«Пауль сука, сука, сука!», а другой делится: «Теща сказала: У него большая голова и умные глаза». «Я проклял всех, в том числе этого сраного осьминога Пауля,чтоб он мидиями подавился и сдох». «А мне очень нравится Пауль. И красивый, и умный, и талантливый. Даже – мечтательно – подумывала завести нечто подобное. Жаль, что уже пенсионер. Хорошее животное. Возможно, вкусное, но съесть такого – каннибализм».
О Пауле пишут все, песня американского музыканта Пэрри Гриппа с припевом «Осьминог Пауль, мы любим тебя» стала хитом. Герман Лукомников сочинил палиндром «Суп от кота «Vivat Octopus”. Из Пауля хотели сделать паэлью, но премьер-министр Испании сказал, что пошлет на его защиту специальную команду, а министр окружающей среды вынесла на Совет министров стран Евросоюза предложение о запрете употребления Пауля в пищу. Паулю вручили главный приз мундиале, копию, конечно – опустили в аквариум, он обнял всеми восемью. Тут не просто футбол, тут что-то большее. Или футбол стал больше (еще больше!), чем футбол.
У Пауля появились подражатели: крокодил, попугай, но это же просто зверьки, куда им, а у Пауля такой бэкграунд, что его пророческому дару можно даже не удивляться. Фильмы про «Чужих», ставшие в 80-е годы сенсацией, показали инопланетян не зелеными человечками, а страшными осьминогами, которые опутывали своими щупальцами несчастных космонавтов, и только проникнув в осьминожий разум, превосходящий, понятное дело, человеческий, можно было спастись. Инопланетян изображали и гигантскими тараканами, и людьми-великанами, и роботами, но осьминог оказался точнее, «попал». На Земле же человечество, особенно итальянское и советское эпохи перестройки, прилипало к телевизорам, чтоб посмотреть очередную серию «Спрута». La piovra. Мафия. Неуничтожимая даже таким неустрашимым рыцарем как Микеле Плачидо, комиссар Катанья. Сколько щупалец не отруби, в запасе еще столько же, поскольку все они ведут к голове, а голова неуничтожима по определению. Голова – это государство, не только его глава, но сама система, уничтожить голову спрута – уничтожить мир, который есть царство спрута.
Голубая кровь течет отнюдь не в жилах аристократов, голубая кровь у одного существа на Земле – у осьминога. Его строение гораздо экономичнее нашего. Переплетение трубочек и проводов, с клапанами и мешочками легких, почек, печени, желудка, приставленных, чтоб держались, к стойке скелета. Тут просто: голова, она же всё остальное, и восемь рук с множеством маленьких пальчиков. Голова ест, голова думает, голова рожает. Большая голова. Умные глаза. Руки получают исчерпывающую информацию об окружающем пространстве и берут из него все, что голове захочется. «Заверните», - говорит голова, и щупальца заворачивает мидию с флагом той страны, которая победит в игре.
Пауль не сразу понял, что от него хотят, на Евро-2008 ошибался, но к нынешнему мундиале ему все стало ясно: миллионам людей важно знать, какой флаг отправит больше мячей в ворота другого флага. Ах вон оно что, - сказал себе Пауль, - и больше не ошибался. Паулю подсказывает не одно сердце, а сразу три, тут не промахнешься. Ассошиэтед Пресс сообщило, что греческий репортер спрашивал у руководства океанариума, не мог бы головоногий моллюск предсказать конец финансового кризиса. Его, конечно, послали. Как будешь вопрос формулировать? Греческий флаг и на каждую мидию по году: 2010, 2012..? Пауль не понимает, что такое кризис, это же не мяч, который должен оказаться в сетке, а что-то волатильное: больше мидий-меньше мидий, бывает, болеют, ими тогда и отравиться недолго.
