1.
Церемонию вручения премии Оскар в Америке называют «Женским кубком кубков» (Кубок кубков – чемпионат США по американскому футболу). В этом году 30-секундный рекламный ролик во время Оскара стоил 1,6 миллиона долларов, и рекламщики многих компаний считают это чуть ли не самым удачным вложением. А все потому, что вечером 5 марта у голубых экранов собралось около 40 миллионов зрителей – только для того, чтобы увидеть финишную прямую скачек голливудских темных лошадок.
И хотя на этом мероприятии состояния сколотить нельзя, ставки принимались в течение месяца, а списки фаворитов, их плюсы, минусы и шансы на выигрыш считала своим долгом опубликовать каждая газета – от New York Times до Variety. Вроде как, при отсутствии явно эпического полотна вроде «Титаника», «Гладиатора» или «Властелина колец», требующего поощрения хотя бы за величие замысла, Голливуд в лице 5,000 избранных должен голосовать сердцем. Получили же Оскара и «Форрест Гамп», и «Девочка на миллион»! А угадать, что сердце подсказывает, - дело нехитрое. Так, полуофициально считалось, что лучшей картиной года станет «Горбатая гора» - уж больно ее превозносили критики, да и, надо отдать должное, и кассовые сборы ей прочили большие. К мнению критиков прислушались не только кинопрокатчики, передвинувшие премьеру фильма с 20 апреля на 16 марта. Сегодня с утра, как раз после новостей, на "Радио Семь" разыгрывались билеты на эту премьеру – значит, и здесь готовились возложить лавровый венок на голову победителя. Увы, и на старуху бывает проруха. Как выяснилось, фавориты не всегда приходят первыми.
2.
Результаты голосования оскаровского жюри не могут не удивить любого, кто в течение последнего времени следил за окологолливудской прессой. Из пяти основных категорий критики не определили победителя ни в одной, ну разве что лучшую женскую роль угадали.
Вместо «Горбатой горы» фильмом года стало "Столкновение" Пола Хаггиса.
К минусам «Столкновения» относили то, что его слишком уж лобовая антирасистская направленность теряется на фоне других социально-политических фильмов. К тому же, дебютировала кинолента более года назад на кинофестивале в Торонто – интерес к ней, с точки зрения Голливуда, давно уже сошел на нет, да и сборы – 53 миллиона, большие для малобюджетного (7 миллионов долларов) независимого производства, невелики для оскаровского номинанта.
Впрочем, «Горбатая гора» тоже успешное дитя независимого производства, выбившееся в люди (76 миллионов в американском прокате). И если принять во внимание, что «Мюнхен» - чересчур размытый и провальный с точки зрения критиков - и «Капоте» (успех фильма – скорей, заслуга Филиппа Хоффмана, играющего главную роль) отпадали сразу, а «Спокойной ночи и удачи» - темная лошадка, в общем не имеющая шансов на выигрыш, то выбор и правда встал между «Столкновением» и «Горбатой горой». Жюри оказалось в позиции буриданова осла.
Скатился с оскаровской горы и Хит Леджер, которого вместе с его основнымо соперником Хоакином Фениксом в «Переступить черту» обошел Филипп Хоффман, мастерски воплотивший на экране образ великого Капоте. А краснознаменный Клуни («Сириана») отобрал награду за лучшую мужскую роль второго плана и у Джейка Гиленхаала из «Горы».
Прогнозы оправдались разве что в отношении Риз Уизерспун, сыгравшей американскую любимицу Джун Картер. Хотя, кроме нее, там особо и некому было отдавать награду – разве что за выслугу лет вручить его Джудит Денч.
Даже мультипликация ожидания обманула. Вместо того, чтобы повенчать Оскара с «Мертвой невестой» Тима Бертона, его отдали на съедение «Уоллесу и Громиту».
На самом деле, Оскар в этом году действительно стал сфинксовой задачкой, позволяющей множественные толкования. Одни разглядели за успехом «Капоте», «Трансамерики» и «Горы» чуть ли не новую сексуальную революцию в Голливуде, в пику Бушу, конечно же. Другие, сопоставив «Сириану» и «Спокойной ночи и удачи», пытались обвинить киношников в том, что они чересчур политизируют шоу и, проиграв политическое противостояние Бушу во время выборов 2004, сводят счеты уже на своей территории. Третьи, наконец, анализируя бюджеты номинантов, считали их сворой мосек, в которую случайно забрел слон Спилберга (бюджет «Мюнхена составил около 70 миллионов).
Что ж, в том, что касается финансовой стороны вопроса, претензии обоснованы. Как бы ни странно смотрелось подобное сравнение, но все та же «Спокойной ночи и удачи» за первый уик-энд собрала в прокате 30 миллионов – то есть, одну треть от того, что собрала «Месть ситхов».. И дело не только в ней. Все четыре оскаровских номинанта на лучшую кинокартину года собрали 228 миллионов – и это при том, что тот же последний лукасовский фильм собрал 380 миллионов. А театральные сборы находятся в прямой зависимости от посещаемости и, значит, востребованности публикой. Получается, что Оскар еще никогда не был столь далек от народных масс, что для американского искусства – чуть ли не смертный грех.
