Мэр г. Москвы г-н Собянин выразил неудовольствие тем, что в столице имеются, как он выразился, элитные школы для элитных детей, за обучение в которых, тем не менее, платит государство.
В частности, градоначальник сказал, что в Москве "есть школы, где на одного учащегося выделяется 63 тысячи бюджетных рублей в год, а есть такие, где 100, 120 и даже 200 тысяч". "Это – элитные школы, где учатся элитные дети элитных родителей. В результате дети получают разное образование – и это вызывает вопросы родителей”, – отметил мэр
Действительно, на ученика средней школы «с углубленным изучением предметов» положено тратить 74,2 тысячи рублей, а на ученика основной школы – 63 тысячи рублей. Гимназисты, лицеисты и кадеты идут с опережением – каждому из них положено по 120,3, 120 и 128,7 тысячи рублей в год соответственно. В связи с этим Сергей Собянин поставил под сомнение сложившуюся систему и предложил постепенно ее изменить, не разрушая полностью старую.
Тут мамы, папы, дедушки и бабушки, а также деятели народного просвещения сильно удивились и даже всполошились. Я тоже удивилась, потому что некоторые знакомые и даже родственные мне дети учатся в таких учебных заведениях. Учатся бесплатно, не относясь к элите решительно ни в каком понимании этого слова.
Признаюсь, что на мой старомосковский слух, отягощенный еще и филологическим образованием, словосочетание «элитные дети» звучит а) не по-русски; б) неуважительно. Люди – с точки зрения наук об обществе – могут принадлежать/не принадлежать к элите; институции – клубы, учебные заведения, разного рода объединения граждан могут быть элитарными. Элитными бывают сорта пшенищы и породы скота.
Так что говоря о школах, я не буду пользоваться этим словом. Но далее речь пойдет не о терминах.
Итак, есть дети более и менее состоятельных родителей, и есть дети из средне- и малообеспеченных семей. Кто из них станет элитой – покажет жизнь. А есть еще дети, по разным причинам взятые на государственное иждивение – например, воспитанники кадетских корпусов (о них – не будем).
И что правда, то правда: обучение одного учащегося в разных государственных средних школах, согласно нормативным данным, обходится в разные суммы: в обычной общеобразовательной школе – дешевле; в лицее – дороже. И было бы странно, если бы лицеи и гимназии от обычной общеобразовательной школы отличались только школьной униформой (впрочем, за нее все равно платят родители).
Конечно, в такой большой стране, как наша, найдутся достойные школы, не получившие статус лицея, равно как и лицеи, мало отличающиеся от обычной школы. Кстати, лицеи, гимназии и Центры образования (именно Центры – верхняя ступень в иерархии государственных средних учебных заведений) есть по всей России, а вовсе не только в Москве.
Если вас интересует, чем располагают гимназии и лицеи – я имею в виду оборудование, спортзалы, лаборатории, компьютерные классы, библиотеки, радиоустановки, музыкальные инструменты – то достаточно заглянуть на сайты гимназий и лицеев, чтобы понять, на что расходуются эти самые как бы «подозрительные» деньги.
Вот, например, в Петербурге есть лицей № 389 с " Центром Экологического Образования (ЦЭО)" , служащий интересной моделью интеграции общего и дополнительного образования детей. Экологический лицей имеет сад, опытные участки земли, флористическую мастерскую и еще много всего. Углубленная подготовка там ведется по многим школьным предметам: это биология, химия, экология, математика, физика, информатика и ИКТ.
А в Челябинске есть лицей №120 с технологическим профилем образования – заодно он служит методическим центром для повышения квалификации учителей города и области. Лицей имеет отличные мастерские, что позволяет на его базе проводить курсы и семинары по проблемам организации технологического образования и областные предметные олимпиады.
Понятно, что в Центрах образования, лицеях и гимназиях в среднем больше высококвалифицированных учителей – с учеными степенями, стажем, званиями отличников просвещения и т.п. В Липецке есть лицей № 44, где преподают два доктора и два с чем-то десятка кандидатов наук. Значит, там существенно больше должен быть и фонд зарплаты.
Конечно, денег везде не хватает – и цены растут, да и не предусмотришь всего. Поэтому родители несут, кто что может – комплекты журнала «Квант» за прежние годы, ноутбук не самой новой марки, лабораторную посуду или аквариум.
Как правило, гимназии и лицеи – школы с немалыми требованиями к учащимся. Вот что об этом пишет выпускник гимназии 1576 САО г.Москвы ( чтобы не отвлекать читателя, я все-таки исправила его орфографические ошибки):
«Отучился, как говорится от звонка и до звонка. Т.е. с 1-го класса, как пришел, так и учился. Школа на самом деле требует очень времени и нервов, но поверьте, что и дураками из нее не выходят. Педсостав – настоящие профессионалы. К примеру, Шанцева Л.Я. (география) стала Преподавателем года 2005 и Заслуженным преподавателем России (стаж просто огромный, где-то около 50-ти лет).
Нагрузка, конечно, просто непомерная (кажется я об этом уже говорил), так что если вы решите посвятить себя помимо школы еще какому либо виду деятельности, желательно, чтобы данные курсы проходили под патронажем школы (иначе просто не успеете) или отложите данное занятие до лучших времен. Что касается выпускников, то только из моего класса 6 человек поступило в МГТУ им. Баумана (Физ-мат и ИТ профиль), 4 человека в МАДИ, 1 в МАИ, остальные – кто куда (Высшая школа экономики, я – в РГОТУПС, остальных не помню ). Так что дерзайте!»
Меж тем «отнять и поделить» мы уже пробовали. Не так ли?...