Спрут и футбол – два вида организации мира. Спрут обтекаем, повижен, мимикрирует под окружающую среду, два его жеста – брать и отталкивать, всеми восемью руками. Практически, Шива. Он сверхчеловечен, как и Горгона Медуза, спрут всегда делает прогнозы, финансовые, политические, пытается влиять и влияет на будущее и на судьбу всех тех ракушек и голых рыбешек, что крутятся у него под восемью ногами. Осьминог-пророк – знак вступления в судьбоносную, мифологическую эпоху. Потому что простое человеческое становится божественно-героическим, когда появляется дельфийский оракул, и по всем важным вопросам обращаются именно к нему, непостижимому, сверхчеловеческому. Вот же и тут: «Пресловутый осьминог Пауль из германского океанариума грозит стать серьезным конкурентом аналитикам и стратегам ведущих мировых инвестбанков», заявили эксперты телеканала CNBC.
Футбол – другое: тут всё ясно и наглядно. Если одна команда забила два гола, а другая три – разница в чуть-чуть, вопрос случайности, везения, однако ж недобравший всего одного гола выбывает из игры. Везение и даже рок имеют место, но шанс на победу - вкупе с мастерством, игрой не на жизнь, а на смерть. Этого не хватает миру: цели и стремления к ней, арифметической ясности – гол/не гол, как бы противоположности индивидуализму и искусству, где нет чемпионов, где кажется, что «и я бы так смог». Когда-то искусство потрясало, стоя перед картинами, читая стихи, люди впадали в транс, «болели», но сейчас болеют исключительно за футбол. Казалось бы, какая разница, эти одиннадцать победят или другие, но миллионы во всем мире рвут на себе волосы, один даже покончил с собой, когда проиграла его любимая команда. Паренек с Гаити, болел за Бразилию. Футбол стал тем, чего недостает в жизни: есть звезды, но условие игры – взаимопонимание, взаимочувствование, взаимопомощь, общая цель. Тут нет раз навсегда полученного статуса, сегодня ты чемпион, завтра не доберешься и до 1/8 финала. Тут все на виду, всё по-честному. И любая ошибка – роковая, а что есть ошибка в жизни, уже никому не понятно. Тут нет волатильности: или-или. И рок, который может в одночасье уничтожить все труды. Сверхчеловеческий осьминог Пауль почему-то знает, кто победит. «Он не предсказывает, а наводит порчу», - клевещут некоторые. Кальмар, лобстер, креветка, каракатица! – как только не обзываются. Но есть и здравые мысли: «Не пригласить ли в Сколково на какую-нибудь руководящую должность осьминога Пауля?» - задается вопросом политолог Стредмиловский. А президент Национальной ассоциации букмекеров России Олег Журавский заявил, что направил запрос на покупку Пауля для предсказания матчей российской премьер-лиги, что напомнило мне старый анекдот: «Брежнев говорит Косыгину: посмотри на настоящих маршалов: Кутузов, Моше Даян, может, выколем нашему Гречке один глаз?». Хиддинк не вытянул российскую сборную, потому что он просто человек, а стране, находящейся примерно в состоянии греческих полисов накануне Троянской войны (это когда родовое проклятье уже в седьмом или восьмом поколении гробило остатки былой крито-микенской роскоши, а тут собрались, взяли Трою, самоуничтожились, начали с чистого листа, и возникла Эллада) может помочь только Оракул, только услышанное сверхчеловеческое. Правда, Пауль стар, объявил, что уходит на пенсию, но лиха беда начало, океан полон преемников. Осьминогов теперь, небось, уберут с рыбных прилавков, зато будут продавать плавающими в аквариумах в эзотерических магазинах.
P.S. «У всех вдруг - внезапно- образовалась в сердце и мозгу такая полость, где возникли мысли и чувства про осьминога. На этом месте должна была быть живая жизнь - но нет, оказалось, там всегда было место под осьминога!», - написала молодая девушка из Лондона, но, видимо, недооценивает важности этого места. На страничке Пауля в фейсбуке каждая запись получает несколько тысяч откликов, с «живой жизнью» просто не сравнить.