будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Культура
Борисова Марина

Свежие английские ужасы

Свежие английские ужасы
fals

Два новых Мариинских спектакля – премьеры прошлого сезона – побывали в Москве: «Фальстаф» Верди и «Поворот винта» Бриттена. Для тех, кто в курсе, сам факт их приезда – уже событие. Мариинский дом до сих пор рекордсмен страны по выпуску новой продукции, да и сама эта продукция – при всей хаотичности  художественной политики театра – отличается замахом, даже своего рода шиком: то название, то постановщики, а то и все вместе обещают ощущения по высшему разряду.

Оба названия, привезенные под брэндом фестиваля «Золотая маска», эти ожидания воплощают: оперы нерепертуарны в России (поставленный в 2004-м в Большом театре «Фальстаф» сейчас не идет из-за реконструкции Основной  сцены), непросты для воплощения и поставлены людьми, вызывающими интерес: «Фальстаф» -- оперный дебют режиссера Кирилла Серебренникова, «Поворот винта» сделан шотландской командой (режиссер Дэвид Маквикар, художник – Таня Маккаллин), уже отличившейся в «Макбете» Мариинского театра.

Если оценивать эти спектакли в контексте оперной жизни страны, то результат можно считать едва ли не блестящим. В обоих выдержана планка, выдающая их принадлежность к vip-классу по местным понятиям – в оперной России с ее бедностью средств и идей, на такую ногу не живут. Если же, забыв о близком окружении, предъявить гамбургский счет, сравнив эти спектакли с эталоном, вывод будет не столь радужным. Если «Фальстаф» и «Поворот винта» – лучшее, что у нас есть сегодня (а об этом говорит их попадание в номинанты «Золотой маски»), это очень и очень грустно. Потому что подтверждает, что об эталоне нам лучше забыть.

Эталон – это когда оперный спектакль может называться произведением искусства. Для чего, по сути, нужно совсем немного: непререкаемое качество всех музыкально-театральных компонентов (оркестр, певцы и  пр.) и их смысловая внятность. То есть, когда оперный спектакль -- не движущаяся картинка под музыку, а серьезный театральный текст, где есть – не побоюсь этого слова – своя драматургия, где постановщики отвечают за каждый шаг, зная, о чем они ставят и зачем они взялись за эту работу.

В отношении «Фальстаф» на эти вопросы ответить еще возможно. Явно, что ставил его Кирилл Серебренников без внутренней мотивации – никакого личного отношения, своего убедительно взгляда на это произведение не чувствуется. Единственно громким ходом было здесь то, что режиссер скрестил оперу, не имеющую постановочной  традиции в России, и для большинства по-прежнему ассоциирующуюся с костюмным спектаклем 19-го века, с миром современного глянца, воплощенного в рекламной индустрии. Что это за люди, которые устраивают Фальстафу засаду, загоняя его в ночной парк? Современные виндзорские кумушки -- те, кто неумолимо ориентирован на успех, измеряя его исключительно освоением материальных благ. Вот эти особи – с шиком одетые и ухоженные бездельники с капиталом – травят человека, который, несмотря на свои лета и далеко не спортивную внешность, до сих пор мнит себя героем. Все. Эта мысль, понятная с самого начала, на протяжении трех актов механически вдалбливается в головы публики. Физического движения так много, что можно и задохнуться – понятно, почему Фальстаф  после финальной оргии падает замертво: не всякая живая тварь вынесет подобный ритм и напор. Спектакль «Фальстаф» может произвести впечатление на тех, кому довольно самого факта превращения Верди в современное зрелище -- моторно-упругое шоу: вау, неужели это опера? Совсем не скучно! Пусть так, но соблюдение санитарных музыкальных норм  (чистота и слаженность ансамблей, которыми знаменита эта опера) все же подразумевается.

После агрессивного «Фальстафа» «Поворот винта» воспринимается вершиной деликатности. Подумать только: культурный, совсем не театральный свет, создающий образ английского ужастика (все действие в полумраке), простые  условные декорации – горизонтально движущиеся панели с проемами, метафора неустойчивого мира, где за обыденной обстановкой скрываются кошмары. Спектакль пронизывает печальная ритуальность – слуги и служанки вносят и уносят бытовые предметы безмолвно и так значительно, что стол, стул, кровать и даже крупная детская лошадка, на которую один раз садится девочка, существуют здесь не ради для домашнего уюта, и что хорошим дело не кончится.

Конечно, не кончится. «Поворот винта» отсылает не к механике, это название средневековой пытки. И опера Бриттена – это психологический триллер, когда страшно с самого начала от напряжения – чувствуется, что вот-вот случится ужасное. Здесь есть странный сюжет (таинственная связь двух детей с двумя призраками, заканчивающаяся смертью), и изысканный инструментарий (ансамбль, где каждый музыкант – солист). Однако из этого впечатляющего арсенала ничего нового не рождается, потому ни на грамотный свет, ни грамотная, но не более сценография не скрывают отсутствия режиссерской работы. Для чего эти люди выходят на сцену, кому они поют и зачем они это делают, какую историю хотел -- не проиллюстрировать, но рассказать от своего лица -- режиссер и какая художественная необходимость заставила его взяться за постановку – все это остается без ответа. Соответственно, вопрос, зачем все это нужно смотреть, повисает в воздухе. Ну уж не ради штампов, вроде поднимающейся из вороха сухих листьев на полу женской руки, или силуэта мужчины с бледным лицом в пустых проемах  увитой плющом стены. Девочка лет шести, сидевшая рядом и неотрывно глядевшая на сцену, сказала, что ей страшно так, что сегодня она спать точно не будет. То есть волшебная сила искусства вроде налицо. Но все-таки «Поворот винта» -- спектакль, предполагающий более требовательное восприятие. Поэтому, испытав благодарность артистам, спевшим все эти ужасы естественным звуком, вполголоса (ответственный концертмейстер Ирина Соболева), дирижеру Павлу Смелкову, юному актеру Николаю Ирви (Майклс), и сопрано Ирине Васильевой (Гувернантка), пытаешься представить, что осталось бы от этого спектакля, если вдруг выключить звук. Увы: разводка, как в старой доброй опере.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).