Конечно, можно возразить, что кассовость никогда не была признаком уровня фильма, а то победили бы «Голый пистолет» и «Один дома». С другой стороны, за 2005 было выпущено достаточно ярких и техничных кассовых фильмов, которые стандартно претендовали на награду – вроде «Кинг-Конга», «Нарнии» или очередного «Гарри Поттера». Но на этот раз они пришлись не ко двору.
Фактически, отказавшись от привычной раздачи розовых слонов большим семейным блокбастерам, жюри нынешнего Оскара заявило о том, что считает себя частью мирового культурно-политического, а не чисто развлекательного процесса. Об этом свидетельствует и подбор фильмов-номинантов. Большинство сняты независимыми компаниями или дочерними отделениями больших компаний, не обладающих большими ресурсами (хотя если говорить по существу, то только «Столкновение» является на сто процентов независимым фильмом), с маленькими бюджетами и актерами явно не первой величины (при всей звездности Хита Леджера, он, конечно, еще не новый Кэрри Грант). С другой стороны, широта тем, затронутых этими кинолентами (расизм – «Столкновение», терроризм – «Мюнхен», убийство и журналистская этика – «Капоте», борьба против политической опрессии - «Спокойной ночи и удачи», и дискриминация сексуальных меньшинств – «Горбатая гора»), заставляет задуматься о состоянии современного общества.
В конце концов, структура голливудского фильма всегда укладывалась в единую формулу: жить в Америке хорошо, а американцы – отличные парни. И если плохие парни на какой-то момент вдруг и подчиняют себе систему – то только потому, что она такая хорошая и свободная. Но рано или поздно обычный хороший американец, будь то Хэмфри Богарт или Гари Купер, одним щелчком пальца вернет все на свои места. Когда же смотришь «Сириану», «Преданного садовника» или «Спокойной ночи и удачи» невольно приходишь к мысли, что в мире что-то сломалось. Правда уже не на стороне Америки. Обычный хороший американский парень творит зло в Ираке и не только там, а в результате приходит Джордж Клуни, американский космополит, и спасает Америку от нее самой. Даже такие далекие от власти и политики фильмы, как «Горбатая гора» или красивый и музыкальный «Переступить черту», рассказывают о том, что в Америке жить – совсем не так сладко. И то, что награды получили именно они, свидетельствует: в Голливуде начали это осознавать.
Однако вряд ли стоит делать какие-либо далеко идущие выводы. В конце концов, как сказал Джон Бурмэн, один из старейшин Голливуда, в интервью Guardian, «в том, что касается политики в Голливуде, единственная действующая политика – прибыль». А исключение только подтверждает правило.
Список победителей премии "Оскар":
Лучший актер - Филип Сеймор Хоффман ("Капоте")
Лучший актер второго плана - Джордж Клуни ("Сириана")
Лучшая актриса - Риз Уизерспун ("Переступить черту")
Лучшая актриса второго плана - Рэйчел Вайс ("Преданный садовник")
Лучшая работа художника - "Мемуары гейши" (Джон Майр - художник, Гретхен Рау - декоратор)
Лучшая полнометражная анимация - "Уоллес и Громит: Проклятие Кролика-Оборотня" (Ник Парк и Стив Бокс)
Лучшая операторская работа - "Мемуары гейши" (Дайон Биб)
Лучшая режиссерская работа - "Горбатая гора" (Энг Ли)
Лучший дизайн костюмов - "Мемуары гейши" (Коллин Этвуд)
Лучший документальный фильм - "Птицы 2: Путешествие на край света" (Люк Жаке и Ив Дарондо)
Лучший монтаж - "Столкновение" (Хьюз Уинборн)
Лучший короткометражный документальный фильм - Note of Triumph: The Golden Age of Norman Corwin (Коринн Марринан и Эрик Саймонсон)
Лучший фильм на иностранном языке - "Tsotsi" (Южная Африка)
Лучший грим - "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф" (Хауард Бергер и Тэми Лэйн)
Лучшая песня - "It's Hard Out Here for a Pimp" (музыка и слова - Джордан Хьюстон, Седрик Коулман и Пол Борегар)
Лучшая музыка к фильму - "Горбатая гора" (Густаво Сантаолалла)
Лучшая короткометражная анимация - "The Moon and the Son: An Imagined Conversation" (Джон Кейнмэйкер и Пегги Стерн)
Лучший фильм - "Столкновение" (Пол Хэггис и Кэти Шульман)
Лучший короткометражный фильм - "Six Shooter" (Мартин МакДонаф)
Лучший звук - "Кинг Конг" (Майк Хопкинс и Итан Ван дер Рин)
Лучший монтаж звуковых эффектов - "Кинг Конг" (Кристофер Бойес, Майкл Семаник, Майкл Хеджес и Хэммонд Пик)
Лучшие визуальные эффекты - "Кинг Конг" (Джо Леттери, Брайан Ван'т Хул, Кристиан Риверс и Ричард Тэйлор)
Лучшая сценарная адаптация - "Горбатая гора" (Ларри МакМертри и Дайана Оссана)
Лучший оригинальный сценарий - "Столкновение" (Пол Хэггис и Бобби Мореско)
Премия за выдающиеся заслуги в кинематографе - Роберт Олтман