которые стандартно претендовали на награду – вроде «Кинг-Конга», «Нарнии» или очередного «Гарри Поттера». Но на этот раз они пришлись не ко двору.

Фактически, отказавшись от привычной раздачи розовых слонов большим семейным блокбастерам, жюри нынешнего Оскара заявило о том, что считает себя частью мирового культурно-политического, а не чисто развлекательного процесса. Об этом свидетельствует и подбор фильмов-номинантов. Большинство сняты независимыми компаниями или дочерними отделениями больших компаний, не обладающих большими ресурсами (хотя если говорить по существу, то только «Столкновение» является на сто процентов независимым фильмом), с маленькими бюджетами и актерами явно не первой величины (при всей звездности Хита Леджера, он, конечно, еще не новый Кэрри Грант). С другой стороны, широта тем, затронутых этими кинолентами (расизм – «Столкновение», терроризм – «Мюнхен», убийство и журналистская этика – «Капоте», борьба против политической опрессии -  «Спокойной ночи и удачи», и дискриминация сексуальных меньшинств – «Горбатая гора»), заставляет задуматься о состоянии современного общества.

В конце концов, структура голливудского фильма всегда укладывалась в единую формулу: жить в Америке хорошо, а американцы – отличные парни. И если плохие парни на какой-то момент вдруг и подчиняют себе систему – то только потому, что она такая хорошая и свободная. Но рано или поздно обычный хороший американец, будь то Хэмфри Богарт или Гари Купер, одним щелчком пальца вернет все на свои места. Когда же смотришь «Сириану», «Преданного садовника» или «Спокойной ночи и удачи» невольно приходишь к мысли, что в мире что-то сломалось. Правда уже не на стороне Америки. Обычный хороший американский парень творит зло в Ираке и не только там,  а в результате приходит Джордж Клуни, американский космополит, и спасает Америку от нее самой.  Даже такие далекие от власти и политики фильмы, как «Горбатая гора» или красивый и музыкальный «Переступить черту», рассказывают о том, что в Америке жить –  совсем не так сладко. И то, что награды получили именно они, свидетельствует:  в Голливуде начали это осознавать.

Однако вряд ли стоит делать какие-либо далеко идущие выводы. В конце концов, как сказал Джон Бурмэн, один из старейшин Голливуда, в интервью Guardian, «в том, что касается политики в Голливуде, единственная действующая политика – прибыль». А исключение только подтверждает правило.
 
Список победителей премии "Оскар":
Лучший актер - Филип Сеймор Хоффман ("Капоте")
Лучший актер второго плана - Джордж Клуни ("Сириана")
Лучшая актриса - Риз Уизерспун ("Переступить черту")
Лучшая актриса второго плана - Рэйчел Вайс ("Преданный садовник")
Лучшая работа художника - "Мемуары гейши" (Джон Майр - художник, Гретхен Рау - декоратор)
Лучшая полнометражная анимация - "Уоллес и Громит: Проклятие Кролика-Оборотня" (Ник Парк и Стив Бокс)
Лучшая операторская работа - "Мемуары гейши" (Дайон Биб)
Лучшая режиссерская работа - "Горбатая гора" (Энг Ли)
Лучший дизайн костюмов - "Мемуары гейши" (Коллин Этвуд)
Лучший документальный фильм - "Птицы 2: Путешествие на край света" (Люк Жаке и Ив Дарондо)
Лучший монтаж - "Столкновение" (Хьюз Уинборн)
Лучший короткометражный документальный фильм - Note of Triumph: The Golden Age of Norman Corwin (Коринн Марринан и Эрик Саймонсон)
Лучший фильм на иностранном языке - "Tsotsi" (Южная Африка)
Лучший грим - "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф" (Хауард Бергер и Тэми Лэйн)
Лучшая песня - "It's Hard Out Here for a Pimp" (музыка и слова - Джордан Хьюстон, Седрик Коулман и Пол Борегар)
Лучшая музыка к фильму - "Горбатая гора" (Густаво Сантаолалла)
Лучшая короткометражная анимация - "The Moon and the Son: An Imagined Conversation" (Джон Кейнмэйкер и Пегги Стерн)
Лучший фильм - "Столкновение" (Пол Хэггис и Кэти Шульман)
Лучший короткометражный фильм - "Six Shooter" (Мартин МакДонаф)
Лучший звук - "Кинг Конг" (Майк Хопкинс и Итан Ван дер Рин)
Лучший монтаж звуковых эффектов - "Кинг Конг" (Кристофер Бойес, Майкл Семаник, Майкл Хеджес и Хэммонд Пик)
Лучшие визуальные эффекты - "Кинг Конг" (Джо Леттери, Брайан Ван'т Хул, Кристиан Риверс и Ричард Тэйлор)
Лучшая сценарная адаптация - "Горбатая гора" (Ларри МакМертри и Дайана Оссана)
Лучший оригинальный сценарий - "Столкновение" (Пол Хэггис и Бобби Мореско)
Премия за выдающиеся заслуги в кинематографе - Роберт Олтман

Щербино Ксения
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).